Сделки, совершаемые с недвижимостью, должны сопровождаться документом, в котором будет зафиксирован сам факт непосредственной передачи объекта. Таким документом будет являться акт приема-передачи нежилого помещения.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Что акт собой представляет
АПП нежилого помещения – это приложение к основному договору, на основе которого осуществляется сделка между контрагентами. Документ составляется по примеру основного договора. Подписание такого акта завершает сделку по передаче прав на имущество.
Зачем нужен такой акт
Акт имеет под собой довольно важное с юридической точки зрения практическое значение. Подписание акта необходимо для следующих ситуаций:
- акт является завершением соглашения сторон по передаче имущества. Если основной договор фиксирует передачу прав на это имущество, то акт приемки подтверждает фактическую передачу имущества. В случае с недвижимым имуществом фактическая передача осуществляется путем приема-передачи ключей от помещения-объекта соглашения. Речь может идти о сделке в рамках аренды, купли-продажи;
- передача имущества происходит в момент времени, указанной в документе. Момент передачи крайне важен для передачи помещения в пользование по договору аренды. От даты фактической передачи помещения будет отсчитываться срок уплаты арендной платы;
- если по основному договору помещение передаётся контрагенту на правах аренды на срок более года, такая сделки подлежит обязательной государственной регистрации. Для регистрации к договору аренды сторонам необходимо в обязательном порядке предоставить акт приёма-передачи помещения в регистрирующий орган.
Все вышеперечисленные ситуации регламентируются Гражданским кодексом РФ.
Особенности составления документа
Законодательством России не предусмотрена обязательная форма для акта передачи помещения, а также не предложена рекомендуемая форма такого документа. Стороны могут составить акт самостоятельно по шаблону осинового договора сделки, соблюдая общие правила, предъявляемые к оформлению такого рода документов. Допускается составление акта как при помощи компьютера, так и от руки на листе бумаги формата А4.
В акте обязательно указываются полные наименования лиц, заключающих договор, информация о передаваемом помещении с указанием его регистрационных данных и фактических характеристик. К акту прикладывается документация по передаваемому помещению.
Инструкция по составлению акта «на пальцах»
Первым делом в акте указывается его наименование. В нашем случае это будет акт приёма-передачи нежилого помещения.
Ниже по документу идёт указание на место составления документа и простановка даты его составления.
Далее сторонами указываются полные наименования организаций, согласно учредительным документам, участвующих в сделке (необходимо указать ИНН, ОГРН организации), ФИО лиц, представляющих организации в настоящей сделке с указанием на документ, подтверждающий их полномочия на заключение таких сделок (Устав организации, доверенность).
Г. Курган 5 апреля 2024 года
ОАО «ЛоуБэлэнс» ОГРН 5097653876569, ИНН 345672345678, именуемое в дальнейшем «Арендодатель», в лице старшего юриста Матвиенко Юрия Александровича, действующего на основании генеральной доверенности от 01.04.2022 г., с одной стороны, и
ООО «Циркумфлекс» ОГРН 3509875235964 ИНН 345623456784, именуемое в дальнейшем «Арендатор», в лице ген. Директора Петровских Константина Витальевича, действующего на основании Устава, с другой стороны, в свою очередь, именуемые вместе «Стороны», составили настоящий акт по договору №535/А от 5 апреля 2024 г. о нижеследующем:
Переходя непосредственно к предмету составляемого акта, первым делом необходимо указать ссылку на основной договор, по которому и происходит процесс передачи прав на нежилое помещение, с указанием адреса, площади и регистрационных данных оного.
В соответствии с п. 1 Договора ООО «ЛоуБэлэнс» предоставляет в аренду нежилое помещение общей площадью 64 км. м., находящееся по адресу г. Курган, ул. Володарского, д. 15, кадастровый номер дома; 45:15:84556456:4505.
Сторонам следует отметить в акте состояние передаваемого помещения. В этом пункте можно отметить дефекты отдельных частей помещения. Например, незакрывающуюся входную дверь. Эта часть документа должна выглядеть следующим образом:
Помещение осмотрено Арендатором. Техническое состояние помещения на момент осмотра:
стены и потолок помещения – без нареканий;
конструкция окон ПВХ – в удовлетворительном состоянии;
все электроприборы в помещении – полностью исправны;
мебель находится в хорошем состоянии, без видимых внешних дефектов.
Итог оценки общего состояния помещения: соответствует условиям договора.
Такая подробная оценка состояния помещения поможет избежать возникновения между сторонами недопонимания. Если арендатор заметит эти дефекты уже после подписания актами, он уже не сможет ссылаться на них в качестве претензий к арендодателю. Также и арендодатель, в свою очередь, не сможет обвинить арендатора в порче имущества за время пользования им помещениям. По выявленным в помещении дефектам составляется отдельный акт, прилагающийся к настоящему.
Фиксация дефектов упростит взаимоотношения контрагентов относительно ухода за помещением. Так, если на момент приёма помещения дефект на указанном предмете отсутствовал, а в процессе использования по его прямому назначению он появился, при чём не по вине арендатора, последний может потребовать от контрагента устранения этого дефекта либо устранить его самостоятельно, удержав затраченную на ремонт сумму из платы за аренду помещения. В случае удержания суммы за ремонт необходимо в обязательном порядке уведомить об этом арендатора со ссылкой на составленный дефектный акт.
Далее следует указать коммуникации, доступные для арендатора в помещении. Отмечается это, опять же, для предотвращения недопониманий между сторонами.
Отдельными пунктами следует выделить момент удовлетворения арендатора тех. состоянием помещения и отсутствие взаимных претензий контрагентов. В последнюю очередь фиксируем количество составленных экземпляров документа и отмечаем лиц, для которых копии составлены.
Стороны по своему усмотрению могут внести в документ необходимые, по их мнению, пункты. Свобода договора позволяет это сделать.