1. Нормативные правовые основы обеспечения конституционного права на образование лиц с ОВЗ и инвалидностью

1. Нормативные правовые основы обеспечения конституционного
права на образование лиц с ОВЗ и инвалидностью

В настоящее время создана достаточная нормативная правовая база для обеспечения конституционного права на образование лиц с ОВЗ и инвалидностью вне зависимости от места их проживания и степени выраженности нарушенного развития и здоровья:

1. Федеральный закон N 273-ФЗ.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и положениями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией 3 мая 2012 г., каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон N 273-ФЗ, комплексно регулирующий отношения в сфере образования, в т.ч. образования инвалидов и лиц с ОВЗ, а также устанавливающий особенности организации образовательного процесса для названной категории обучающихся.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 273-ФЗ обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ (ст. 79, п. 3 Федерального закона N 273-ФЗ) понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Требования к специальным условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ и представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП НОО.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортно-развивающей среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное (нравственное) развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

В соответствии с ч. 1 п. 12 ст. 8 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится: организация предоставления ППМС помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

В соответствии с действующим Федеральным законом N 273-ФЗ, дети с ОВЗ могут обучаться как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 79, п. 4), но во всех случаях для них должны быть созданы специальные образовательные условия.

Федеральным законом N 273-ФЗ зафиксирована ответственность федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за реализацию этого права посредством создания соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ст. 5, п. 4), в т.ч. - посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ (ст. 5, п. 5).

Специальные образовательные условия представлены в российском образовательном законодательстве как право на гарантированный каждому ребенку с проблемным развитием набор условий, обеспечивающих освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, адаптированным общеобразовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ в соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" и от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

Кроме этого, в соответствии с п. 1 и п. 5 ст. 31 Федерального закона N 273-ФЗ Центры ППМС-помощи вправе осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения и другим общеобразовательным программам.

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" рекомендовано Центрам ППМС-помощи реализовывать, в т.ч. дополнительные образовательные программы, основные общеобразовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения. Соответственно, при реализации указанных программ также должны быть созданы специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ.