Акт на отпуск питания по безналичному расчёту по форме ОП-22 – это учётная официальная бумага, составляемая в заведениях общепита с целью отражения поступления/списания денежных средств. Процедура всегда оформляется соответствующими документами.

Файлы для скачивания:

Роль акта

Как уже было сказано выше, по своей юридической природе настоящий акт является учётным бухгалтерским документом. На его основе бухгалтер сможет списать продукты питания и записать полученные от их реализации доходы. Отметим, что в форме ОП-22 обозначается исключительно отпуск продукции по безналичному расчёту сотрудникам заведения общепита и иным гражданам по абонементам. Итоговое значение суммируется и принимается к учёту.

Процедура

В соответствии с требованиями законодательства акт на отпуск питания по безналичному расчёту должен составляться ежедневно в конце рабочей смены. Занимается написанием официальной бумаги заведующий производством. Это может быть бригадир или шеф-повар. Сотрудник должен иметь определённые навыки работы с учётной документацией, разбираться в бухучёте. Только так процедура будет полностью легальной, а бухучёт останется «чистым». В противном случае сотрудники налоговой инспекции могут заподозрить организацию в уклонении от налогов.

Акт составляется в единственном экземпляре. Итоговый вариант направляется в бухгалтерию на проверку расчётов. Как только главбух оставит на документе свой автограф, он передаётся руководителю организации на утверждение. Только в этом моменте официальная бумага приобретёт должную юридическую силу.

Хранение

Акт на отпуск питания, как и любой другой учётный документ, должен храниться на предприятии в течение установленного законом срока (не менее 5 лет). В целях хранения официальных бумаг в организации закрепляется номенклатура дел. По факту истечения положенного периода времени акт может быть уничтожен как утративший силу за ненадобностью. Ответственность за сохранность несёт один из сотрудников фирмы. Как правило, это заведующий архивом.

Форма документа

В настоящий момент любая учётная официальная бумага может быть написана в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Акт на отпуск питания относится к этой группе документов и не является исключением из общего правила. Организация может выработать собственный шаблон, закрепить его в учётной политике в целях бухгалтерского учёта и использовать на постоянной основе. До 1 января 2013 года заведения общепита были вынуждены пользоваться разработанной и утверждённой Постановлением Госкомстата в 1998 году формой ОП-22. По состоянию на сегодняшний день бланк носит исключительно рекомендательный характер, является типовой формой.

Заполнить форму ОП-22 можно одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки (но не карандаша) и в машинописном виде на компьютере при помощи бухгалтерского ПО. Решение принимает ответственный за составление акта работник с оглядкой на особенности документооборота в организации. По общему правилу способ написания текста при всех прочих равных не сможет отразиться на юридической силе официальной бумаги. На практике практически все компании пользуются печатным вариантом.

Правила работы с типовыми формами

При работе с унифицированными бланками необходимо соблюдать определённые требования. Одна часть из них продиктована действующим законодательством (Закон «О бухучёте» и другие), а другая – сложилась в ходе многолетней практики (в том числе судебной). Речь идёт о следующих моментах:

  • форма ОП-22 должна быть предварительно утверждена в учётной политике в целях бухгалтерского учёта;
  • если был выбран рукописный способ заполнения, используем чернила одного цвета;
  • автографы ответственных лиц должны быть расшифрованы;
  • если в столбце таблицы уже прописаны единицы измерения, не нужно их дублировать в клеточках;
  • если бланк предусматривает обозначение денежных сумм с учётом копеек, обращаем на это внимание;
  • нельзя оставлять в документе опечатки и неточности. В случае допущения ошибки следует аккуратно зачеркнуть неверное значение, рядом прописать нужное, сделать отметку «исправленному верить», проставить дату внесения изменений и заверить корректировки подписями ответственных лиц.

Инструкция по заполнению формы ОП-22

Форма ОП-22 состоит из одной страницы, её заполнение не должно вызвать затруднений у опытных работников сферы общепита. Для удобства взаимодействия условно разделим бланк на три составных элемента: реквизиты, данные по отпущенной продукции и подписи ответственных лиц.

Первым делом обратим внимание на реквизиты, прописав в шапке официальной бумаги полное наименование организации со ссылкой на её организационно-правовую форму, конкретное структурное подразделение. Здесь обозначаем коды по классификаторам (ОКПО, ОКПД). Далее присваиваем настоящему акту уникальный номер для документооборота и хранения согласно утверждённой номенклатуре дел, оставляем дату (число, месяц, год) его составления.

Ниже по документу отражаем данные по отпущенным продуктам питания в таблицу, разделённую на две части. В верхней половине указываем блюда для сотрудников, а во второй – по абонементам. Потребуется прописать наименования изделий кухни, их количество, учётную цену и цену отпуска, а также итоговую сумму. В завершение таблицы подводится итог, обозначенным в ней сведениям. Показатели из двух частей суммируются. В нижней части бланка перечисляем все приложения к настоящему акту, оставляем на них ссылки.

Примерный образец

На этом процесс заполнения формы ОП-22 подходит к завершению. Своими автографами (с расшифровкой) его должны заверить ответственные лица, проводящие процедуру. Как только все подписи встанут на свои места, официальная бумага обретёт должную юридическую силу. Отметка об утверждении директором ставится в шапке документа (дата, подпись руководителя).