Характеристика – это самостоятельный документ, содержащий сведения о лице. Речь может идти о работнике, родителе или ином специальном субъекте. Следует разобрать данную форму официальной бумаги поподробнее.

Распространение

Характеристики имеют довольно широкое распространение в самых разнообразных сферах деятельности человека. Самыми популярными примерами являются характеристики для студентов, практикантов или работников. Отдельные процедуры, связанные с государственными органами, также требуют предоставления характеристик. Например, военкомат или органы опеки.

Кто пишет характеристику

По идее характеристику должно писать лицо, непосредственно взаимодействовавшее с человеком, в отношении которого и составляется документ. Это может быть непосредственный начальник, научный или классный руководитель. Однако ситуация зачастую складывается иначе. На практике задача поручается кому-то из рядовых сотрудников или непосредственно самому объекту характеристики. Обычно эту работу выполняет сотрудник кадровой службы.

Содержание

Не существует какого-то единого перечня моментов, который должен быть отражён в характеристике. Как правило, руководитель старается описать своего подчинённого со всех сторон. В частности, повышенное внимание уделяется следующим моментам:

  • дисциплинированность, трудолюбие;
  • отношения с коллегами, социальные навыки;
  • пунктуальность и исполнительность;
  • чем именно занимался человек на своём месте;
  • личные достижения и успехи по работе (учёбе).

Конкретный список положений обычно определяется исходя из целей составления бумаги и органа, её запрашивающего. Если речь идёт об органах опеки, наибольшее внимание будет уделяться, конечно же, личностным качествам, а не трудовым успехам.

Форма документа

На сегодняшний день органы государственной власти не предъявляют никаких особых требований к содержанию характеристик. Любая официальная бумага из этой группы пишется в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков.

На практике документ принято писать на фирменном бланке организации, содержащем все её реквизиты. Такой способ придаст документу более презентабельный вид. В характеристике должно расписаться лицо, её составившее. Как правило, это непосредственный начальник.

Правила работы с текстом

Как уже было сказано выше, характеристики пишутся в свободной форме. Следует отметить, что существуют определённые правила, которых необходимо придерживаться, а именно:

  • деловой стиль языка;
  • обозначение реквизитов (дата, место);
  • указание ответственного за написание лица;
  • соблюдение нейтрального тона повествования;
  • расшифровка оставленных автографов.

Следует довольно осторожно подходить к подбору используемых выражений. Необходимо избегать жаргонизмов, ругательств, оскорблений, оценочных суждений. Характеристика должна носить максимально объективный характер.

Обычно характеристика составляется в одном экземпляре и передаётся лицу лично в руки. В документе пишут, для какого ведомства или организации он предназначен. Таким образом предприятие страхует себя от недобросовестности своего подчинённого.