Расчеты по договорам между предприятиями могут осуществляться не только в денежном виде, но также альтернативным способом. Таким способом является взаимозачёт между договаривающимися организациями. Для оформления такого альтернативного способа исполнения обязательства предусмотрен отдельный документ – акт взаимозачёта между организациями.

Что это за документ

Акт взаимозачёта сам по себе не носит самостоятельный характер, так как зачёт обязательств происходит по исполнению требований, предусмотренных другими договорами. Он составляется по требованию одного из контрагентов, который желает осуществить сверку взаимных требований организаций. По такому акту возможно осуществить как полный зачёт взаимных требований, так и их части.

В каких случаях можно провести взаимозачёт

Поводы для осуществления мероприятия перечислены в Гражданском кодексе РФ. Взаимозачёт между организациями возможен, если по договору соблюдены три обязательных условия:

  • у организаций должны быть выдвинуты друг к другу требования (встречные требования);
  • требования, выдвинутые организациями, должны носить однородный характер по отношению друг к другу;
  • срок одного из встречных требований наступил, договором обусловлен не был либо срок был определен до момента востребования.

В случае несоблюдения второго и третьего пунктов взаимозачёт всё равно возможно произвести по соглашению сторон.

В каких случаях невозможно произвести взаимозачёт

Взаимозачёт невозможен в следующих ситуациях:

  • в случае истечение срока исковой давности по требованию;
  • объектом договора являются отношения по взысканию алиментов;
  • обязательство предполагает пожизненное содержание гражданина;
  • обязательство предполагает возмещение причиненных убытков физическому или юридическому лицу;
  • обязательство связано с возмещением убытков за причинение вреда жизни и здоровью гражданина.

Также, несмотря на отсутствие вышеперечисленных обязательств в договоре, взаимозачёт всё равно может быть невозможен по следующим причинам:

  • организация-участник соглашения проходит процедуру по банкротству;
  • организация намерена средствами, полученными по итогу взаимозачёта, оплатить свою задолженность по оплате взносов в уставной капитал организации.

Особенности составления акта

Законодательством не предусмотрена единая форма для акта взаимозачёта. Его можно составить в свободной форме посредством компьютерной печати или от руки, соблюдая общие требования, предъявляемые к договорам.

Преамбула акта

В преамбулу документа должны входить стандартные для всех договоров позиции, а именно:

  • дата и место составления акта;
  • полное наименование организаций-контрагентов (указать ИНН и ОГРН) с указанием ответственных на заключение договора лиц, уполномоченных на то уставом организации, доверенностью или иными документами.

Преамбула акта должна выглядеть следующим образом:

Г. Курган апреля 2024 года

ОАО «Фифти-Фифти» ИНН 763478923467 ОГРН 1368684567987 в лице старшего юриста Пучкова Клима Александровича, действующего на основании генеральной доверенности от 01.04.2024 г., с одной стороны, и ООО «БанкЛейбл» ИНН 456781234564 ОГРН 5367890345676 в лице ген. Директора Пирожкова Артура Тиграновича, действующего на основании Устава, с другой стороны, в свою очередь, составили акт взаимозачёта о нижеследующем:

Основная часть документа

В основной части акта участникам договора необходимо указать следующие моменты:

  • во-первых, необходимо обозначить то, на основе каких документов будет произведен взаимозачёт между сторонами со ссылками на них. Такие документы должны быть приложены к акту;
  • во-вторых, следует отметить, какими именно действиями, операциями будет произведен взаимозачёт с освещением их количественных и качественных характеристик;
  • в-третьих, в обязательном порядке необходимо отметить, какие именно обязательства будут погашены производимым зачётом.

Суммы, указываемые в акте, следует расшифровать в буквенном виде. Такое написание имеет больший юридический вес и поможет избежать банальной опечатки.

Зачёт может быть произведён не в полном, а лишь в частичном объёме. В таком случае контрагентам следует указать сумму, которая была зачтена настоящим актом, и остаток по основному долгу с указанием срока его погашения.

Акт составляется в количестве двух экземпляров, что также необходимо отметить в документе. По одной копии для каждого из контрагентов. Экземпляры имеют идентичную юридическую силу. Далее отмечается сумма зачёта производимых требований.

Так должна выглядеть основная часть акта:

1.Стороны договора считают обязательства, предъявляемые друг к другу, исполненными посредством поведения взаимозачёта встречных требований.

2. Основания возникновения исполненных требований:

2.1. В соответствии с выполнением работ, произведённых ОАО «Фифти-Фифти» по договору подряда от 15.10.2023 г. №567/С, ООО «БанкЛейбл» обязан уплатить подрядчику сумму в размере 100 000 тыс. руб. (сто тысяч рублей) не позднее 10.04.2024 г.

2.2. В соответствии с договором купли-продажи автомобиля от 20.10.2023 г. №623/В ОАО «Фифти-Фифти» обязано оплатить купленный у ООО «БанкЛейбл» автомобиль в сумме 100 000 тыс. руб. (сто тысяч рублей) не позднее 15.04.2024 г.

3. Взаимный зачёт произведён в отношении вышеуказанных требований. Сумма взаимного зачёта составила 100 000 тыс. руб. (сто тысяч рублей).

4. Акт взаимозачёта составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из договаривающихся сторон.

Ниже по документу следует его подписание сторонами договора в лице уполномоченных на то должностных лиц организаций. Заверить автографами необходимо все составленные экземпляры. Только после подписания сторонами акт приобретает юридическую силу. Постановка печатей организаций на акте необязательна.

Акт может быть составлен для взаимозачёта более чем между двумя организациями. В таком случае количество составленных экземпляров будет равняться количеству участвующих сторон.