Раздел 2. ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

Раздел 2. ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

2.1.П1. В разделе 8 Кодекса приведены требования по применению концептуального подхода к соблюдению принципов этики в обстоятельствах, когда размер и характер вознаграждения могут создать угрозу нарушения одного или нескольких принципов этики в связи с личной заинтересованностью, а также пояснения по применению указанных требований. В настоящем разделе Правил приведены требования и пояснения по применению концептуального подхода к выявлению и оценке угроз независимости, возникающих в связи с вознаграждением за аудит, а также принятию мер в ответ на данные угрозы.

Общие положения

2.2.П1. Вознаграждение за услуги во многих случаях является предметом договоренности с аудируемым лицом и подлежит выплате им, что может создать угрозы независимости.

2.2.П2. Заинтересованные стороны предъявляют повышенные ожидания в отношении независимости аудиторской организации от аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией. Для целей поддержки принятия информированных решений лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией, и другими заинтересованными сторонами настоящий раздел Правил устанавливает требования о представлении и раскрытии указанным лицам и сторонам информации о вознаграждении.

2.2.П3. Для целей настоящего раздела Правил вознаграждение за аудит означает вознаграждение за аудит и обзорную проверку, а вознаграждение за услуги, отличные от аудита, - вознаграждение за сопутствующие аудиту услуги (за исключением обзорной проверки) и прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги соответственно. В случаях, когда в настоящем разделе Правил указывается на вознаграждение за аудит бухгалтерской отчетности, такое вознаграждение включает вознаграждение за аудит бухгалтерской отчетности, но не включает вознаграждение за аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения, а также за обзорную проверку промежуточной или иной финансовой отчетности (см. подпункт "а" пункта 2.16.Т, пункт 2.17.П1, подпункт "а" пункта 2.23.Т Правил).

2.2.П4. Для целей настоящего раздела Правил вознаграждение (выплаченное или подлежащее выплате) от аудируемого лица, связанных с ним организаций, также означает вознаграждение (выплаченное или подлежащее выплате) от лица, заключившего договор оказания соответствующих услуг.

Вознаграждение от аудируемого лица

2.3.П1. В случае, когда вознаграждение является предметом договоренности с аудируемым лицом и подлежит выплате им, возникает угроза личной заинтересованности и может возникнуть угроза шантажа.

2.3.П2. Согласно концептуальному подходу к соблюдению принципов этики:

- до принятия аудиторской организацией, другой организацией в сети аудиторского задания или иного задания, выполняемого для аудируемого лица, аудиторская организация должна определить, находятся ли угрозы независимости, возникающие в связи с ожидаемым от аудируемого лица вознаграждением, на приемлемом уровне;

- если аудиторской организации становится известно о появлении новой информации или об изменениях в фактах и обстоятельствах в течение периода выполнения аудиторского задания, аудиторская организация должна провести повторную оценку угроз и предпринять ответные действия.

2.3.П3. При оценке уровня угроз, возникающих в связи с выплатой аудируемым лицом вознаграждения, рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) размер вознаграждения и насколько данный размер определен исходя из необходимых аудиторской организации ресурсов с учетом ее рыночных приоритетов;

б) влияние вознаграждения за отличные от аудита услуги на вознаграждение за аудит, и соотношение размеров этих вознаграждений;

в) зависит ли размер вознаграждения за услугу от исхода выполнения задания по оказанию услуги (далее - результат услуги);

г) оказываются ли соответствующие услуги самой аудиторской организацией или другой организацией в сети;

д) размер вознаграждения в контексте масштаба и сложности услуги, которая будет оказана аудиторской организацией, другой организацией в сети;

е) особенности организации совместного предложения и продвижения услуг подразделениями аудиторской организации, другой организацией в сети и применимые в этой части правила по вознаграждению работников аудиторской организации, другой организации в сети;

ж) значимость аудируемого лица или третьего лица, которое направило аудируемое лицо к аудиторской организации, для аудиторской организации, другой организации в сети, для конкретного руководителя задания или подразделения аудиторской организации;

з) особенности аудируемого лица, например, является ли аудируемое лицо общественно значимой организацией;

и) уровень связанности аудируемого лица с теми его связанными сторонами, которым оказываются отличные от аудита услуги, например, когда услуги оказываются "сестринской организации";

к) были ли вовлечены лица, отвечающие за корпоративное управление аудируемого лица, в процесс назначения аудитора и согласования его вознаграждения, а также уделяют ли указанные лица и руководство аудируемого лица особое внимание вопросам качества аудита и общего уровня вознаграждения за аудит;

л) установлен ли размер вознаграждения независимой третьей стороной, например, соответствующим уполномоченным органом <7>.

--------------------------------

<7> В случае оказания услуги в соответствии с законодательством иностранных государств.

2.3.П4. Условия, правила и процедуры, указанные в пункте 3.15.П3 Кодекса, в частности, наличие системы управления качеством аудиторской организации, разработанной, внедренной и функционирующей в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, регламентирующими вопросы качества, также могут повлиять на оценку уровня угроз.

Размер вознаграждения за аудит

2.4.П1. Аудиторская организация определяет ожидаемый размер вознаграждения за свои услуги, исходя из деловых соображений и с учетом фактов и обстоятельств, относящихся к конкретному заданию, включая требования стандартов аудиторской деятельности, иных применимых стандартов <8> (далее вместе - профессиональные стандарты).

--------------------------------

<8> Например, стандартов оценочной деятельности.

2.4.П2. При оценке уровня угроз личной заинтересованности и шантажа, возникающих в связи с уровнем вознаграждения за аудит, рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) коммерческое обоснование аудиторской организацией вознаграждения за аудит;

б) оказывало или оказывает ли аудируемое лицо ненадлежащее давление на аудиторскую организацию с целью уменьшить вознаграждение за аудит.

2.4.П3. Примерами мер предосторожности в ответ на указанные угрозы являются:

а) проведение оценки обоснованности запрашиваемого вознаграждения с учетом масштаба и сложности задания надлежащим проверяющим лицом, не участвующим в аудиторском задании;

б) проведение проверки выполненной работы надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в аудиторском задании.

Влияние предоставляемых отличных от аудита услуг
аудируемому лицу

2.5.Т. Аудиторская организация не должна допускать влияния отличных от аудита услуг, оказываемых аудируемому лицу ею, другой организацией в сети, на вознаграждение за аудит.

2.5.П1. Вознаграждение за аудит, как правило, отражает комбинацию факторов, в частности, указанных в пункте 2.16.П1 Правил. При этом оказание аудируемому лицу отличных от аудита услуг не является уместным фактором для целей определения размера вознаграждения за аудит.

Соотношение вознаграждения за отличные от аудита услуги
к вознаграждению за аудит

2.6.П1. На уровень угрозы личной заинтересованности может оказать влияние ситуация, когда аудиторская организация, другая организация в сети получает существенную часть вознаграждений от оказания клиенту отличных от аудита услуг. В такой ситуации аудиторская организация, другая организация в сети могут стремиться избежать прекращения оказания соответствующих услуг и (или) направлять основное внимание на оказание отличных от аудита услуг, что может создать угрозу независимости аудитора. В такой ситуации может возникнуть также угроза шантажа.

2.6.П2. При оценке уровня указанных угроз рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) соотношение вознаграждения за отличные от аудита услуги и вознаграждения за аудит;

б) длительность времени, в течение которого существенная часть вознаграждений поступает от оказания отличных от аудита услуг;

в) вид, масштаб и цель оказываемых отличных от аудита услуг, включая:

- оказываются ли эти услуги на периодической основе;

- основано ли оказание этих услуг аудиторской организацией, другой организацией в сети на требованиях нормативного правового акта.

2.6.П3. Примерами мер предосторожности в ответ на указанные угрозы личной заинтересованности, шантажа являются:

а) проведение проверки выполненной работы в рамках аудиторского задания надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в аудиторском задании и в оказании соответствующих отличных от аудита услуг;

б) сокращение объема отличных от аудита услуг, оказываемых аудируемому лицу.

Зависимость от вознаграждения

Все аудируемые лица

2.7.П1. Если общая сумма вознаграждений от аудируемого лица составляет существенную часть общей суммы всех вознаграждений, получаемых аудиторской организацией, то зависимость от вознаграждений за аудит и другие услуги от данного аудируемого лица, а также обеспокоенность возможной потерей такого вознаграждения влияют на уровень угрозы личной заинтересованности и создают угрозу шантажа.

2.7.П2. Для целей расчета соотношения между вознаграждениями, указанными в пункте 2.7.П1 Правил, аудиторская организация может использовать общую сумму всех вознаграждений, полученных аудиторской организацией за предыдущий год.

2.7.П3. При оценке уровня указанных угроз личной заинтересованности, шантажа рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) особенности организации деятельности аудиторской организации;

б) планирует ли аудиторская организация увеличить свою клиентскую базу для сокращения зависимости от соответствующего аудируемого лица.

2.7.П4. Примерами мер предосторожности в ответ на указанные угрозы личной заинтересованности, шантажа являются:

а) проведение проверки выполненной работы в рамках аудиторского задания надлежащим проверяющим лицом, не являющимся работником аудиторской организации;

б) сокращение объема отличных от аудита услуг, оказываемых аудируемому лицу;

в) увеличение клиентской базы аудиторской организации для сокращения зависимости от соответствующего аудируемого лица;

г) увеличение объема услуг, оказываемых другим клиентам.

2.7.П5. Угроза личной заинтересованности, шантажа возникает также в случае, когда вознаграждение от какого-либо аудируемого лица составляет существенную часть всех доходов от услуг, приходящихся на одного руководителя заданий, или составляет существенную часть всех доходов, приходящихся на одно подразделение аудиторской организации.

2.7.П6. При оценке уровня возникших угроз рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) значимость аудируемого лица с количественной и/или качественной точек зрения для данного руководителя заданий или данного подразделения аудиторской организации;

б) степень зависимости вознаграждения данного руководителя или руководителей заданий, работающих в данном подразделении аудиторской организации, от суммы вознаграждений, полученных от аудируемого лица.

2.7.П7. Примерами мер предосторожности в ответ на указанные угрозы личной заинтересованности, шантажа являются:

а) увеличение количества клиентов данного руководителя заданий или данного подразделения аудиторской организации для сокращения зависимости от данного аудируемого лица;

б) проведение проверки выполненной работы в рамках аудиторского задания надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в аудиторском задании;

в) устранение значительной зависимости вознаграждения соответствующего руководителя заданий от суммы вознаграждений, получаемых от аудируемого лица;

г) сокращение объема отличных от аудита услуг, в оказании аудируемому лицу которых участвует соответствующий руководитель задания, или оказываемых в соответствующем подразделении аудиторской организации;

д) увеличение объема услуг другим клиентам, в оказании которых участвует соответствующий руководитель задания, или оказываемых в соответствующем подразделении аудиторской организации.

Аудируемые лица, не являющиеся общественно
значимыми организациями

2.8.Т. В случае, когда за каждый год из пяти последовательных лет общая сумма вознаграждений, полученных от аудируемого лица, не являющегося общественно значимой организацией, составляет или с большой долей вероятности будет составлять более 30 процентов общей суммы вознаграждений, полученных аудиторской организацией, аудиторская организация должна определить, может ли какая-либо из следующих мер предосторожности снизить до приемлемого уровня угрозу, и, если может, реализовать эту меру:

а) перед представлением аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности за пятый год надлежащее проверяющее лицо-аудитор, не являющийся работником аудиторской организации, выражающей мнение о бухгалтерской отчетности соответствующего аудируемого лица, проводит проверку выполненной работы в рамках аудита за пятый год;

б) после представления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности за пятый год, но до представления аудиторского заключения за шестой год, надлежащее проверяющее лицо-аудитор, не являющийся работником аудиторской организации, выражающей мнение о бухгалтерской отчетности соответствующего аудируемого лица, проводит проверку выполненной работы в рамках аудита за пятый год, или саморегулируемая организация аудиторов проводит внешний контроль в отношении соответствующего аудиторского задания за пятый год.

2.9.Т. В случае, когда вознаграждение согласно пункту 2.8.Т Правил продолжает превышать 30 процентов, аудиторская организация должна каждый год определять, может ли какая-либо из мер предосторожности, указанных в пункте 2.8.Т Правил, применительно к аудиторскому заданию за соответствующий год снизить до приемлемого уровня угрозу, возникающую в связи с общей суммой вознаграждений, полученных аудиторской организацией от данного аудируемого лица, и, если может, реализовать эту меру.

2.10.Т. В случае, когда в проведение аудита бухгалтерской отчетности аудируемого лица вовлечены две или более аудиторских организаций, вовлечение другой аудиторской организации в аудит может считаться ежегодно мерой, эквивалентной указанной в подпункте "а" пункта 2.8.Т Правил, при одновременном выполнении следующих условий:

а) обстоятельства, указанные в пункте 2.8.Т Правил, применимы только к одной из аудиторских организаций, выражающих мнение о бухгалтерской отчетности соответствующего аудируемого лица;

б) каждая аудиторская организация выполняет объем работы, достаточный для того, чтобы взять полную ответственность за мнение о бухгалтерской отчетности соответствующего аудируемого лица.

Аудируемые лица, являющиеся общественно
значимыми организациями

2.11.Т. В случае, когда за каждый год из двух последовательных лет общая сумма вознаграждения от аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией, составляет или с большой долей вероятности будет составлять более 15 процентов общей суммы выручки аудиторской организации за соответствующий год, аудиторская организация должна определить, может ли следующая мера снизить до приемлемого уровня угрозу и, если может, реализовать ее: проведение надлежащим проверяющим лицом-аудитором, не являющимся работником аудиторской организации, выражающей мнение о бухгалтерской отчетности соответствующего аудируемого лица, проверки качества выполнения соответствующего аудиторского задания перед представлением аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности за второй год ("проверка качества перед представлением аудиторского заключения").

2.12.Т. В случае, когда в проведение аудита бухгалтерской отчетности аудируемого лица вовлечены две или более аудиторских организаций, вовлечение другой аудиторской организации в аудит может считаться ежегодно мерой, эквивалентной указанной в пункте 2.11.Т Правил, при одновременном выполнении следующих условий:

а) обстоятельства, указанные в пункте 2.11.Т Правил, применимы только к одной из аудиторских организаций, выражающих мнение о бухгалтерской отчетности соответствующего аудируемого лица;

б) каждая аудиторская организация выполняет объем работы, достаточный для того, чтобы взять полную ответственность за мнение о бухгалтерской отчетности соответствующего аудируемого лица.

2.13.Т. С учетом пункта 2.14.Т Правил в случае, когда обстоятельства, указанные в пункте 2.11.Т Правил, имеют место в течение пяти последовательных лет, аудиторская организация должна прекратить оказывать соответствующему аудируемому лицу услуги по проведению аудита после представления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности за пятый год.

2.14.Т. В порядке исключения из требования в пункте 2.13.Т Правил аудиторская организация может продолжить оказывать соответствующему аудируемому лицу услуги по проведению аудита в случае, когда обстоятельства, указанные в пункте 2.11.Т Правил, имели место в течение пяти последовательных лет, если существует мотивированное основание для продолжения оказания указанных услуг с учетом общественных интересов и выполнены следующие условия:

а) саморегулируемая организация аудиторов согласилась с тем, что продолжение оказания услуг по проведению аудита в указанных обстоятельствах целесообразно с учетом общественных интересов;

б) надлежащим проверяющим лицом-аудитором, не являющимся работником аудиторской организации, выражающей мнение о бухгалтерской отчетности соответствующего аудируемого лица, проводится проверка качества перед представлением аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности за шестой и последующий годы.

2.14.П1. Мотивированным основанием для продолжения оказания услуг по проведению аудита с учетом общественных интересов может быть, например, отсутствие разумной альтернативы по выбору другой аудиторской организации для проведения аудита с учетом характера, масштаба и места осуществления хозяйственной деятельности аудируемого лица.

Информация о вознаграждении-аудируемые лица, являющиеся
общественно значимыми организациями

Информационное взаимодействие с лицами,
отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица,
по вопросам вознаграждения

2.15.П1. Информационное взаимодействие аудиторской организации с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица, по вопросам вознаграждения (как за аудит, так и за отличные от аудита услуги) поддерживает процесс оценки указанными лицами вопроса о независимости аудиторской организации. Эффективное информационное взаимодействие по указанным вопросам также способствует открытому двустороннему обмену мнениями и сведениями о, например, ожиданиях лиц, отвечающих за корпоративное управление аудируемого лица, в отношении объема и масштаба аудита, а также вознаграждения за аудит.

Вознаграждение за аудит бухгалтерской отчетности

2.16.Т. С учетом пункта 2.19.Т Правил аудиторская организация должна своевременно информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией:

а) о размере вознаграждения, выплаченного аудиторской организации, другой организации в сети или подлежащего выплате им за аудит бухгалтерской отчетности, о которой аудиторская организация выражает мнение;

б) находятся ли угрозы, возникающие в связи с уровнем указанного вознаграждения, на приемлемом уровне и, если нет, то какие меры предприняла или предлагает предпринять аудиторская организация для снижения указанных угроз до приемлемого уровня.

2.16.П1. Представляемая согласно пункту 2.16.Т Правил информация по своему характеру и объему зависит от конкретных фактов и обстоятельств и может включать, в частности:

а) вопросы, влияющие на уровень вознаграждения, например:

- масштаб, сложность и географический охват деятельности аудируемого лица;

- время, которое было или будет затрачено на проведение аудита исходя из его масштаба и сложности;

- затраты на иные ресурсы, задействованные в ходе аудита;

- качество процессов бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности аудируемого лица;

б) корректировки размера вознаграждения в течение выполнения аудиторского задания и причины данных корректировок;

в) изменения в нормативных правовых актах и стандартах аудиторской деятельности, повлиявшие на размер вознаграждения.

2.16.П2. Аудиторской организации рекомендуется предоставлять указанные сведения (и изменения в них) в возможно короткие сроки.

Вознаграждение за услуги, отличные от аудита
бухгалтерской отчетности

2.17.Т. С учетом пункта 2.19.Т Правил аудиторская организация должна своевременно информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией:

а) о размере вознаграждения, отличного от представленного в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 2.16.Т Правил и выплаченного аудиторской организации, другой организации в сети или подлежащего выплате им за оказание услуг в течение периода, за который составляется бухгалтерская отчетность, о которой аудиторская организация выражает мнение. Для целей настоящего подпункта указанное вознаграждение включает вознаграждение, выплаченное или подлежащее выплате аудируемым лицом, а также контролируемыми (прямо или косвенно через подконтрольных лиц) им организациями, информация о которых включается в консолидированную финансовую отчетность аудируемого лица, о которой аудиторская организация будет выражать мнение;

б) выявила ли аудиторская организация влияние на уровень угрозы личной заинтересованности или наличие угрозы шантажа в связи с соотношением вознаграждения за отличные от аудита услуги и вознаграждения за аудит, находятся ли указанные угрозы на приемлемом уровне и, если нет, то какие меры предприняла или предлагает предпринять аудиторская организация для снижения указанных угроз до приемлемого уровня.

2.17.П1. Представляемая согласно пункту 2.17.Т Правил информация по своему характеру и объему зависит от конкретных фактов и обстоятельств и может включать, в частности:

а) размер вознаграждения за отличные от аудита услуги, обязательные в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;

б) характер оказываемых отличных от аудита услуг и вознаграждение за них;

в) информацию о характере отличных от аудита услуг, оказываемых согласно общему правилу, согласованному с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица (см. подпункт "г" пункта 12.17.П2 Правил), и вознаграждение за них;

г) доля вознаграждения, указанного в подпункте "а" пункта 2.17.Т Правил, в общей величине вознаграждения, выплаченного или подлежащего выплате аудиторской организации, другой организации в сети за аудит бухгалтерской отчетности, о которой аудиторская организация выражает мнение.

2.18.Т. Аудиторская организация должна включить в информацию, требующуюся согласно подпункту "а" пункта 2.17.Т Правил, размер вознаграждения за оказание услуг, отличного от представленного в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 2.16.Т Правил и выплаченного аудиторской организации, другой организации в сети или подлежащего выплате им контролируемыми (прямо или косвенно через подконтрольных лиц) аудируемым лицом организациями, если аудиторская организация знает или имеет основания считать, что указанное вознаграждение является значимым для целей оценки независимости аудиторской организации.

2.18.П1. При решении вопроса о том, является ли вознаграждение за оказание услуг, отличное от представленного в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 2.16.Т Правил и выплаченное аудиторской организации, другой организации в сети или подлежащее выплате им другими связанными с аудируемым лицом организациями (вместе или по отдельности), значимым для целей оценки независимости аудиторской организации, рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) были ли вовлечены лица, отвечающие за корпоративное управление аудируемого лица, в процесс назначения аудиторской организации, другой организации в сети для оказания указанных услуг и согласования соответствующего вознаграждения;

б) существенность для аудиторской организации, другой организации в сети данного вознаграждения от других связанных с аудируемым лицом сторон;

в) доля данного вознаграждения от других связанных с аудируемым лицом сторон в общей величине вознаграждения, выплаченного или подлежащего выплате аудируемым лицом.

2.19.Т. В порядке исключения из требований пунктов 2.16.Т и 2.17.Т Правил аудиторская организация может принять решение не представлять указанную в пунктах 2.16.Т и 2.17.Т Правил информацию лицам, отвечающим за корпоративное управление аудируемого лица, являющегося организацией, уставный (складочный) капитал которого полностью принадлежит (прямо или косвенно через подконтрольных лиц) другой общественно значимой организации, если одновременно выполнены следующие условия:

а) информация о данном аудируемом лице включается в консолидированную финансовую отчетность, которая составляется и представляется указанной другой общественно значимой организацией;

б) аудиторская организация, другая организация в сети выражают мнение об указанной консолидированной финансовой отчетности.

Зависимость от вознаграждения

2.20.Т. В случае, когда общая сумма вознаграждений от аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией, составляет или с большой долей вероятности будет составлять более 15 процентов общей суммы вознаграждений, полученных аудиторской организацией, аудиторская организация должна информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление аудируемого лица:

а) о данных обстоятельствах и вероятности того, что они продолжат существовать или прекратятся в будущем;

б) о мерах предосторожности, предпринятых в ответ на возникшие угрозы, включая, если применимо, проверку качества задания перед представлением аудиторского заключения (см. пункт 2.11.Т Правил);

в) о предложении продолжить оказывать услуги по проведению аудита в соответствии с пунктом 2.14.Т Правил.

Раскрытие информации о вознаграждении

2.21.П1. Информация о вознаграждении, получаемом аудиторской организацией от аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией, является значимой информацией для оценки заинтересованными сторонами независимости аудиторской организации.

2.22.Т. За исключением случаев, когда раскрытие аудируемым лицом вознаграждений, выплаченных аудиторской организации, другой организации в сети или подлежащих выплате им за аудит (или иные аудиторские услуги) и за прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги требуется федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России, аудиторская организация должна обсудить с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией:

а) возможность добровольного раскрытия аудируемым лицом информации о вознаграждениях в контексте значимости данной информации для заинтересованных сторон, способом и в сроки по усмотрению аудируемого лица, исходя из особенностей и сроков ее подготовки;

б) дополнительную информацию, которая может способствовать большему пониманию пользователями вопросов, связанных с вознаграждением, и влияния этих вопросов на независимость аудиторской организации.

2.22.П1. Примерами дополнительной информации, которая может способствовать большему пониманию пользователями вопросов, связанных с вознаграждением, и влияния этих вопросов на независимость аудиторской организации являются:

а) сравнительная информация о вознаграждении, выплаченном за аудит и за отличные от аудита услуги, за предшествующий календарный год;

б) вид услуг и размер вознаграждения за них, раскрываемый согласно подпункту "б" пункта 2.23.Т Правил;

в) меры предосторожности, предпринятые в ответ на возникшие угрозы, в случае, когда общая сумма вознаграждений от аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией, составляет или с большой долей вероятности будет составлять более 15 процентов общей суммы вознаграждений, полученных аудиторской организацией.

2.23.Т. В случае, если после обсуждения с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией, вопросов, указанных в пункте 2.22.Т Правил, аудируемое лицо, являющееся общественно значимой организацией, принимает решение не раскрывать соответствующую информацию, аудиторская организация с учетом пункта 2.24.Т Правил должна раскрыть следующую информацию:

а) размер вознаграждения, выплаченного аудиторской организации, другой организации в сети или подлежащего выплате им за аудит бухгалтерской отчетности, о которой аудиторская организация выражает мнение;

б) размер вознаграждения, отличного от представленного в соответствии с требованиями подпункта "а" настоящего пункта и выплаченного аудиторской организации, другой организации в сети или подлежащего выплате им за оказание услуг в течение периода, за который составляется бухгалтерская отчетность, о которой аудиторская организация выражает мнение. Для целей настоящего подпункта указанное вознаграждение включает вознаграждение, выплаченное или подлежащее выплате аудируемым лицом, а также контролируемыми (прямо или косвенно через подконтрольных лиц) им организациями, информация о которых включается в консолидированную финансовую отчетность аудируемого лица, о которой аудиторская организация будет выражать мнение;

в) размер вознаграждения за оказание услуг, отличного от представленного в соответствии с требованиями подпунктов "а" и "б" настоящего пункта и выплаченного аудиторской организации, другой организации в сети или подлежащего выплате им контролируемыми (прямо или косвенно через подконтрольных лиц) аудируемым лицом организациями, если аудиторская организация знает или имеет основания считать, что указанное вознаграждение является значимым для целей оценки независимости аудиторской организации;

г) если применимо, тот факт, что за каждый год из двух последовательных лет общая сумма вознаграждения от аудируемого лица составляет или с большой долей вероятности будет составлять более 15 процентов общей суммы вознаграждений, полученных аудиторской организацией, с указанием года, когда возникли указанные обстоятельства.

2.23.П1. Аудиторская организация также может раскрыть дополнительную информацию, которая может способствовать большему пониманию пользователями вопросов, связанных с вознаграждением, и влияния указанных вопросов на независимость аудиторской организации, например, указанную в пункте 2.22.П1 Правил.

2.23.П2. Для целей соблюдения требования подпункта "в" пункта 2.23.Т Правил при решении вопроса о том, является ли вознаграждение за оказание услуг значимым для целей оценки независимости аудиторской организации, рассматриваются факторы, указанные в пункте 2.18.П1 Правил.

2.23.П3. Для целей раскрытия информации о вознаграждении в соответствии с требованиями пункта 2.23.Т Правил аудиторская организация может раскрыть соответствующую информацию способом и в сроки по своему усмотрению, исходя из особенностей и сроков ее подготовки, а также с учетом потребностей заинтересованных сторон, например:

а) на сайте аудиторской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

б) в специальном информационном сообщении, направленном конкретным заинтересованным сторонам, например, в письменном сообщении акционерам (участникам) аудируемого лица;

г) в составе аудиторского заключения.

2.24.Т. В порядке исключения из требований пункта 2.23.Т Правил аудиторская организация может принять решение не раскрывать указанную в пункте 2.23.Т информацию:

а) на уровне аудируемого лица - отдельной организации, которая создает группу в смысле части 2 статьи 1 Федерального закона N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", при условии, что аудиторская организация, другая организация в сети выражают мнение о консолидированной финансовой отчетности этой организации и раскрывают указанную в пункте 2.23.Т Правил информацию на уровне соответствующей группы организаций;

б) на уровне аудируемого лица - отдельной организации, уставный (складочный) капитал которой полностью принадлежит (прямо или косвенно через подконтрольных лиц) другой общественно значимой организации, при одновременном выполнении следующих условий:

- информация о данном аудируемом лице включается в консолидированную финансовую отчетность, которая составляется и представляется указанной другой общественно значимой организацией;

- аудиторская организация, другая организация в сети выражают мнение об указанной консолидированной финансовой отчетности.

Особенности применения требований к клиентам по заданиям
по обзорной проверке

2.25.П1. Настоящий раздел Правил устанавливает для аудиторских организаций требования представлять определенную информацию о вознаграждении от аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией, а также раскрывать данную информацию в случае, когда аудируемое лицо, являющееся общественно значимой организацией, не раскрывает данную информацию самостоятельно. В порядке исключения из указанных требований аудиторская организация может принять решение не представлять и не раскрывать соответствующую информацию о вознаграждении в случае, когда клиент данной аудиторской организации по заданию по обзорной проверке не является также аудируемым лицом.

Задержка выплаты вознаграждения

2.26.П1. Ситуация, когда в течение периода выполнения аудиторского задания имеется задолженность по выплате вознаграждения за аудит или за отличные от аудита услуги аудируемым лицом, влияет на уровень угрозы личной заинтересованности.

2.26.П2. Как правило, задолженность по выплате вознаграждения должна быть погашена до представления аудиторского заключения.

2.26.П3. При оценке уровня угрозы личной заинтересованности рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) значимость задолженности по выплате вознаграждения для аудиторской организации;

б) длительность времени, в течение которого имелась задолженность по выплате вознаграждения;

в) оценка аудиторской организации способности и готовности аудируемого лица погасить задолженность по выплате вознаграждения.

2.26.П4. Примерами мер предосторожности в ответ на возникшую угрозу являются:

а) частичное погашение задолженности по выплате вознаграждения;

б) проведение проверки выполненной работы в рамках аудиторского задания надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в аудиторском задании.

2.27.Т. Если значительная часть вознаграждения, подлежащая выплате аудируемым лицом, продолжительное время остается не выплаченной, аудиторская организация должна определить:

а) может ли эта задолженность рассматриваться в качестве займа аудируемому лицу (в этом случае применяются положения раздела "Займы, кредиты, поручительства и гарантии" настоящей части Правил);

б) будет ли уместным повторное назначение ее в качестве аудитора данного аудируемого лица, продолжение выполнения аудиторского задания.

Условное вознаграждение

2.28.П1. Условное вознаграждение - вознаграждение, рассчитываемое на заранее оговоренной основе, зависящей от последствий сделки, события, операции или оказанной услуги. Для целей Правил вознаграждение не считается условным, если оно установлено судом или уполномоченным государственным органом <9>.

--------------------------------

<9> В случае оказания услуги в соответствии с законодательством иностранных государств.

2.29.Т. Аудиторская организация не должна взимать прямо или косвенно, то есть через посредника, условное вознаграждение за выполнение аудиторского задания.

2.29.П1. В соответствии с Федеральным законом N 307-ФЗ порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторской организации, индивидуальному аудитору, определенные договорами оказания аудиторских услуг, не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемого лица к содержанию выводов, которые могут быть сделаны в результате оказания таких услуг.

2.30.Т. Аудиторская организация, другая организация в сети не должны взимать прямо или опосредованно условное вознаграждение за выполнение задания, не обеспечивающего уверенность, для аудируемого лица, если:

а) вознаграждение взимается аудиторской организацией, выражающей мнение о бухгалтерской отчетности, и размер этого вознаграждения является или предполагается быть существенным для данной аудиторской организации;

б) вознаграждение взимается другой организацией, входящей в сеть и принимающей участие в значительной части аудита, при этом размер этого вознаграждения является или предполагается существенным для данной организации в сети;

в) последствия оказания услуги, не обеспечивающей уверенность, и соответственно размер вознаграждения зависят от какого-либо суждения (которое может относиться как к будущему, так и к текущему периодам), связанного с аудитом существенной статьи бухгалтерской отчетности.

2.30.П1. Пункты 2.29.Т и 2.30.Т Правил запрещают аудиторской организации, другой организации в сети заключать с аудируемым лицом определенные договоры, предусматривающие условное вознаграждение. В иных случаях заключение договоров, предусматривающих условное вознаграждение, взимаемое аудиторской организацией за выполнение задания, не обеспечивающего уверенность, для аудируемого лица может повлиять на уровень угрозы личной заинтересованности.

2.30.П2. При оценке уровня указанной угрозы рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) диапазон возможных сумм вознаграждения;

б) устанавливает ли уполномоченный государственный орган <10> результат услуги, в зависимость от которого поставлено условное вознаграждение;

--------------------------------

<10> В случае оказания услуги в соответствии с законодательством иностранных государств.

в) раскрытие предполагаемым пользователям объема затрат на оказание аудиторской организацией услуги и методики расчета вознаграждения;

г) вид услуги;

д) влияние соответствующих сделки, события, операции на бухгалтерскую отчетность.

2.30.П3. Примерами мер предосторожности в ответ на указанную угрозу личной заинтересованности являются:

а) проведение проверки выполненной в рамках задания работы надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в задании, не обеспечивающем уверенность;

б) получение предварительного письменного согласия от клиента на использование методики расчета вознаграждения.