Акт о браке товара – документ, составляемый при обнаружении недостатков в полученном от поставщика (продавца) товаре. Акт будет являться для списания бракованного товара с бухгалтерского учёта организации.

Файлы для скачивания:

Когда составляется документ

Акт о браке составляется при непосредственном обнаружении брака в товаре, приобретённого у контрагента. Момент обнаружения брака не имеет большого значения. Дефект в товаре может быть обнаружен при его получении или же в процессе его использования. При приёмке товара заказчик должен проводить проверку в составе назначенной приказом руководителя директора, однако специфика некоторых видов товаров не позволяет зафиксировать брак при первичной внешней проверке. Брак может проявиться лишь в ходе длительного использования, но тем не менее это будет являться основанием для составления такого документа. Если брак был выявлен в течение распространяющегося на товар гарантийного срока, заказчик вправе составить к продавцу письменную претензию. В таком случае поставщик будет обязан возместить стоимость такого товара и забрать его обратно. Приём-передача бракованного товара также отмечается в документе, это является важной операцией для бухгалтерского учёта обеих организаций. Заказчик списывает товар со своего учёта, а поставщик принимает его на свой.

Необходимо учесть, что в соответствии с Законом о защите прав потребителей продавец обязуется предоставить покупателю товар надлежащего качества.

Процедура оценки качества товара

Для составления акта о списании руководителю организации необходимо своим распоряжением (приказом) назначить комиссию. Комиссия должна состоять не менее, чем из двух человек. В качестве членов комиссии назначаются лица, обладающие знаниями и практическими навыками для оценки такого рода товара и выявлении в нём брака. Если речь идёт о трещине в посуде, то для такого брака специальные знания и приборы не нужны, но существуют технически сложные товары. Для определения брака в технически сложном товаре зачастую необходимо специальное оборудование. В случае, если в организации нет такого эксперта, следует привлечь специалиста со стороны.

Профессиональная квалификация членов комиссии будет иметь значение в дальнейшем. Поставщик может затребовать дополнительную оценку товара другим составом комиссии, обладающим необходимыми для того знаниями и навыками.

Форма документа

Для составления акта о браке товара закон не предусматривает обязательной формы. Не предусматривает закон и рекомендованных форм, разработанных государственными ведомствами. Поэтому документ составляется организациями в свободной форме с соблюдением общих требований к документам. Акт можно каждый раз составлять при каждом необходимом случае или же организация может разработать единую для своего предприятия форму.

Разработкой формы обычно занимается бухгалтерия или юридический отдел организации, затем она утверждается приказом руководителя. Наличие у организации своей фирменной формы сделает документооборот предприятия более однородным, позволит избежать возможных ошибок при составлении формы рядовыми сотрудниками и сэкономить какое-то время на постоянном составлении нового документа.

Если же брак товара в организации – это разовое явление, можно составить документ единоразово. Акт можно написать на компьютере или же от руки, используя лист бумаги формата А4.

Пошаговая инструкция по составлению документа

Первым делом следует обратить внимание на шапку акта. Если используется фирменная форма, об этом следует сделать отметку в углу документа. В отметке указывается номер приказа, утверждающего форму, дата приказа и ФИО утвердившего руководителя.

Далее переходим к составлению основной части документа. В ней необходимо поочерёдно отметить следующие моменты:

  • наименование настоящего акта (акт о браке товара) с указанием присвоенного им номера;
  • дата и место (населённый пункт) составления документа;
  • наименование организации, составившей акт;
  • факт назначения руководителем организации комиссии;
  • реквизиты приказа о назначении комиссии;
  • члены назначенной комиссии с указанием их должностей на предприятии и ФИО.

Эта часть документа должна выглядеть следующим образом:

Г. Санкт-Петербург 13 апреля 2024 года

ООО «Рухут Лакам»

Приказом директора организации Вахрушевым Р. С. № 4 от 13.04.2024 года назначена комиссия в следующем составе:

Технический специалист Волков М. А.

Заведующий складом Лоханев А. М.

Комиссия в обозначенном выше составе по факту обнаружения в ходе эксплуатации дефектов в товаре составила настоящий акт о нижеследующем:

Ниже по документу следует его основная часть, выполняемая в виде таблицы. Таблица должна максимально полно отразить всю необходимую информацию о бракованном товаре для наличия веских причин для списания такого товара. Если не будут указаны все важные для списания бракованного товара моменты, у бухгалтерии предприятия могут возникнуть вопросы.

В таблице следует указать в каком именно товаре обнаружен брак с указанием количества товара, подробно описать обнаруженный брак. Далее указываем цену товара за единицу и общую стоимость. Все суммы указываются с учётом НДС. Под таблицей следует продублировать итоговую стоимость бракованного товара текстом.

Таблица должна выглядеть следующим образом:

Всего товара на общую стоимость: три тысячи семьсот пятьдесят рублей (с учётом НДС).

Далее комиссия делает свои выводы по поводу брака. Необходимо определить по чьей вине товар оказался с недостатками. Это может быть производитель товара, транспортная компания или же собственный сотрудник. После заключения комиссии о браке товара, следует указать, что вышеуказанный товар подлежит списанию с учёта организации.

Заключение комиссии: товар оказался непригодным к использованию по вине производителя и подлежит списанию с учёта предприятия.

Списано товара на общую стоимость: три тысячи семьсот пятьдесят рублей (с учётом НДС).

Основная часть акта позади и остаётся лишь часть с подписями членов назначенной комиссии. Заверенный акт о браке товара будет являться основанием для списания товара и предъявления претензии к виновным лицам.