3. Автомобильный транспорт в Республике Казахстан

3. Автомобильный транспорт в Республике Казахстан

Объем перевозок грузов автомобильным транспортом в 2013 году в Республике Казахстан составил 2,9 млрд т, а грузооборот - 145,2 млрд т/км (таблицы 1 и 2 приложения к настоящей Программе).

В настоящее время в Республике Казахстан зарегистрировано около 400 тыс. грузовых автотранспортных средств.

В Республике Казахстан зарегистрировано 2 456 транспортных компаний, осуществляющих международные перевозки грузов автомобильным транспортом, из которых 335 состоят в Союзе международных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО).

В международных перевозках грузов автомобильным транспортом задействовано свыше 12 тыс. грузовых автотранспортных средств. По системе МДП осуществляют перевозки 5 987 грузовых автотранспортных средств.

Доля рынка казахстанских автоперевозчиков на рынке международных перевозок в Республике Казахстан в 2013 году составила 37 процентов, что на 3 процента больше предыдущего года.

По данным КазАТО в 2009 - 2013 годах количество автомобилей экологического класса Евро-0, Евро-1 и Евро-2 сократилось с 74,1 процента до 45,6 процента. Количество автомобилей экологического класса Евро-3, Евро-4 и Евро-5 увеличилось с 25,9 процента до 54,4 процента.

Среднее расстояние перевозок составляет 48,7 км, что практически соответствует средним показателям по Союзу (47,3 км).

Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 96 873 км, из них с твердым покрытием - 86 581 км, грунтовые - 10 292 км.

В международных перевозках основной объем грузов перевозится в экспортно-импортном сообщении с государствами-членами, государствами Европы, Центральной Азии и Китая.

По данным КазАТО структура перевозок грузов автомобильным транспортом между Республикой Казахстан и странами Европы за 2013 год была распределена следующим образом: Германия - 36,2 процента, Литва - 15,9 процента, Польша - 14,1 процента, Италия - 4,7 процента, Финляндия - 4,5 процента, Великобритания - 4,1 процента, Нидерланды - 4,0 процента, Бельгия - 2,9 процента, Латвия - 2,1 процента, Чехия - 1,6 процента, Франция - 1,4 процента, Австрия - 1,1 процента, Румыния - 1,1 процента, Испания - 1,0 процент, Швейцария - 1,0 процент.

В азиатском направлении основу грузопотока составляют Китай (80,8 процента) и Турция (14,4 процента).

По территории Республики Казахстан проходят и формируются 3 международных транспортных коридора, дальнейшее развитие которых имеет стратегическое значение, в том числе и при осуществлении каботажных автомобильных перевозок грузов:

ТРАСЕКА: Восточная Европа - Центральная Азия через Черное море, Кавказ и Каспийское море;

Север - Юг: Северная Европа - страны Персидского залива через Российскую Федерацию и Иран с участием Республики Казахстан;

Западная Европа - Западный Китай.

Международный коридор Западная Европа - Западный Китай имеет протяженность 8 445 км, в том числе по территории Китая - 3 425 км, Российской Федерации - 2 233 км, по территории Республики Казахстан - 2 787 км.

Реализация проекта позволит сократить сроки доставки грузов автомобильным транспортом из Китая в Европу почти в 3,5 раза - до 10 суток.

Прогнозируемый рост транзитных грузопотоков по направлениям Китай - Центральная Азия и Китай - Россия - Западная Европа составляет 1,5 раза к 2015 году (до 1,2 млн т).

Главной составляющей транспортных коридоров является современная эффективная логистическая инфраструктура, создаются крупные логистические центры: "Западные ворота" в порту Актау, "Восточные ворота" в свободной экономической зоне "Хоргос", в городах Алматы, Астане и др.

В соответствии со стратегическими целями Республики Казахстан к 2020 году планируется создать современную автодорожную сеть, связывающую между собой крупные города и населенные пункты.

Для этого будет построено и реконструировано около 16 тыс. км автомобильных дорог республиканского значения. Особое внимание будет уделено также развитию автомобильных дорог местного значения.