Акт о недостатках выполненных работ – это документ, являющийся приложением к договору подряда, на основании которого заказчик требует от подрядчика исправить выявленные при приёмке дефекты или соразмерно уменьшить оплату за работу. Процедура всегда подразумевает подписание определённых официальных бумаг.

Файлы для скачивания:

Подряд на выполнение работ

Гражданский кодекс особняком выделяет такой вид договоров как договор подряда. На основании соглашения между сторонами лица обязуются выполнить определённые работы с одной стороны и оплатить работу контрагента с другой. Стороны именуются как «заказчик» и «подрядчик».

По общему правилу работы должны быть выполнены:

  • качественно;
  • в соответствии с условиями договора, проектной документацией;
  • требованиями действующего законодательства.

В противном случае заказчик вправе отказаться от приёмки.

Недостатки

Под недостатками понимаются любые отступления от требований заказчика, условий договора или попросту некачественно выполненные элементы работы. Речь может идти о ненадёжности конструкции, обваливающейся краске и так далее. В эту же категорию относятся качественно выполненные работы, однако расходящиеся с требованиями заказчика. Например, контрагент просил покрасить стены в зелёный цвет, а подрядчик выкрасил их в синий. В таком случае заказчик также вправе указать на этот момент как на недостаток.

Варианты развития событий

Ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы предусмотрена статьей 723 ГК РФ. Часть первая вышеуказанной нормы гласит, что в случае обнаружения недостатков в работе заказчик вправе требовать от контрагента:

  • полного устранения недостатков в разумный срок (конкретные временные рамки обговариваются сторонами);
  • уменьшения размера оплаты за проделанную работу (скидка);
  • возмещения расходы на устранение недостатков, если заказчик исправлял дефекты самостоятельно.

Контрагенты вправе выбрать любой вариант из обозначенных выше на своё усмотрение путём переговоров.

Споры

Не всегда подрядчик признаёт, что выполненные им работы не соответствуют надлежащему качеству, следовательно, отказывается исправлять дефекты. В таком случае сторонам ничего не остаётся, кроме как обратиться за восстановлением справедливости в суд. Качество работы должно быть предварительно оценено. По общему правилу приёмка работ всегда осуществляется в составе комиссии, состоящей из представителей обеих сторон. Так у контрагентов будет на руках заверенный подписями документ, подтверждающий позицию.

Роль акта

По своей юридической природе настоящий акт является приложением к договору подряда. Он составляется на основании акта приёмки, если заказчик отказался принимать работу в текущем состоянии. Следовательно, храниться официальная бумага должна вместе с основным соглашением.

Кто пишет официальную бумагу

Бремя по составлению акта о недостатках практически всегда ложится на представителя заказчика, ведь именно его права фактически были нарушены. Написать документ теоретически может любой сотрудник предприятия, обладающий определёнными навыками работы с официальными бумагами, а вот для его подписания потребуется право подписи. Полномочия на подписание подтверждаются специальными документами: уставом общества или оформленной от имени директора доверенностью.

Что обозначается в акте

В настоящий момент не существует определённого перечня положений, которые обязательно должны быть указаны в акте о недостатках, тем не менее сложившаяся практика выработала примерный список моментов, подлежащих обозначению:

  • ФИО и должности представителей сторон;
  • ссылка на документ, подтверждающий их полномочия;
  • указание конкретных недостатков в выполненных работах;
  • положение о выходе из сложившейся ситуации (переделка или скидка);
  • ссылка на документ, подтверждающий качество работ (акт приёмки, составленный коллегиально).

Форма документа

На сегодняшний день органы государственной власти не требуют от организаций составления подобных документов с использованием общеобязательных унифицированных бланков. Акт о недостатках выполненных работ, как и многие другие официальные бумаги, может быть выполнены в свободной форме.

Изложить текст акта допускается одним из двух стандартных способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки или в печатном виде при помощи компьютерных средств. Выбор должен сделать составитель. Отметим, что способ написания текста ни коим образом не может повлиять на юридическую силу документа. Рекомендуется всё же использовать машинописный вариант. Так официальная бумага будет иметь более презентабельный вид.

Пошаговая инструкция по составлению акта

Первым делом обратим внимание на реквизиты. Указываем дату и место составления акта, присваиваем ему уникальный номер для хранения и документооборота. Далее обозначаем ФИО, должности согласно штатному расписанию представителей сторон, ссылаемся на уполномочивающие официальные бумаги.

Ниже по документу переходим к утверждению основных положений. По пунктам освещаем следующие моменты:

  • утверждаем, что подрядчик выполнил определённые работы в рамках договора подряда;
  • указываем сроки выполнения работ, их цену;
  • обозначаем, что при приёмке были обнаружены недостатки, перечисляем их;
  • ссылаемся на документ, подтверждающий наличие дефектов;
  • выбираем путь решения возникшей проблемы (скидка или доработка).

Примерный образец

Как только все важные для контрагентов моменты будут обозначены, можно переходить к подписанию. В акте должны оставить свои автографы (с расшифровкой) представители сторон, которые были указаны во вводной части документа. Отметим, что официальная бумага составляется в двух равных по юридической силе экземплярах, по одному для каждого из контрагентов. Как только все подписи встанут на свои места, документ обретёт юридическую силу, может быть приложен к договору подряда.