Акт на оприходование приплода животных – это учётный документ, в котором фиксируется количество приплода в головах, а также его общая масса в килограммах. Процедура оприходования всегда сопровождается составлением официальных бумаг.

Файлы для скачивания:

Распространение

Оприходование приплода животных происходит на предприятиях, чья деятельность связана с сельским хозяйством. Речь может идти о различных фермах, животных хозяйствах и так далее. Ответственный сотрудник обязан фиксировать количество родившихся животных и передавать данные в бухгалтерию.

Акт в обязательном порядке составляется в двух экземплярах, один передаётся в бухгалтерию, а второй остаётся и хранится на ферме.

Роль акта

Настоящий акт довольно многофункционален и одновременно выполняет несколько задач:

  • во-первых, официальная бумага относится к учётной документации. Именно на основании акта на оприходование бухгалтер фирмы сможет провести необходимые операции. Речь идёт о ведении учёта животных на ферме, а также контроле расхода затраченных денежных средств;
  • во-вторых, настоящий документ может служить основанием для расчёта заработной платы конкретного сотрудника, за которым закреплено животное. Именно ответственный работник обязан ухаживать за скотом, отвечать за его приплод;
  • в-третьих, на основании актов на оприходование приплода организации может вести определённую статистику. Это поможет планировать деятельность наперёд;
  • в-четвёртых, акт используется для ведения зоотехнического учёта.

Процедура

Оприходование должно производиться непосредственно в тот же день, когда был получен приплод. Ответственный работник обязан зафиксировать следующие моменты:

  • кличка или инвентарный номер матки;
  • количество рождённых животных (в головах и в килограммах);
  • присвоенный инвентарный номер;
  • сколько голов из приплода родились мёртвыми;
  • отличительные черты новорождённых животных, выданные им клички.

Официальная бумага со всеми вышеперечисленными положениями должна быть заверена другими сотрудниками фермы. Свой автограф на документе должны оставить: бригадир, зоотехник, заведующей фермой и лицо, ответственное за конкретное животное. После того, как все подписи встанут на свои места, акт может передаваться в бухгалтерию для осуществления учётных мероприятий.

Кто составляет акт

Закон не оставляет чёткого указания на сотрудника, который может составить акт. Постановление Госкомстата гласит, что написать документ могут следующие работники: заведующий фермой, бригадир или зоотехник. В любом случае составитель должен иметь общее представление о работе с официальными бумагами, уметь правильно заполнять бланки.

Форма документа

На сегодняшний день вся учётная бухгалтерская документация может составляться в свободной форме без использования унифицированных бланков. Такое положение вступило в силу с 2013 года. Однако многие предприятия по сей день продолжают использовать разработанные государственными органами формы. В нашем случае речь идёт о форме СП-39, утверждённой Постановлением Госкомстата в 1997 году.

Заполнить бланк можно одним из двух стандартных способов: от руки с помощью чёрной или синей шариковой ручки или в печатном виде при помощи компьютерных средств. Выбор лежит на плечах составителя. Отметим, что оба варианта по итогу будут обладать равной юридической силой. На практике ответственный сотрудник имеет под рукой чистые бланки для заполнения и вносит в них сведения от руки по ходу оприходования.

Тонкости заполнения бланка

Существуют определённые тонкости в работе с унифицированными бланками. Речь идёт об общих требованиях к заполнению и об особенностях формы СП-39. Под общими требованиями понимается:

  • заполнение всех обязательных полей (если того требует форма);
  • недопустимость опечаток, зачёркиваний, исправлений. В случае допущения ошибки придётся взять чистый бланк;
  • соблюдение единиц измерения.

Что касаемо особенностей конкретной формы, настоящий акт составляется для оприходования приплода конкретного вида животных. То есть в одном документе нельзя отразить приплод поросят и, например, телят. На каждый вид животных придётся составить отдельную официальную бумагу. Такая строгость объясняется особенностями бухгалтерского учёта.

Пошаговая инструкция по заполнению формы

По своей структуре форма состоит из двух страниц, вторая из которых распечатывается на обратной стороне листа. Начать заполнение следует с реквизитов документа. Указываем полное наименование организации со ссылкой на её организационно-правовую форму, конкретное отделение и номер фермы. Затем в табличке справа оставляем дату написания акта, код предприятии в соответствии с классификатором. Далее присваиваем официальной бумаге уникальный номер для документооборота в фирме и хранения согласно утверждённой номенклатуре дел.

Ниже по документу берёт своё начало основная часть. Указываем учётную группу животных (телята, поросята и так далее), ФИО заведующего фермой. Сведения о приплоде обозначаются в таблице, состоящей из семи столбцов. Оставляем данные об ответственном за конкретное животное работнике, кличку матки и прочие данные. Если таблицы не хватило для перечисления всего приплода, она продолжается на оборотной стороне. Подводя итог, указывается общее количество голов и их суммарная масса в килограммах.

На этом составление официальной бумаги подходит к концу. Свои подписи (с расшифровкой) на акте должны оставить все участвовавшие в оприходовании лица. Дальше заполнять форму будет уже бухгалтер организации. Ему придётся указать цену приплода, его итоговую стоимость, дебет и кредит. В завершение бланка бухгалтер повторно ставит дату.

После фактического использования акт подлежит хранению в архиве фирмы в течение установленного законом срока, после чего может быть уничтожен за ненадобностью. Решение об уничтожение должен принять руководитель компании лично.