Акт оприходования металлолома – это учётный документ, на основании которого ценные металлы можно будет записать на баланс предприятия. Процедура всегда оформляется соответствующими официальными бумагами.

Файлы для скачивания:

Металлолом

Под металлоломом понимаются различные металлические предметы, обладающие определённой ценностью, оставшиеся после демонтажа или списания оборудования и других объектов. По общему правилу сотрудники предприятия обязаны оприходовать предметы и только потом решать их дальнейшую судьбу. Металл может быть утилизирован при помощи контрагента или попросту продан. Этот вопрос решает администрация организации.

Процедура

Речь об оприходовании металлолома всегда заходит после демонтажа или списания определённых объектов. Подобные процедуры всегда выполняются коллективно. Руководитель организации своим распоряжением формирует специальную комиссию, члены которой обязаны актировать процесс списания. Соответственно оприходование будет осуществляться сразу после списания тем же составом комиссии. В теории эти две процедуры можно уместить в один акт, что зачастую можно наблюдать в унифицированных бланках.

Заверенный и подписанный документ передаётся в бухгалтерию. Главбух сможет записать металлолом как внереализационный доход в соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса.

Кто актирует процесс

По общему правилу бремя по составлению акта оприходования ложится на председателя сформированной комиссии, однако по взаимному решению коллег эта обязанность может перейти на другого сотрудника. В любом случае ответственный работник должен обладать определёнными навыками работы с официальными бумагами, чтобы составить документ корректно и в соответствии с Законом.

Что отразить в официальной бумаге

На сегодняшний день не существует единого списка моментов, которые необходимо указывать в акте оприходования металлолома. Организации ориентируются на имеющиеся рекомендованные к использованию унифицированные формы, а также на сложившуюся практику. Таким образом, обозначению подлежат следующие положения:

  • кадровый состав комиссии со ссылкой на соответствующий приказ руководителя (дата, номер);
  • природа образования металлолома (ссылка на демонтаж или списание объекта);
  • какие именно объекты отнесены членами комиссии к металлолому;
  • масса металлолома, подлежащего оприходованию;
  • цель оприходования (утилизация, продажа, использование в интересах фирмы);
  • ответственное за хранение лицо.

Форма документа

В настоящий момент времени вся первичная документация коммерческих организаций может быть составлена в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Акт оприходования металлолома не является исключением.

Отметим, что свободная форма документа также выдвигает определённые требования к содержанию официальной бумаги, а именно:

  • деловой стиль языка;
  • обозначение реквизитов;
  • наличие автографов всех участников процедуры;
  • ссылки на иные документы (если актуально).

Следует учесть, что перед использованием формы, её необходимо утвердить в учётной политике предприятия. Написать акт рекомендуется на фирменном бланке компании, так как на нём по умолчанию обозначены реквизиты фирмы. При отсутствии готовой формы допускается воспользоваться чистым листом бумаги формата А4 и прописать сведения вручную.

Существует два общепринятых способа написания текста документа: рукописный с помощью синей или чёрной шариковой ручки (но не карандаша) и машинописный при помощи компьютерных средств. Выбор остаётся за членами назначенной руководителем комиссии. В любом случае вне зависимости от выбора способа изложения содержания документ будет обладать юридической силой (при условии подписания всеми участниками процедуры). На практике ответственный сотрудник заранее распечатывает бланк для заполнения вносит в него данные вручную.

Объясняем, как правильно составить акт

По своей структуре настоящий акт можно условно разделить на четыре составных блока: реквизиты, сведения о составе комиссии, данные о металлоломе и подписи участников процедуры. Для соблюдения законности проведения мероприятия следует уделить должное внимание каждому из них.

Первым делом обратим внимание на реквизиты. Отметим, что используемая форма утверждена в учётной политике фирмы соответствующим приказом руководителя компании (дата утверждения, подпись начальника). Далее присваиваем настоящему акту уникальный номер для документооборота на предприятии и хранения согласно утверждённой номенклатуре дел. Затем оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) составления официальной бумаги.

Следующий шаг – обозначение оснований и перечисление состава комиссии. Ссылаемся на приказ директора, в соответствии с которым сотрудники проводили демонтаж/списание объекта, перечисляем всех участников процедуры. Для каждого члена комиссии указываем его ФИО и должность согласно штатному расписанию.

Ниже по документу необходимо оставить полный список металлолома, подлежащего оприходованию. Если имеет место множество объектов, допускается выполнить эту часть в виде таблицы. По общему правилу следует указать:

  • вид объекта;
  • масса объекта;
  • цель использования;
  • цена (если известна на момент оприходования).

Примерный образец

На этом процесс составления акта подходит к завершению. Своими подписями (с расшифровкой) его должны заверить все без исключения члены комиссии, принимавшие участие в процедуре. Отдельно выделяется сотрудник, принимающий металлолом на ответственное хранение. Если с объектами что-то случиться, отвечать будет именно этот работник. Как только все автографы встали на свои места, документ может передаваться в бухгалтерию для осуществления необходимых учётных мероприятий. Акт составляется в двух экземплярах, один для бухгалтерии, другой для ответственного лица.