Исковое заявление в сфере образовательных услуг – это самостоятельный судебный процессуальный документ, направленный на восстановление нарушенных прав потребителя образовательной услуги. В материале мы рассмотрим процедуру обращения в суд, оценим судебные риски, а также расскажем, как правильно сформировать иск без допущения процессуальных ошибок.

Файлы для скачивания:

Образовательные услуги

Говоря об образовательных услугах в рамках данного материала, мы уделим внимание именно платным услугам, оказываемым частными организациями. Сюда может относиться частный детский сад, репетиторские центры, центры дополнительного образования и так далее. Граждане заключают с подобными организациями договоры о возмездном оказании образовательных услуг, за определённую плату проходят обучающие курсы.

В настоящее время дополнительное образование занимает довольно большой сегмент рынка, вследствие чего подобные судебные споры отнюдь не являются редкостью. Самые распространённые недовольства потребителей выглядят следующим образом:

  • неудовлетворительное качество образования (потребуется доказать в судебном порядке);
  • фактически было отработано меньшее количество учебных часов, чем было прописано в договоре;
  • организация закрылась и отказывается возвращать деньги студентам, не завершившим образовательный процесс.

Также некоторые компании в рамках рекламной кампании утверждают, что возвратят своим выпускникам деньги, если те не добьются каких-то конкретных результатов. Если речь идёт о послевузовском дополнительном образовании, то гарантия даётся на трудоустройство. Здесь крайне важно посмотреть, как именно этот пункт будет прописан в условиях соглашения. В теории можно взыскать денежные средства и таким образом.

Нормативное регулирование

Нормативное регулирование вопроса предъявления претензий к образовательной организации приводится в положениях Закона «О защите прав потребителей». С точки зрения действующего законодательства обучение в такой компании считается исполнением договора о возмездном оказании образовательных услуг, следовательно, студент определяется как потребитель, а образовательное учреждение как поставщик услуг. Для того чтобы понимать, на что можно рассчитывать в суде, углубимся в нормы потребительского закона.

Что можно потребовать

Первое и самое важное требование – это соразмерное уменьшение цены договора (если исполнен не до конца), возврат денежных средств в полном размере (при определённых условиях). Пожалуй, только этот запрос будет считаться обязательным, а все остальные – факультативными.

Второе – это взыскание с ответчика неустойки. Потребительский закон гласит, что гражданин перед обращением в суд должен направить своему контрагенту претензию в письменном виде, в которой предъявить свои требования. Если на то есть законные основания, вторая сторона обязана удовлетворить требования, дать ответ в письменной форме. Зачастую этого не происходит, здесь вступает в дело неустойка. За каждый день выхода за десятидневный срок реагирования поставщикау услуг будет начисляться неустойка в размере одного от цены договора. Её итоговая сумма не может превышать цены договора, тем не менее значение в любом случае немаленькое.

Третье требование – возмещение причинённого потребителю морального вреда. Если в ходе юридической перепалки гражданин испытал нервный стресс и психические страдания, можно заявить требования о компенсации морального вреда. Обычно суд удовлетворяет от одной до десяти тысяч рублей.

Четвёртое требование – судебный штраф. Потребительский закон предусматривает штраф за отказ от разрешения спора мирным путём. Если по итогу будет вынесено решение не в пользу ответчика, ему дополнительно присудят штраф в размере 50 процентов от удовлетворённой судом суммы.

Подсудность и пошлина

Разрешение вопроса подсудности и уплата государственной пошлины всегда должны производится на самом первом этапе формирования иска. Закон «О потребителях» предусматривает альтернативную подсудность, позволяет обратиться в:

  • суд по прописке истца;
  • суд по адресу регистрации ответчика;
  • суд по месту заключения договора.

С территориальной подсудностью разобрались, переходим к вертикальной. Здесь всё будет зависеть от цены иска, то есть совокупности заявленных требований. Как только цена иска перевалит за 50 000 рублей, дело должно отойти по подсудности в районный (городской) суд. Всё, что ниже, рассматривается мировым судьёй судебного участка.

Что же до пошлины, то истец по потребительскому спору вовсе освобождается от её уплаты. Денежные средства по итогу будут взысканы со стороны, признанной проигравшей по делу.

Инструкция по составлению иска

Формируя исковое заявление, обратим внимание на его преамбулу. В углу листа пропишем название суда, в который заявляется иск, его адрес, а также данные о сторонах и представителях. Для физлица укажем ФИО, место прописки, серию и номер паспорта, а для юрлица – полное наименование компании со ссылкой на организационно-правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес.

Далее разъясняем суду и ответчику сложившуюся к настоящему моменту времени ситуацию, приводя аргументы в поддержку своей позиции. Прикладываем к иску договор об оказании образовательных услуг и документы, подтверждающие оплату (квитанция, чек). Затем указываем, каким именно образом ответчик нарушил потребительские права истца, в чём выражается правонарушение. Если мы желаем удержать ещё и неустойку, потребуется предоставить ещё и её подробный расчёт.

Ниже по документу переходим к заявлению своих требований, выделяя каждое из них отдельным пунктом.

Примерный образец