ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2007 г. N ГКПИ07-97

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда
    Российской Федерации                            Емышевой В.А.,
    при секретаре                                   Михеевой Е.Ю.,
    с участием прокурора                     Воскобойниковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А., А. о признании недействующим подпункта "б" пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2007 г. N ГКПИ07-97

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда
    Российской Федерации                            Емышевой В.А.,
    при секретаре                                   Михеевой Е.Ю.,
    с участием прокурора                     Воскобойниковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А., А. о признании недействующим подпункта "б" пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2007 г. N ГКПИ07-97

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда
    Российской Федерации                            Емышевой В.А.,
    при секретаре                                   Михеевой Е.Ю.,
    с участием прокурора                     Воскобойниковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А., А. о признании недействующим подпункта "б" пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2007 г. N ГКПИ07-97

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда
    Российской Федерации                            Емышевой В.А.,
    при секретаре                                   Михеевой Е.Ю.,
    с участием прокурора                     Воскобойниковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А., А. о признании недействующим подпункта "б" пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325,

установил:

Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. В настоящее время Указ Президента РФ действует в редакции Указа Президента РФ от 03.11.2006 N 1226.

Подпунктом "б" пункта 14 указанного Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 13 настоящего Положения, проживающие на территории Российской Федерации, при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "б" части первой статьи 14 Федерального закона вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации (приложение N 1) представляют:

вид на жительство;

в зависимости от наличия установленных Федеральным законом оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не освобождается в соответствии с названным пунктом от представления этих документов;

один из документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства СССР в прошлом (свидетельство о рождении, выданное органом записи актов гражданского состояния на территории СССР либо дипломатическим представительством или консульским учреждением СССР на территории иностранного государства. В случае если свидетельство о рождении выдано органом иностранного государства, документами, подтверждающими, что заявитель состоял в гражданстве СССР в прошлом, могут служить соответствующие официальные данные полномочного органа, либо справка полномочного органа иного государства, входившего в состав СССР, об обмене паспорта гражданина СССР на документ лица без гражданства, либо паспорт гражданина СССР).

А. и А. обратились в Верховный суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению с момента принятия подпункта "б" пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации в части, предусматривающей предоставление вида на жительство.

Свои требования обосновывают тем, что указанное положение противоречит подпункту "б" части 1 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", которым установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица: имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

Оспариваемая норма препятствует получению ими гражданства в упрощенном порядке, поскольку они являются лицами без гражданства, в течение 12 лет проживают в Российской Федерации, вида на жительство не имеют.

В судебном заседании заявители и их представители Корковидов А.К. и Бобров Е.А. поддержали заявленные требования.

Представитель Президента Российской Федерации Глебов И.Н. в судебное заседание явился, возражал против заявленных требований, указывая на то, что оспариваемый акт принят Президентом Российской Федерации в пределах своей компетенции и федеральному закону не противоречит.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд РФ находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Между тем таких обстоятельств судом не установлено.

Президент Российской Федерации осуществляет полномочия, предоставленные ему ст. ст. 83 - 90 Конституции Российской Федерации, путем издания правовых актов в форме указов и распоряжений, которые в силу ч. 3 ст. 90 Конституции РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

В соответствии с частями 2, 4 ст. 29 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства, издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации. Перечень указываемых в заявлении по вопросам гражданства сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяется положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 33 Федерального закона).

Во исполнение данного Федерального закона Президентом Российской Федерации утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, которым установлен порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.

Согласно п. 13 указанного Положения иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании частей первой - пятой статьи 14 Федерального закона.

Положением установлен перечень необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации. При этом Положением установлен различный перечень представляемых документов для лиц, проживающих на территории РФ (п. 14), и лиц, проживающих за пределами РФ (п. 15).

Подпунктом "б" пункта 14 установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 13 настоящего Положения, проживающие на территории Российской Федерации, при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "б" части первой статьи 14 Федерального закона представляют в числе других документов вид на жительство.

По мнению заявителей, требование о предоставлении вида на жительство для этой категории лиц противоречит части 1 ст. 14 Федерального закона, которой от предоставления вида на жительство они освобождены в силу прямого указания в Законе.

Однако этот довод заявителей основан на неправильном толковании Федерального закона.

Согласно п. "а" ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства.

Таким образом, пункт "а" ч. 1 ст. 13 Федерального закона устанавливает условие о сроке непрерывного проживания на территории РФ и порядок его исчисления.

Статья 14 Федерального закона устанавливает для отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства льготные условия, полностью или частично освобождая их от обязанности соблюдения условий, предусмотренных частью 1 статьи 13, в т.ч. условий, предусмотренных п. "а" ч. 1 ст. 13, а некоторых лиц и от обязанности предоставления вида на жительство (ч. 3, 5).

В силу пункта "б" части 1 статьи 14 указанного Федерального закона иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

Из анализа приведенных норм следует, что лица, указанные в пункте "б" части 1 статьи 14 Федерального закона, не освобождены от необходимости иметь вид на жительство.

Исходя из этого следует признать, что подпункт "б" пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, предусматривающий для этой категории лиц предоставление вида на жительство, не противоречит части 1 статьи 14 Федерального закона.

Поскольку подпункт "б" пункта 14 Положения распространяется только на лиц, проживающих на территории Российской Федерации, предоставление вида на жительство, как документа, удостоверяющего личность и подтверждающего статус постоянного проживания лица, обратившегося за получением гражданства, не противоречит федеральному законодательству, определяющему правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.

Под проживанием согласно абз. 8 ст. 3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" понимается проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином признает лицо, имеющее действительный вид на жительство. Вид на жительство подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (ст. 2).

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителей, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

А. и А. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА