2. Методические рекомендации по созданию в рамках Программы специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через Центры ППМС-помощи

2. Методические рекомендации по созданию в рамках Программы
специальных образовательных условий для детей с ОВЗ
и инвалидностью в образовательных организациях
через Центры ППМС-помощи

Региональный опыт создания в рамках Программы специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через Центры ППМС-помощи показывает, что такие центры, имеющие в своем составе высококвалифицированных специалистов по коррекционной работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, стали инициаторами и движущей силой развития инклюзивного образования.

Это предъявляет специфические требования и к работе Центров ППМС-помощи, ставя перед их сотрудниками сложные задачи по изменению организационных условий, технологий работы, содержанию заключений и рекомендаций и к образовательным организациям, в которых обучаются и воспитываются дети с ОВЗ и инвалидностью, обязанным эти условия соблюдать, следуя рекомендациям ПМПК.

В связи с этим, для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, становится актуальной задача поиска и внедрения наиболее эффективного варианта реализации своих полномочий по созданию в образовательных организациях специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью через систему взаимодействующих организаций.

Взаимодействие между структурными компонентами системы должно регулироваться нормативным актом субъекта Российской Федерации об организации специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через Центры ППМС-помощи.

Цель взаимодействия структурных компонентов - перестройка образовательной деятельности в направлении создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях в соответствии с требованиями нормативных документов.

Взаимодействие Центров ППМС-помощи и образовательных организаций должно быть направлено на достижение указанной цели путем решения следующих задач:

создание специальных условий, в т.ч. кадровых для образования детей с ОВЗ и инвалидностью;

обеспечение коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации;

оказание помощи образовательным организациям в выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении препятствий к обучению.

Как показывают результаты анализа региональных практик по созданию в рамках Программы специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через Центры ППМС-помощи на сегодняшний момент в Российской Федерации можно выделить три основные модели: децентрализованную, централизованную и модель сетевого взаимодействия.

Децентрализованная модель

Модель подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через Центры ППМС-помощи посредством использования возможностей совокупности нескольких независимых систем (Центров ППМС-помощи регионального и муниципального уровня, муниципальных общеобразовательных организаций, образовательных организаций, подведомственных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему управление в сфере образования, муниципальных организаций дошкольного образования, муниципальных организаций дополнительного образования), каждая из которых обладает своими ресурсами.

Взаимодействие между Центрами ППМС-помощи и образовательными организациями организуется и осуществляется на региональном и муниципальном уровнях с учетом наличия Центров ППМС-помощи и ведомственной подчиненности образовательных организаций и регулируется нормативным актом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) об организации предоставления ППМС помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в системе образования субъекта Российской Федерации (муниципалитета).

Центры ППМС-помощи оказывают консультационно-методическую помощь в создании предметной коррекционно-развивающей и социализирующей среды общеобразовательным и дошкольным образовательным организациям, организациям дополнительного образования в форме:

консультационной и методической поддержки педагогов, специалистов и руководителей образовательных организаций по различным вопросам (создание безбарьерной образовательной среды, составления предметного перечня для организации коррекционно-развивающей и социализирующей среды с учетом контингента детей с ОВЗ и детей-инвалидов и т.д.);

проведения комплексной экспертизы образовательных программ, проектов, учебно-методических комплектов, педагогических технологий и инноваций образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику;

сопровождения деятельности образовательных организаций по вопросам разработки и реализации ИПРА детей-инвалидов, разработки и реализации АООП НОО для детей с ОВЗ в части коррекционно-развивающей компоненты.

С целью создания единого организационного, научно-методического и информационно-аналитического обеспечения Центрам ППМС-помощи необходимо осуществлять анализ и ретрансляцию полученного практического опыта, отражающего подходы, методики и технологии осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью в рамках региональных семинаров, семинаров-совещаний.

Рекомендуется обеспечить доступ к учебным планам и АООП НОО для детей с ОВЗ (программам начального общего образования для слабовидящих и слепых, для глухих, слабослышащих и поздно оглохших обучающихся, обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми нарушениями речи, с расстройством аутистического спектра, с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся, имеющих задержку психического развития) через Интернет-ресурсы.

Помощь специалистов Центров ППМС-помощи в осуществлении индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в процессе обучения рекомендуется осуществлять в формате участия в работе ПМПк образовательных организаций по осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. При этом специалисты Центров ППМС-помощи принимают участие в разработке и реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения, а специалисты ПМПк утверждают конкретные направления и этапы психолого-педагогического сопровождения, методику и технологию работы с ребенком или группой детей, что позволяет в дальнейшем составить каждому специалисту свой раздел в индивидуальной программе сопровождения на ближайшее время (месяц, четверть, полугодие). Обязательным является координация и организация согласования вопросов последующего взаимодействия специалистов Центров ППМС-помощи и образовательных организаций. При необходимости определяется последовательность включения специалистов в работу с ребенком на различных этапах реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения. Определение дальнейших направлений сопровождения и оценку эффективности реализации индивидуальных программ психолого-педагогической помощи детям целесообразно осуществлять на заседаниях ПМПк в конце учебного года.

Важным направлением в деятельности Центров ППМС-помощи является работа по развитию взаимодействия с образовательными организациями, что позволяет оказывать помощь детям и подросткам непосредственно там, где они обучаются, налаживать взаимодействие с педагогами, обеспечивая комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Работа специалистов с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами может быть организована и осуществлена как на базе образовательных организаций, включенных в инклюзивную практику, так и на базе Центров ППМС-помощи.

В случае отсутствия в образовательной организации ПМПк индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в полном объеме осуществляется специалистами Центров ППМС-помощи.

Наиболее сложной категорией детей, требующей особого подхода, являются дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Для расширения возможностей развития детей указанной категории существует практика функционирования семейных клубов для родителей (законных представителей) на базе Центров ППМС-помощи в целях оказания им комплексной психолого-педагогической помощи по вопросам оптимизации воспитания и социализации детей, обеспечения эффективного взаимодействия родителей (законных представителей) и специалистов системы образования.

Работу семейных клубов целесообразно организовать в рамках взаимодействия специалистов Центров ППМС-помощи, специалистов образовательных организаций, имеющих опыт оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, и родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов по вопросам, касающимся особенностей развития детей данной категории, обучения навыкам взаимодействия и общения родителей (законных представителей) со своим ребенком.

Ввиду того, что инклюзивное образование предъявляет особые требования к профессиональной подготовке педагогов, является целесообразным проведение специалистами Центров ППМС-помощи консультаций, обучающих мероприятий с педагогами образовательных организаций, направленных на совершенствование их профессионального мастерства, принятие идеологии инклюзивного и интегрированного образования, понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, разработка рекомендаций, информационных материалов, а также проведение групп психологической поддержки педагогов, нацеленных на профилактику эмоционального выгорания.

Центры ППМС-помощи используют различные организационные формы обеспечения поддержки педагогов в инклюзивной практике: методические объединения педагогов-психологов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов образовательных организаций, школа молодого специалиста, проблемные круглые столы, научно-практические конференции. Значительная часть методических мероприятий в рамках работы методических объединений должна быть направлена на знакомство специалистов с новыми технологиями организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью, представление опыта специалистов инклюзивной практики.

Для родителей (законных представителей) специалистами Центров ППМС-помощи может проводиться консультационная поддержка и обучающие мероприятия.

В процессе реализации децентрализованной модели Центры ППМС-помощи могут взаимодействовать с образовательными организациями, реализующими АООП, а также с другими Центрами ППМС-помощи.

Органам, осуществляющим управление в сфере образования, которые обеспечивают непосредственное сопровождение деятельности образовательных организаций, включенных в инклюзивное образовательное пространство субъекта Российской Федерации (муниципалитета), необходимо обеспечить координацию инклюзивного образования на региональном (муниципальном) уровне образования.

Их задачами являются:

организация взаимодействия между Центрами ППМС-помощи и образовательными организациями, общественными организациями, заинтересованными в эффективном продвижении инклюзивного образования;

организация подготовки и повышения профессиональной компетентности специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью;

организация и проведение мониторинга результатов развития инклюзивных процессов и оценки их эффективности.

Качественными результатами совместной деятельности образовательных организаций и Центров ППМС-помощи можно считать отработку единого подхода к психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и инвалидностью, введение в штат Центров ППМС-помощи узких специалистов (сурдопедагогов, тифлопедагогов и учителей-логопедов, учителей-дефектологов), расширение перечня образовательных организаций, реализующих мероприятия по созданию универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей-инвалидов.

Централизованная модель

Модель подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях посредством реализации всех процессов управления единым центральным органом управления - Центром ППМС-помощи регионального уровня при взаимодействии с муниципальными образовательными организациями, образовательными организациями, подведомственными органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему управление в сфере образования, организациями дополнительного профессионального образования.

Взаимодействие между Центром ППМС-помощи и образовательными организациями организуется и осуществляется на региональном уровне с учетом ведомственной подчиненности образовательных организаций и регулируется нормативным актом субъекта Российской Федерации об организации предоставления ППМС помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в системе образования субъекта Российской Федерации.

Взаимодействие Центра ППМС-помощи регионального уровня с образовательными организациями и Центрами ППМС-помощи муниципального уровня строится на основе аутсорсинга. Координация механизма реализации модели осуществляется специалистами Центра ППМС-помощи, которые осуществляют сбор информации о состоянии всех объектов управления, ее обработку и формируют команды управления.

Основное направление деятельности Центра ППМС-помощи при реализации данной модели - комплексное сопровождение детей с ОВЗ, инвалидностью, проблемами в психофизическом развитии раннего, дошкольного и школьного возраста специалистами педагогического и медицинского профилей.

В Центр ППМС-помощи дети могут направляться по заключению ПМПк образовательных организаций, медицинских учреждений, а также при самостоятельном обращении родителей (законных представителей). Сопровождение начинается с комплексной первичной диагностики, по результатам которой определяется форма сопровождения ребенка как в Центре ППМС-помощи, так и в образовательной организации.

На каждого ребенка составляется комплексная личностно-ориентированная программа (на период от двух месяцев до года и более), срок реализации которой зависит от психофизических особенностей ребенка, динамики развития, поставленных целей.

В зависимости от типа образовательных организаций возможно применение различных алгоритмов взаимодействия Центра ППМС-помощи с образовательными организациями.

При взаимодействии Центра ППМС-помощи с ДОО:

ребенок, посещающий ДОО, направляется в Центр ППМС-помощи для прохождения первичной диагностики и получения рекомендаций специалистов по его дальнейшему обучению и воспитанию в условиях ДОО;

ребенок, посещающий ДОО, направляется в Центр ППМС-помощи для прохождения диагностико-коррекционных курсов, дальнейшее обучение и воспитание ребенка в условиях образовательной организации строится с учетом рекомендаций специалистов Центра ППМС-помощи, сформированных по итогам реализации личностно-ориентированной программы;

специалисты Центра ППМС-помощи по запросу педагогов ДОО оказывают методическую помощь в разработке ИУП и АОП, по выбору наиболее результативных форм сопровождения ребенка в условиях ДОО, подбору технологий работы;

специалисты Центра ППМС-помощи по запросу педагогов ДОО оказывают методическую помощь в овладении конкретными технологиями работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью через прохождение стажировок;

специалисты Центра ППМС-помощи по запросу педагогов ДОО проводят на базе Центра ППМС-помощи методические объединения по вопросам выявления, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью;

специалисты Центра ППМС-помощи проводят семинары, стажировочные мероприятия, публичные лекции и др. для педагогов ДОО по наиболее часто возникающим вопросам, касающимся выявления, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью;

сопровождение специалистов ДОО, реализующих программы, разработанные специалистами Центра ППМС-помощи и направленные на обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью.

Взаимодействие с общеобразовательными организациями может быть построено посредством реализации плана мероприятий, адресованных различным целевым группам.

Для сотрудников Центра ППМС-помощи план мероприятий может включать:

вопросы координации и взаимодействия специалистов Центров ППМС-помощи и образовательных организаций;

вопросы участия в работе ПМПк образовательных организаций по осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

вопросы участия в разработке и реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения;

проведение анализа и распространение полученного практического опыта предоставления ППМС помощи детям с ОВЗ и инвалидностью;

проведение комплексной экспертизы образовательных программ, проектов, учебно-методических комплектов, педагогических технологий и инноваций образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику.

Для руководителей и педагогов общеобразовательных организаций план мероприятий может включать:

проведение стажировок в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов, оказывающих услуги по предоставлению ППМС помощи, реализуемых организациями дополнительного профессионального образования Субъекта Российской Федерации;

консультационно-методическую поддержку членов ПМПк образовательной организации по разработке образовательного маршрута ребенка с ОВЗ (ИУП, АООП);

консультационно-методическую поддержку педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ и инвалидностью;

консультационно-методическую поддержку педагогов по вопросам формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ и инвалидностью;

формирование банка данных о специалистах, желающих пройти обучение на курсах повышения квалификации по вопросам обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, а также о специалистах, прошедших курсы повышения квалификации;

формирование банка данных об обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и результатах освоения ими АООП.

Для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью план мероприятий может включать:

проведение анкетирования родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью по психологической готовности к инклюзивному обучению;

консультационную поддержку родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью по вопросам включения их детей в систему общего образования и формирования адекватного представления о возможностях ребенка;

консультационную поддержку родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ и инвалидностью.

Для обучающихся образовательных организаций, не имеющих ограничений жизнедеятельности, план мероприятий может включать:

проведение анкетирования с целью изучения мнений учащихся по поводу совместного обучения с детьми с ОВЗ и инвалидностью;

консультационную поддержку по вопросам формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ и инвалидностью.

Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью план мероприятий может включать:

диагностику уровня развития ребенка с ОВЗ и инвалидностью, определение образовательного маршрута ребенка и специальных условий обучения в рамках деятельности центральной ПМПК;

консультационную поддержку;

проведение коррекционно-развивающих занятий.

Нормативно-правовое регулирование деятельности Центра ППМС-помощи осуществляется посредством заключения договоров о совместной деятельности с конкретными образовательными организациями или с муниципальными органами управления образованием. Кроме того необходимо внесение изменений и дополнений в устав и локальные акты, регулирующие деятельность отделов Центра ППМС-помощи в части дополнения указанными видами деятельности.

С целью распространения опыта Центра ППМС-помощи по работе в обозначенных направлениях необходимо обеспечить участие специалистов в региональных мероприятиях по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, информационное сопровождение их деятельности (публикация статей, размещение на официальных сайтах Центра ППМС-помощи, образовательных организаций информации по наиболее актуальным вопросам, касающимся выявления, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью).

Модель сетевого взаимодействия

Модель сетевого взаимодействия представляет собой совместную деятельность Центра ППМС-помощи и образовательных организаций, которая обеспечивает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных организаций.

Совместная деятельность Центра ППМС-помощи и образовательных организаций регулируется нормативным актом субъекта Российской Федерации об организации предоставления ППМС помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в системе образования субъекта Российской Федерации с использованием сетевой формы взаимодействия.

Реализация модели сетевого взаимодействия возможна либо на основе паритетной кооперации участников взаимодействия, либо при реализации Центром ППМС-помощи функций ресурсного центра.

В случае паритетной кооперации участников взаимодействия обеспечивается использование какой-либо образовательной организацией или Центром ППМС-помощи с целью создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью ресурсов любой из организаций, входящих в сетевое взаимодействие.

При реализации Центром ППМС-помощи функций ресурсного центра обеспечивается интеграция образовательных организаций вокруг Центра ППМС-помощи, как обладающего наибольшим материальным и кадровым потенциалом.

В этом случае каждая из образовательных организаций обеспечивает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в объеме, который она в состоянии реализовать с учетом своих возможностей. Создание остальной части специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью обеспечивается Центром ППМС-помощи.

Таким образом, в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций и Центра ППМС-помощи создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью обеспечивается за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования ресурсов иных образовательных организаций.

В основе деятельности Центра ППМС-помощи лежит оказание услуг посредством сетевой формы реализации образовательных программ, оказание консультационной, методической и ресурсной помощи общеобразовательным и дошкольным образовательным организациям.

Центр ППМС-помощи в данном случае выступает в качестве ресурсного центра, образовательный, кадровый и материально-технический потенциал которого достаточен для удовлетворения потребностей образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие.

Реализация Центром ППМС-помощи модели обеспечения ресурсов в помощь образовательным организациям должна охватывать все этапы организации инклюзивного образовательного процесса - проектирования, освоения, функционирования, анализа эффективности и обобщения инклюзивного опыта.

Нормативно-правовое регулирование деятельности Центра ППМС-помощи и образовательных организаций осуществляется посредством заключения договоров о сетевом взаимодействии с образовательными организациями.

Основными функциями Центров ППМС-помощи при реализации модели сетевого взаимодействия в качестве ресурсного центра являются:

разработка нормативно-правовой основы предоставления ППМС помощи;

организация и проведение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в образовательных организациях в сетевом взаимодействии с научными организациями и образовательными организациями высшего образования;

мониторинг возможностей образовательных организаций по самостоятельному обеспечению специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью;

оценка потребностей в ресурсном обеспечении образовательных организаций по обеспечению специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в необходимом объеме;

консолидация интеллектуальных, информационных и материальных ресурсов для обеспечения специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью;

консультационно-методическая, социально-правовая и информационная поддержка специалистов образовательных организаций и родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью по вопросам предоставления ППМС помощи и обеспечения специальных образовательных условий;

предоставление родителям (законным представителям) возможности пользования фондом специального оборудования для детей с ОВЗ и инвалидностью;

повышение компетентности родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью в части использования коррекционных методик в домашних условиях;

участие в реализации программ повышения квалификации специалистов образовательных организаций;

поддержка профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций;

формирование общедоступного банка электронных ресурсов учебно-методического назначения;

анализ эффективности, обобщение инклюзивного опыта обеспечения специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью и его тиражирование.

Мониторинг готовности к обучению детей с ОВЗ и инвалидностью, оценка состояния специальных условий обучения для данной категории детей (материально-технических, образовательных, кадровых) осуществляется ежегодно специалистами Центра ППМС-помощи по разработанным методикам и формам по запросам образовательных организаций.

По результатам проведенного мониторинга определяются проблемные моменты по обеспечению специальных условий для обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях, вырабатываются конкретные методические рекомендации, которые берутся за основу при составлении дорожных карт.

По запросам организаций и педагогических работников специалисты Центров ППМС-помощи осуществляют консультационную, методическую и экспертную поддержку:

в разработке АООП, рабочих программ по предметам и ИУП для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом их особенностей и образовательных потребностей;

в разработке индивидуальных образовательных программ с учетом данных первичной диагностики детей, запросов родителей (законных представителей) и возможностей ребенка;

в разработке локальных актов, мониторинга достижения результатов освоения АООП;

в сопровождении инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в классах и группах со здоровыми сверстниками, в отдельных классах (группах) для детей с ОВЗ и инвалидностью, созданных на базе образовательных организаций.

Специалистами Центров ППМС-помощи возможно проведение выездных консультаций для родителей (законных представителей) и педагогических работников на основе диагностики обучающихся с ОВЗ с последующей разработкой для них методических рекомендаций.

Помимо этого, специалистами Центров ППМС-помощи проводится специальная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ, посещающими дошкольные образовательные или общеобразовательные организации.

Для детей, которым территориально доступно посещение Центров ППМС-помощи, специалистами (учителями-логопедами, педагогами-психологами, учителями-дефектологами и др.) проводятся коррекционно-развивающие занятия. Группы формируются по согласованию с образовательными организациями.

Занятия могут проводиться как на базе Центров ППМС-помощи, имеющих необходимое материально-техническое оснащение (в индивидуальной форме либо малых группах), так и на базе образовательных организаций в рамках стажировок для слушателей курсов повышения квалификации по использованию специального оборудования, применению специальных обучающих методов и приемов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, по выработке алгоритма проведения занятий.

Для детей дошкольного возраста занятия по расписанию, составленному индивидуально для каждого ребенка, организуются в группе ранней помощи, в лекотеке и в группе предшкольной подготовки.

Для обучения подходам и технологиям инклюзивного образования специалистами Центров ППМС-помощи проводятся семинары для специалистов органов управления, осуществляющих управление в сфере образования, руководящих и педагогических работников образовательных организаций.

Необходимо обеспечить создание и наполнение единого информационного ресурса для поддержки профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, а также трансляции передового опыта обеспечения специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью.

Трансляция опыта работы по созданию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью может осуществляться посредством участия специалистов Центров ППМС-помощи в региональных научно-практических семинарах, конференциях, размещения информации в средствах массовой информации.

Оказание услуг образовательным организациям специалистами Центров ППМС-помощи осуществляется за счет ресурсов Центров ППМС-помощи. При этом все услуги оказываются безвозмездно на основе заключенных договоров между образовательными организациями и Центрами ППМС-помощи, размещение информации в сети Интернет, средствах массовой информации.

Информирование родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, об услугах, оказываемых Центрами ППМС-помощи, осуществляется через распространение специальных буклетов, информационных листов, разработанных специалистами Центров ППМС-помощи.

Таким образом, независимо от модели, Центры ППМС-помощи реализуют функции:

оказание ППМС помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

оказание помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся;

обеспечение функционирования психолого-медико-педагогической комиссии;

реализация образовательных программ.

При этом на региональном уровне основными функциями Центров ППМС-помощи по созданию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях являются:

разработка нормативно-правовой основы предоставления ППМС помощи; разработка стратегий развития системы ППМС помощи;

проведение комплексной экспертизы образовательных программ, проектов, учебно-методических комплектов, педагогических технологий и инноваций;

разработка стратегии, технологии, принципов, критериев, инструментов проведения мониторинга психического здоровья детей, начиная с раннего возраста, и мониторинга по выявлению уровня сфорсированности универсальных учебных действий в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

участие в проектировании развития образования в регионе с учетом результатов проводимых мониторингов организация и проведение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в организациях образования по запросу организаций и органов исполнительной власти - в сетевом взаимодействии с научными организациями и образовательными организациями высшего образования;

разработка и реализация целевых программ и проектов региона по осуществлению приоритетных направлений образовательной и социальной политики;

проведение курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов, оказывающих услуги по предоставлению ППМС помощи (при наличии соответствующей лицензии);

анализ социального и ведомственного запросов от субъектов образования на услуги сопровождения.

На муниципальном уровне:

обеспечение психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ и адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

оказание ППМС помощи участникам образовательного процесса - детям и подросткам, родителям (законным представителям), педагогам - образовательных организаций в предупреждении и разрешении проблем обучения, самореализации, социализации детей с ОВЗ и инвалидностью;

оказание методической помощи, включая работу ПМПк, разработку образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выбор оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью, выявлении и устранении препятствий к обучению;

проведение психолого-педагогических мониторингов психофизиологического и психоэмоционального состояния, социального самочувствия, адаптированности к условиям обучения и т.п. обучающихся, воспитанников, в частности - с особыми образовательными потребностями;

участие в проектировании образовательной среды в образовательных организациях с учетом результатов проводимых мониторингов;

реализация дополнительных образовательных программ, основных общеобразовательных программ дошкольного образования, программ профессионального обучения;

осуществление методического, информационного и организационного обеспечения деятельности педагогов и специалистов образовательных организаций по ППМС-сопровождению участников образовательного процесса психофизиологического и психоэмоционального состояния, социального самочувствия.

На уровне образовательной организации:

проведение психолого-педагогической диагностики для оценки адаптированности к условиям образования и выявление детей, нуждающихся в ППМС помощи;

организация работы ПМПк образовательной организации;

участие в разработке АОП и ИУП, оптимизации обучения и воспитания обучающихся, испытывающих учебные трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью;

проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации, детей с ОВЗ и инвалидностью;

психолого-педагогическое консультирование детей и подростков, их родителей (законных представителей);

содействие детям в выборе образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональной ориентации; в планировании профессиональной карьеры;

проведение мониторинга состояния и динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе;

оказание первичной психологической помощи и поддержки детям и подросткам в состоянии дезадаптации, стресса;

оказание индивидуально-ориентированной ППМС помощи одаренным детям, детям из семей в трудной жизненной ситуации, семей в социально опасном положении, приемных и опекунских семей;

осуществление помощи педагогам в индивидуальном подходе к детям, индивидуализации обучения;

содействие родителям (законным представителям) в сфере детско-родительских отношений, воспитания детей;

ведение просветительской работы в целях повышения психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

При этом органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, должно быть организовано и осуществлено взаимодействие между центрами ППМС помощи и образовательными организациями в рамках создания специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ.

Организация взаимодействия осуществляется с использованием кадровых, информационных, материально-технических, учебно-методических ресурсов взаимодействующих организаций.

Взаимодействие осуществляется на основании договора между организациями (образец договора в приложении 1) путем совместной реализации образовательных программ, а также путем совместного оказания услуг.

Для организации реализации образовательных программ, в т.ч. и с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Основными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса при применении сетевых форм, являются образовательная программа, общий ИУП, годовой календарный учебный график (индивидуальный годовой календарный учебный график) и расписание занятий.

В случае совместной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, ими коллегиально разрабатываются и утверждаются общий учебный план, годовой календарный график и расписание занятий с указанием места освоения (реализующих организаций) предметов, видов учебной деятельности. При использовании для освоения образовательной программы ресурсов иных организаций, перечисленные документы с ними согласовываются.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую обучающийся был принят на обучение по образовательной программе, несет ответственность в полном объеме за организацию образовательного процесса и контроль за его реализацией.

Другие организации, участвующие в сетевом взаимодействии, несут ответственность за реализацию отдельной части образовательной программы (дисциплина, модуль, учебная и производственная практика и т.д.) и соблюдение сроков, предусмотренных годовым календарным учебным графиком.

Направление обучающихся, принятых на обучение в одну организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в другие организации для освоения части образовательной программы осуществляется с их согласия (согласия родителей (законных представителей)).

Организации, реализующие в рамках совместной деятельности отдельные части образовательной программы, обеспечивают текущий учет и документирование результатов освоения обучающимися соответствующих учебных курсов, дисциплин, видов учебной деятельности.

При необходимости, использование образовательными организациями кадровых ресурсов Центров ППМС-помощи при создании специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ (индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития, условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе с привлечением учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога), учителя-логопеда, педагога-психолога, обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода)) осуществляется на основании договора о взаимодействии или на основании договора гражданско-правового характера, заключаемого между соответствующим специалистом и образовательной организацией (образец договора в приложении 2).

Начиная с 2011 года субъекты Российской Федерации (муниципальные образования) на условиях софинансирования участвуют в реализации мероприятий, направленных на создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, включая создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным оборудованием, в т.ч. учебным, реабилитационным, компьютерным, и автотранспортом. Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций, начиная с 2011 года, выросла более чем в 4 раза (с 4,6% в 2011 году до 21,4% в 2016 году). С 2016 года создание универсальной безбарьерной среды предусмотрено и в дошкольных образовательных организациях (рост доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций с 14,9% в 2015 году до 16% в 2016 году).

При этом оборудование (специальное оборудование, в т.ч. учебное, реабилитационное, компьютерное), которым были оснащены образовательные организации в процессе реализации программы, при необходимости частично может быть использовано в ходе осуществления взаимодействия между Центрами ППМС-помощи и образовательными организациями для создания специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ.

Использование оборудования в рамках взаимодействия возможно в рамках действующего законодательства на основании договора о передаче имущества во временное пользование и/или безвозмездное пользование (образец договора в приложении 3).

При этом в образовательные организации имущество может поступать от организаций, подведомственных одному главному распорядителю бюджетных средств (внутриведомственная передача), а также от организаций, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (межведомственная передача).

В то же время образовательная организация может выступать не только как принимающая сторона, но и как передающая.

При этом, как образовательными организациями, так и Центрами ППМС-помощи, возможна передача оборудования, обеспечивающего создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью, во временное безвозмездное пользование родителям (законным представителям) ребенка с ОВЗ и инвалидностью.

Договор передачи оборудования является соглашением между двумя сторонами, по которому одна на возмездной или безвозмездной основе передает другой определенное имущество. Соглашение о передаче оборудования может заключаться при передаче каких-либо средств в аренду, в безвозмездное пользование, во временное пользование.

По договору безвозмездного пользования (ссуды) организация может бесплатно использовать имущество, принадлежащее другому лицу (организации, гражданину, публично-правовому образованию) (п. 1 ст. 689 ГК РФ).

Документом, подтверждающим исполнение договора, является подписанный обеими сторонами акт приема-передачи. Он составляется в обязательном присутствии уполномоченных представителей обеих сторон сделки, а при необходимости к его заключению могут быть привлечены и третьи лица. В акте приводится полный список передаваемого оборудования с указанием всех существенных параметров (наименование, производитель, марка, цена, серийные номера), данные о комплектности и выявленных дефектах, необходимой для использования оборудования технической документации и прочие сведения.

Таким образом, организация и осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, взаимодействия между образовательными организациями и Центрами ППМС-помощи с использованием кадровых, информационных, материально-технических, учебно-методических ресурсов взаимодействующих организаций позволит увеличить долю образовательных организаций субъектов Российской Федерации, в которых созданы специальные образовательные условия для детей с ОВЗ и инвалидностью.