Исковое заявление в сфере общественного питания – это самостоятельный судебный процессуальный документ, призванный отстоять нарушенные права потребителя услуг. В материале мы разберёмся в нормативно-правовой основе обращения в суд к кафе и ресторанам, а также расскажем, как правильно составить иск и предъявить его в орган правосудия.

Файлы для скачивания:

Споры в сфере общепита

Споры в сфере общепита, возникающие между посетителем заведения и его администрацией, хоть и не слишком распространены на практике, однако периодически происходят. Поводом для недовольство может стать несколько факторов:

  • непрохождение фейсконтроля;
  • добавление в чек позиций, которые фактически не были заказаны;
  • грубость со стороны официанта или охранника;
  • нарушение санитарных норм, ставшее причиной отравления;
  • нарушение норм безопасности, ставшее причиной причинения вреда здоровью;
  • и так далее.

Каждый отдельно взятый повод предполагает свою стратегию поведения в суде, свои правовые нормы. Для того чтобы не допустить ошибок придётся предварительно изучить общие положения Гражданского, Гражданского процессуального кодексов, а также Закона «О защите прав потребителей».

Потребительский закон

Спор между посетителем кафе и его администрацией относится к потребительскому, так как данная сфера правоотношений подпадает под действие Закона «О потребителях». Законодатель определил, что потребитель должен получать услуги и товары надлежащего качества, предполагая, что вторая сторона обязана их предоставлять. В случае нарушения этого правила могут наступить неприятные для ресторана последствия:

  • проверка санэпидемстанции;
  • проверка Роспотребнадзора;
  • судебный спор.

Потребительский закон вносит некоторые изменения в общие правила разрешения гражданских споров в судах общей юрисдикции. Поговорим о каждом из них в отдельности.

Подсудность и пошлина

Подсудность потребительского спора является альтернативной, то есть истец вправе самостоятельно выбрать, в какой именно суд обращаться. Так, на выбор доступны следующие варианты:

  • суд по месту прописки истца;
  • суд по адресу постановки на учёт ответчика;
  • суд по месту заключения договора.

Что касаемо уплаты государственной пошлины, то истец вовсе освобождается от данного обязательства, установленного Налоговым кодексом РФ. Предполагается, что денежные средства впоследствии будут взысканы с ответчика по решению суда.

Что можно потребовать

Потребительский иск может включать в себя несколько требований, зависящих от сложившейся ситуации. Самым основным всегда будет являться взыскание денежных средств, затраченных потребителем на приобретение некачественного товара, оплаты некачественной услуги. Речь может идти о незаказанной позиции меню, навязанной услуге или чём-то ещё. Распространённая ситуация, когда ресторан увеличивает сумму чека за живое выступление музыкантов в обеденном зале, предварительно об этом не предупредив. Это прямое нарушение норм законодательства.

Второе требование – взыскание неустойки за несвоевременное разрешение вопроса. Недовольный потребитель отправляет контрагенту претензию с требованиями, которые тот, при наличии должных обстоятельств, обязан удовлетворить в десятидневный срок. Если этого не произошло, на каждый день просрочки будет начисляться пеня в размере одного процента от цены договора. В нашем случае от заявленных требований.

Третье требование – возмещение морального вреда. Зачастую конфликты с заведениями общепита имеют своим предметом не некачественно приготовленную пищу, а хамское отношение со стороны охраны или официанта. В ход идут оскорбления, унижения или даже рукоприкладство. Такое поведение со стороны представителей заведения безусловно вызовет у посетителя нервный стресс, станет причиной психического и нравственного расстройства.

Четвёртое требование – взыскание штрафа за ненадлежащее исполнение обязательства. Если дело дошло до суда, избежать уплаты штрафа не получится. Его размер определяется как 50 процентов от суммы, удовлетворённой по решению суда.

Рассказываем, как правильно составить иск

Составляя любое исковое заявление, в первую очередь обратим внимание на его преамбулу. В правом верхнем углу листа бумаги мы пропишем полное название судебного органа, в который подаётся иск, а также его адрес. Здесь же укажем ФИО истца, серию и номер его паспорта, место прописки. В силу того, что ответчиком всегда является юридическое лицо или ИП, сведения о нём можно обнаружить в открытых источниках (ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно). Потребуется обозначить полное наименование организации со ссылкой на организационно-правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес.

Следующим шагом мы переходим к формированию описательно-мотивировочной части. Начинаем её с самого факта посещения заведения общепита с указанием конкретной даты и временем визита. Далее отмечаем, что именно стало причиной недовольства потребителя, обосновывая свою позицию нормативно, представляя доказательства. В качестве таковых можно запросить записи с камер видеонаблюдения или попросить суд привлечь граждан, способных подтвердить, в качестве свидетелей. Бремя доказывания всегда лежит на истце, так что именно ему придётся доказывать, что факт имел место на деле.

Затем мы утверждаем, что контрагенту была направлена претензия с требованием об урегулировании спора в досудебном порядке, однако тот в свою очередь не пошёл на контакт.

Ниже по документу начинаем выдвигать свои исковые требования. Подписываем официальную бумагу, оформляем список приложений, переходим на стадию отправки. Один экземпляр должен уйти по адресу ответчика, а второй в суд.

Примерный образец