Акт утилизации отходов – это документ, подтверждающий фактическое завершение процедуры по переработке материалов. Процедура всегда оформляется соответствующими официальными бумагами в соответствии с требованиями законодательства.

Утилизация

Правовые основы утилизации отходов регламентируются № 89-ФЗ. В соответствии со статьей первой вышеуказанного нормативного акта под утилизацией понимается повторное использование сырья вследствие его переработки в целях производства новой продукции, извлечения полезных компонентов. Закон делит все отходы на пять классов в зависимости от их опасности.

Утилизация на предприятии может осуществляться двумя путями: силами самой организации или при помощи контрагента. На практике преобладает именно второй способ, так как специализирующаяся на утилизации фирма имеет всё необходимое оборудование, а также квалифицированных специалистов в этой области.

Роль акта

По своей юридической природе настоящий акт выступает лишь приложением к заключённому между сторонами договора подряда на утилизацию отходов. Таким образом сам по себе юридической силы документ не имеет. Если соглашение лишь выражает намерения сторон совершить те или иные действия (утилизировать отходы с одной стороны и оплатить работу с другой), то акт в свою очередь выступает подтверждением фактического исполнения намерений.

Составление акта в первую очередь осуществляется во имя интересов исполнителя, ведь к моменту написания документа он свои обязательства уже выполнил. Официальная бумага подтвердит получение контрагентом оплаты за работу, а также обозначит отсутствие у сторон взаимных претензий.

Подписывая акт, стороны отказываются от претензий друг к другу, следовательно, все дальнейшие споры могут протекать исключительно в судебной плоскости. Подобная категория дел относится к компетенции арбитражного суда. Сторонам договора придётся мотивированно аргументировать свою позицию в судебном разбирательстве.

Форма документа

В настоящий момент для большинства документов отменены общеобязательные унифицированные бланки, однако акт утилизации отходов является исключением. Росприроднадзор в 2022 году утвердил конкретную форму, которой обязаны пользоваться все предприятия без исключения. Отметим, что закон ограничивает срок действия настоящего бланка 2027 годом. Предполагается, что по истечению этого периода будет утверждена новая форма.

Заполнить бланк можно одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки (но не карандаша) или в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Выбор остаётся за составителем

Правила заполнения бланка

Следует отметить, что при заполнении любых форм требуется соблюдать определённые правила. В противном случае документ может быть признан недействительным.

  • Во-первых, следует заполнять все поля формы, если они обязательны к заполнению. Пустых строчек оставаться не должно;
  • во-вторых, в бланке строго нельзя оставлять зачёркивания, опечатки, помарки. В случае допущения ошибки придётся писать документ заново;
  • в-третьих, официальная бумага должна быть в обязательном порядке заверена подписями представителей обеих сторон договора. Подписывающие лица подтверждают свои полномочия соответствующим документом. Речь идёт об уставе общества или оформленной доверенности.

Объясняем, как правильно заполнить форму

По своей структуре форма состоит из четверых страниц. Контрагентам придётся заполнить каждую из них. Начинаем составлять документ с шапки. В ней присваиваем настоящему акту уникальный номер для хранения и документооборота в фирме. Затем оставляем дату (число, месяц, год) составления официальной бумаги и населённый пункт (город, село), в котором она была составлена.

Ниже по документу оставляем подробные сведения об организации-исполнителе:

  • полное наименование со ссылкой на организационно-правовую форму;
  • ИНН, ОГРН, юридический адрес фирмы;
  • адрес объекта, на котором непосредственно производится утилизация отходов;
  • ФИО и должность согласно штатному расписанию (при наличии) представителя стороны;
  • ссылка на документ, уполномочивающий на подписание акта;
  • серия, номер и дата выдачи лицензии на утилизацию.

Вторая страница формы посвящена сведениям о заказчике. Потребуется указать те же сведения, что и об исполнителе.

Далее необходимо сослаться на заключённый между контрагентами договор, в рамках которого и происходила процедура утилизации. Указываем дату заключения и номер. Затем отмечаем сроки выполнения работ исполнителем.

Следующий этап – перечисление конкретного перечня отходов, которые были переработаны исполнителем. Эта часть формы выполняется в виде таблицы. Потребуется указать:

  • наименование класса отходов;
  • код по ФККО;
  • класс опасности материалов;
  • количество в килограммах.

Затем следует заполнить ещё одну таблицу. Она содержит в себе сведения о том, какие продукты получились из переработанных отходов. Далее отмечаем, какой именно способ переработки использовал исполнитель. Всего их три:

  • рециклинг;
  • регенерация;
  • рекуперация.

В завершение формы обозначается, что настоящий акт был составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон договора. На этом работу с документом можно считать практически завершённой. Представители сторон заверяют акт своими автографами (с расшифровкой). Как только все подписи появятся на своих местах, официальная бумага обретёт юридическую силу. Ставить оттиск фирменной печати организации.

После составления акта

Составленный акт подлежит хранению в архиве организаций в течение установленного законом срока. По истечению положенного периода официальная бумага может быть уничтожена за ненадобностью. Отметим, что на основании документа бухгалтер сможет произвести необходимые учётные мероприятия: списать с учёта отходы и поставить на баланс вновь произведённые товары.