Акт ввода в эксплуатацию объекта основных средств – это учётный документ организации, подтверждающий факт использования основного средства по его назначению. Объект может быть поставлен на баланс предприятия, но не введён в эксплуатацию.

Что понимается под объектом основных средств

Любой объект, используемый в целях осуществления деятельности предприятия, будет считаться её основным средством. К ним относят:

  • оборудование, инструменты;
  • строения, здания сооружения;
  • автомобильный транспорт;
  • скот и отдельные культуры растений;
  • и иное.

Бухгалтерский учёт основных средств крайне важен, так как от этого зависит налогооблагаемая база предприятия.

Особенности процедуры

Для использования средства по прямому назначению недостаточно просто осуществить его приёмку и поставить на учёт, необходимо ввести его в эксплуатацию. В рамках этого процесса проводят различные проверки объекта. Осуществляется сравнение его фактических характеристик с сопровождающей документацией и т.д.

Существуют объекты, которые нельзя ввести в эксплуатацию без осуществления предварительного монтажа. Это различные строительные сооружения, технически сложное оборудование и т.д. В таких случаях следует составить акт о передаче оборудования в монтаж. Работами по монтажу занимаются специальные организации.

В целях ввода в эксплуатацию руководителем организации назначается специальная комиссия. В её состав должно войти не менее трёх человек (сотрудников организации). Члены комиссии проводят осмотр объекта: выявляют возможные дефекты, недочёты; сопоставляют значения с технической документацией и т.д. Назначенные работники должны иметь соответствующие знания для дачи объективного заключения о готовности объекта. Если на предприятии не нашлось сотрудников с требуемой квалификацией, допускается привлечение сторонних представителей. В качестве третьей стороны будет выступать приглашенный для дачи заключения эксперт.

После проведения всех необходимых испытаний выносится заключение о готовности или неготовности объекта к вводу в эксплуатацию.

Форма документа

Закон не обязывает организации пользоваться обязательным шаблоном для составления акта, а значит, предприятия вправе разработать документ самостоятельно. Также имеется возможность составить фирменную форму акта для своей организации. Такое решение упростит процесс ввода объекта в эксплуатацию и сделает внутренний документооборот предприятия более целостным и единообразным. Проблема фирменного бланка может заключаться в его негибкости. Документ будет иметь уникальную форму для каждой группы объектов. Например, акты ввода в эксплуатацию жилого дома и газонокосилки будут кардинально отличаться, хотя и то и другое можно отнести к основным средствам предприятия. В таком случае документ можно составить с чистого листа, напечатав его на компьютере или написав от руки шариковой ручкой.

Пошаговая инструкция по составлению документа

Если используется фирменный бланк организации, следует сделать об этом отметку в шапке документа. Вносим данные о форме (номер формы и реквизиты приказа, ФИО руководителя организации, утвердившего форму). В случае составления документа с чистого листа, пропускаем этот пункт. Переходим сразу к следующему шагу.

Как и в любом другом документе, указываем дату его составления и населённый пункт. Ниже пишем наименование организации, вводящей объект в эксплуатацию. Также следует отметить в каком именно структурном подразделении происходит процедура.

Во вводной части акта необходимо отметить лиц, участвующих в процедуре. Если речь идёт о вводе в эксплуатацию объекта после монтажа, необходимо указать наименование монтажной организации и сроки проведения соответствующих работ. Но не все основные средства нуждаются в предварительном монтаже. В таком случае пропускаем этот момент и отмечаем факт назначения комиссии руководителем организации (указываем ФИО руководителя, номер и дату приказа о назначении комиссии).

Разберем составление акта для ввода в эксплуатацию оборудования в качестве основного средства

Вносим данные о всех членах специальной комиссии (должность на предприятии и ФИО) и о вводимом в эксплуатацию объекте. Для объекта указываем его наименование, заводской и инвентарный номера, наименование организации-производителя и дату поступления на предприятие (согласно акту приёма-передачи). Вносим даты проведения испытаний объекта.

Эта часть документа будет выглядеть следующим образом:

Г. Калуга 22 апреля 2024 года

ООО «Станки Плюс»

Цех №2

Приказом директора ООО «Станки Плюс» Вавилова Е. И. от 20.04.2024 года № 15 назначена специальная комиссия для ввода в эксплуатацию объекта основных средств. Комиссия представлена в следующем составе:

Старший мастер Зубов Н. П.

Инженер-технолог Староконь В. П.

Наладчик Данилюк К. А.

Ознакомившись со следующим оборудованием: отбойный молот НТ-300, заводской номер 562АЕ, инвентарный номер МЛТ30, производитель ООО «Отбойник», дата поступления на предприятие: 20.04.2024 г., техническая документация: заводской технический паспорт оборудования; дата проведения испытаний: 21.04.2024 г.

Составила настоящий акт о нижеследующем:

В основной части документа члены комиссии излагают свои выводы по факту осмотра объекта и результатов проведения технических испытаний. В случае выявление дефектов делают соответствующую отметку и составляют отдельный акт. До устранения выявленных недостатков объект не может быть введен в эксплуатацию.

  1. Характеристики объекта соответствуют заявленным производителем показателям.
  2. Пусконаладочные работы выполнены в соответствии с проектом и в условиях соблюдения правил безопасности.
  3. Объект успешно прошел проведённые испытания и может быть введён в эксплуатацию.

Далее по документу комиссия делает итоговое заключение, в котором обозначает дату ввода объекта в эксплуатацию и адрес, по которому оборудование будет эксплуатироваться. Также назначаются сроки эксплуатации до проведения ремонта.

Заключение комиссии:

  1. Отбойный молот НТ-300 подлежит вводу в эксплуатацию с 23.04.2024 по адресу г. Калуга, ул. Заводская, стр. 15.
  2. Техническое обслуживание выполнять в соответствии с регламентом.

В акте необходимо расписаться всем членам комиссии и представителям иных организаций, если они участвовали в процедуре. Далее акт передаётся в бухгалтерию предприятия на подпись главному бухгалтеру. После этого объект можно считать официально введённым в эксплуатацию.

akt-vvoda-v-ehkspluataciyu-obekta-osnovnyh-sredstv