<Письмо> Минобрнауки России от 01.12.2016 N ВК-2751/07 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, по созданию в рамках программы "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях через центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи")
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 декабря 2016 г. N ВК-2751/07
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования является реализация права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью посредством создания специальных условий.
Начиная с 2011 года субъектам Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 (далее - Программа), выделяются средства на создание в образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования, в том числе на оснащение специальным оборудованием для организации образовательного процесса и коррекционно-развивающей работы. Вместе с тем мониторинг эффективности использования средств Программы показал, что в некоторых образовательных организациях данное оборудование не используется либо используется частично.
В данной ситуации для повышения эффективности доступности объектов и услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью целесообразно создание в субъектах Российской Федерации ресурсных центров, которые будут вести базу данных об обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, нуждающихся в специальном оборудовании при организации образовательного процесса, и передавать образовательным организациям необходимое в конкретном случае оборудование.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации такая форма взаимодействия ресурсного центра и образовательной организации возможна на основании договора о передаче оборудования во временное и (или) безвозмездное пользование.
Направляем для использования в работе методические рекомендации по созданию в рамках программы "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы специальных образовательных условий для детей с ограниченным возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях через центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, разработанные в рамках государственного контракта от 14 апреля 2016 г. N 07.Р01.11.0009 по проекту "Организационно-методическое сопровождение реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы в 2016 году, в том числе по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов".
Указанные методические рекомендации разработаны на основе анализа региональных практик, прошедших успешную апробацию в субъектах Российской Федерации.
Заместитель Министра
В.Ш.КАГАНОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
РУКОВОДИТЕЛЯМ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ПО СОЗДАНИЮ В РАМКАХ
ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 - 2020 ГОДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ ЧЕРЕЗ ЦЕНТРЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ,
МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Разработаны в рамках государственного контракта от 14 апреля 2016 г. N 07.Р01.11.0009 по проекту "Организационно-методическое сопровождение реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы в 2016 г., в том числе по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов"
Сокращения и обозначения
АООП
|
адаптированная основная образовательная программа
|
АООП НОО
|
адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
|
АОП
|
адаптированная образовательная программа
|
в т.ч.
|
в том числе
|
ДОО
|
дошкольные образовательные организации
|
др.
|
другое
|
Имущество
|
основные средства и материальные запасы
|
ИПРА
|
индивидуальная программа реабилитации и абилитации
|
ИУП
|
индивидуальный учебный план
|
ОВЗ
|
ограниченные возможности здоровья
|
п.
|
пункт
|
ПМПК
|
психолого-медико-педагогическая комиссия
|
ПМПк
|
психолого-медико-педагогический консилиум
|
ППМС помощь
|
психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь
|
ППМС-сопровождение
|
психолого-педагогическое, медицинское и социальное сопровождение
|
Программа
|
государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297
|
ст.
|
статья
|
т.д.
|
так далее
|
Федеральный закон N 273-ФЗ
|
|
Центр ППМС-помощи
|
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
|
ч.
|
часть
|
Введение
В основу разработанных рекомендаций легли результаты анализа региональных практик по созданию в рамках Программы, специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через Центры ППМС-помощи.
В первом разделе методических рекомендаций раскрыты нормативные правовые основы для обеспечения конституционного права на образование лиц с ОВЗ и инвалидностью, обращается внимание на содержание определения специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ.
Во втором разделе представлены методические рекомендации по созданию в рамках Программы специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через Центры ППМС-помощи, описаны и представлены лучшие региональные практики создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через Центры ППМС-помощи.