Характеристика практиканта с предприятия – это документ, завершающий производственную практику студента в организации. В настоящем материале мы подробно разберём правила составления официальной бумаги.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Производственная практика
В настоящий момент большинство обучающих программ очной формы обучения предполагают прохождение студентами практики. Одни образовательные учреждения самостоятельно направляют своих подопечных в заранее выбранные компании, а другие – дают волю выбора. По общему правилу человек вправе самостоятельно договориться о прохождении практики в той или иной фирме.
Как бы то ни было, практика всегда должна оцениваться. Итоговый результат подводит руководитель практики из образовательного учреждения, базируясь на характеристике практиканта с его временного места получения опыта. Непосредственно на предприятии студент закрепляется за наставником, который имеет своей задачей объяснить, как устроен производственный процесс, ввести в общий курс дела, оценивать успехи. Именно наставник и должен писать характеристику.
Правовая регламентация практики содержится в Приказе Минобрнауки от 27.11.2015 г.
Что отразить в характеристике
Характеристика практиканта несколько отличается от характеристики с места работы, хотя на первый взгляд и кажется, что они похожи. Во-первых, в настоящем документе в обязательном порядке отмечается, какие именно задачи выполнял студент на предприятии. Их ставит наставник. Во-вторых, обозначаются успехи практиканта за всё время пребывания в компании. В-третьих, даётся оценка личностным и трудовым качествам лица. На основании этих и многих других данных руководитель практики и будет выставлять итоговую оценку, которая в дальнейшем скажется на дипломной работе.
Отметим, что зачастую на практике можно встретить ситуацию, в которой задачу по написанию характеристики поручают непосредственно самому практиканту. Такой подход в корне не верен, не имеет права на существование. Наставничество – это один из важнейших институтов, влияющих на становление личности, нельзя им пренебрегать.
Правила составления официальной бумаги
Любые характеристики относятся к деловым бумагам, так как они заверяются представителем предприятия, а также оттиском фирменной печати организации. Следовательно, к ним предъявляются ровно такие же требования, как и к любой другой документации, а именно:
- соблюдение делового, строгого стиля языка, нейтрального тона повествования;
- отказ от использования ругательств, оскорблений, фамильярства (даже если практикант проявил себя не с лучшей стороны);
- указание реквизитов (дата, место);
- наименование компании со ссылкой на её организационно-правовую форму;
- подпись представителя предприятия;
- расшифровка оставленного на бумаге автографа.
Студенту, получившему характеристику на руки, следует самостоятельно её прочесть, проверить на наличие ошибок. Руководитель практики из образовательного учреждения должен получить на руки итоговый вариант по предусмотренной форме.
Форма документа
Органы государственной власти не предъявляют абсолютно никаких отдельных требований к форме такой группы официальных бумаг как характеристики. Все документы из этой категории пишутся без использования общеобязательных унифицированных бланков в свободной форме.
Обычно характеристика составляется на чистом листе бумаги формата А4 или А5. Если потребовалось несколько страниц, следует их пронумеровать. Также имеет смысл воспользоваться фирменным бланком организации, так как на нём уже по умолчанию будет прописано её наименование и все реквизиты.
Исполнить текст допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и при помощи машинописных средств. Это решение составитель вправе принять самостоятельно, ведь юридическая сила официальной бумаги от него не изменится. Обычно предпочтение отдаётся именно печатной форме, так как характеристика будет прикладываться к личному делу студента, рассматриваться представителями университета на экзамене или зачёте.
Рассказываем, как правильно написать характеристику практиканта
Первым делом следует разобраться с реквизитами. В шапке документа должны быть прописаны сведения об организации, в которой ученик проходил практику. Указываем её полное наименование, ИНН, ОГРН, юридический адрес, номер телефона для связи. Этих сведений будет достаточно.
Ниже по документу посредине листа бумаги пишем слово «Характеристика», с красной строки приступаем к составлению основной части. Начинаем её с обозначения личных данных о студенте: ФИО, наименование образовательного учреждения, факультет, направление, курс, группа. Следующим шагом отмечаем сам факт прохождения вышеупомянутым лицом практики, ограничиваем её временные рамки.
Затем необходимо кратко, на ёмко оценить по достоинству старания студента. Отмечаем его личностные и трудовые качества, отдельные успехи на рабочем месте, отношения с коллективом, взаимоотношения с руководством предприятия. Для характеристики практиканта крайне важно указать, какой именно деятельностью он занимался. Достаточно перечислить как минимум 3 различных занятия.
На завершающем этапе работы с официальной бумагой обозначаем оценку, которую заслуживает практикант по мнению его наставника на предприятии.
Примерный образец
Ватов Николай Денисович, студент группы ЭП-432198 4 курса юридического факультета Курганского Государственного Университета, прошел практику в Курганском городском суде с 01.07.2024 по 01.08.2024.
За время прохождения практики Ватов Н. Д. выполнял следующие задачи:
ведение протокола судебного заседания;
сшивание дел;
составление описи материалов дела.
Хочется отметить усидчивость Ватова Н. Д,, стремление к знаниям. За месяц практики Николай сдружился со всем трудовым коллективом, а также с представителями администрации суда.
Я считаю, что необходимо оценить практику Ватова Н. Д. на оценку «отлично».
Председатель Курганского городского суда Анисимов А. А. (Анисимов)
На этом моменте работа с характеристикой практиканта подходит к завершению. Заверяем её автографом наставника, оттиском фирменной печати организации. Убеждаемся, что подпись представителя компании была расшифрована (фамилия и инициалы) надлежащим образом.