Акт о бое, ломе и утрате посуды и приборов – это документ, позволяющий грамотно вести бухгалтерский учёт фактически утраченной посуды, списывать объекты с баланса предприятия. Процедура всегда оформляется соответствующими официальными бумагами.

Файлы для скачивания:

Распространение

Акт о бое, ломе и утрате посуды и приборов составляется на предприятиях, чья деятельность связана с общественным питанием (кафе, рестораны, столовые). Ни одна организация такого типа не может обойтись без утраты посуды. Может иметь место бой по вине официантов, посетителей, кража приборов и так далее. Вся посуда подлежит бухгалтерскому учёту. Фактически разбитые объекты необходимо списывать, приобретать на их замену новые.

Виновные лица

По общему правилу составление настоящего акта всегда сопровождается выявлением виновных лиц. Как правило, определить виновников возможно лишь в случае боя посуды. Может иметь место неуклюжесть официанта или буйное поведение посетителя. Если выяснится, что в бое виновен кто-то из сотрудников предприятия, администрация сможет принять соответствующее решение по личному составу. Речь идёт о применении дисциплинарного взыскания, привлечении к материальной ответственности.

Правильно составленный и заверенный подписями акт о бое выступит основанием для издания соответствующего приказа.

Периодичность

Периодичность составления акта и соответственно списания разбитой посуды определяет для себя каждое заведение в индивидуальном порядке. Сроки могут разниться в зависимости от размеров предприятия и количества посетителей ежедневно. На практике списание осуществляют ежемесячно. Период обязательно должен быть обозначен в акте.

Процедура

Процедура списания всегда подразумевает участие нескольких сотрудников. Работники должны засвидетельствовать своими подписями фактическую утрату посуды. В теории это могут быть любые подчинённые.

Бремя по составлению акта ложится, как правило, на администратора. В заключённом с ним трудовом договоре эта обязанность должна быть выделена отдельным пунктом. Предполагается, что лицо, замещающее должность администратора, должно обладать необходимыми для составления акта навыками работы с официальными бумагами.

Что отражается в акте

Существует определённый перечень положений, которые должны найти своё закрепление в акте, среди них:

  • какая именно посуда выбыла;
  • по каким причинам;
  • количество, цена за единицу и общая стоимость разбитой или украденной посуды;
  • указание на виновных лиц.

В самом акте также допускается отразить принятое по факту получения официальной бумаги бухгалтерией решение администрации. Речь может идти о внесении изменений в учёт посуды и приборов, применении дисциплинарного взыскания и других моментах.

Форма документа

В настоящий момент органы государственной власти не требуют от предприятий составления официальных бумаг с использованием общеобязательных унифицированных бланков. Акт о бое, ломе и утрате посуды и приборов, как и все прочие учётные документы, могут быть написаны в свободной форме.

До 2013 года обязательной к применению была форма ОП-8, разработанная и утверждённая Постановлением Госкомстата в 1998 году. Многие заведения общепита продолжают использовать бланк и по сей день в силу удобства заполнения и привычки сотрудников.

Отметим, что перед использованием формы её необходимо закрепить в учётной политике организации соответствующим распоряжением руководителя. О закреплении делается отметка на самом документе.

Правила заполнения типовых форм

При работе с типовыми формами необходимо придерживаться определённых правил, продиктованных Законом «О бухучёте» и сложившейся практикой составления учётной документации. Речь идёт о следующих моментах:

  • обозначение реквизитов (дата и место составления);
  • заполнению подлежит каждое поле бланка, если не указано иное;
  • нельзя оставлять в официальной бумаге неточности и зачёркивания. В случае допущения ошибки следует аккуратно зачеркнуть неверное значение, рядом прописать новое и проставить отметку «исправленному верить». Возле исправления указывается дата внесения изменений, расписываются все ответственные лица.

Заполнить бланк можно одним из двух общепринятых способов: от руки при помощи синей или чёрной шариковой ручки (но не карандаша) и в печатном виде с помощью компьютерных средств. Выбор делает составитель. Отметим, что способ написания текста ни коим образом не сможет повлиять на итоговую юридическую силу официальной бумаги.

Объясняем, как правильно составить акт

Форма ОП-8 выполняется на двух страницах, вторая из которых распечатывается на оборотной стороне. По своей структуре бланк можно условно разделить на четыре составные части: реквизиты, сведения о выбывшей посуде и приборах, подписи ответственных лиц и решение администрации. Последняя часть является факультативной.

Начинаем с реквизитов, отмечая, что используемая форма утверждена в учётной политике фирмы (дата утверждения, подпись руководителя). Далее прописываем полное наименование организации со ссылкой на её организационно-правовую форму, указываем конкретное структурное подразделение, вид деятельности согласно классификатору.

Затем присваиваем настоящему акту уникальный номер для хранения и документооборота, оставляем дату составления и отчётный период, за который подводится итог.

Ниже по документу указывается материально ответственное за посуду и приборы лицо. Сразу после идёт таблица, содержащая в себе сведения о пропавшей (разбитой) посуде и приборах:

  • наименование объекта, код;
  • цена за единицу;
  • количество утраченных единиц;
  • итоговая сумма;
  • обстоятельства утраты (боя, лома, кражи).

Под таблицей количество утраченных единиц дублируется прописью.

На этом процесс составления акта подходит к завершению. Своими подписями документ должны заверить все без исключения члены комиссии. Официальная бумага составляется в двух экземплярах, один передаётся в бухгалтерию, а второй остаётся в заведении.