Раздел 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СОБЛЮДЕНИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА И ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКИ

Раздел 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СОБЛЮДЕНИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА И ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКИ

Общие положения

1.12.Т. При выполнении аудиторского задания аудитор должен быть независим.

1.13.Т. При выполнении аудиторского задания для целей выявления и оценки угроз независимости, а также принятия мер в ответ на данные угрозы аудитор должен применять концептуальный подход к соблюдению принципов этики, установленный в разделе 3 Кодекса.

Запрет на принятие ответственности за выполнение функций
руководства аудируемого лица

1.14.Т. Аудиторская организация, другая организация в сети не должны принимать на себя ответственность за выполнение функций руководства аудируемого лица.

1.14.П1. К функциям руководства аудируемого лица относятся направление, управление и контроль деятельности этого лица, включая принятие решений о приобретении, использовании и контроле человеческих, финансовых, технологических, материальных и нематериальных ресурсов.

1.14.П2. Если аудиторская организация, другая организация в сети при оказании услуги, не обеспечивающей уверенность, принимает на себя функции руководства аудируемого лица, возникают угрозы самоконтроля, личной заинтересованности. Помимо этого, принятие ответственности за выполнение функций руководства аудируемого лица создает угрозу близкого знакомства и может создать угрозу заступничества, поскольку аудиторская организация, другая организация в сети сверх меры проникается взглядами и интересами руководства аудируемого лица.

1.14.П3. Вопрос о том, является ли какая-либо деятельность функцией руководства аудируемого лица, зависит от конкретных обстоятельств и требует профессионального суждения. Примерами функций руководства являются:

а) разработка стратегии и выбор направления развития;

б) прием на работу и увольнение работников;

в) руководство и принятие ответственности за действия работников при исполнении ими трудовых (служебных, должностных) обязанностей;

г) санкционирование хозяйственных операций;

д) контроль банковских счетов и инвестиций, а также управление ими;

е) принятие решения о том, какие рекомендации аудиторской организации, другой организации в сети или иных третьих сторон следует выполнять;

ж) подготовка отчетов для лиц, отвечающих за корпоративное управление аудируемого лица, от имени руководства аудируемого лица;

з) составление и обеспечение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - бухгалтерская отчетность) <1> в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности;

--------------------------------

<1> Для целей Правил под бухгалтерской отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть) в смысле, указанном в части 3 статьи 1 Федерального закона N 307-ФЗ.

и) формирование учетной политики организации;

к) разработка, внедрение, мониторинг и поддержание системы внутреннего контроля.

1.14.П4. При условии соблюдения требований, установленных в пункте 1.15.Т Правил, предоставление консультаций и рекомендаций для содействия руководству аудируемого лица в выполнении его функций не считается принятием ответственности за выполнение функций руководства аудируемого лица. Предоставление консультаций и рекомендаций аудируемому лицу может создать угрозу самоконтроля (см. раздел 12 Правил).

1.15.Т. При оказании услуг аудиторская организация должна убедиться в том, что руководство аудируемого лица формирует все суждения и принимает все решения, относящиеся к сфере его ответственности. Для этого необходимо убедиться, что руководство аудируемого лица:

а) назначает обладающее соответствующими навыками, знаниями и опытом лицо, которое на постоянной основе несет ответственность за решения, принимаемые аудируемым лицом, и контролирует соответствующее направление деятельности аудируемого лица. Такое лицо, предпочтительно из числа членов высшего руководства (то есть членов руководства, наделенных полномочиями и несущих обязательства по планированию, направлению и осуществлению контроля за деятельностью организации), должно понимать:

- цели и характер деятельности аудируемого лица;

- соответствующие обязанности аудируемого лица и аудиторской организации, другой организации в сети.

Назначенное лицо не обязано обладать опытом или навыками, необходимыми для оказания (участия в оказании) услуг;

б) обеспечивает контроль оказания услуг и оценивает соответствие их цели аудируемого лица;

в) принимает на себя ответственность за действия (при наличии таковых), которые необходимо предпринять в связи с оказанными услугами.

Связанные стороны

1.16.Т. Для целей Правил аудируемое лицо, являющееся общественно значимой организацией, включает также все связанные стороны этой организации. В иных случаях аудируемое лицо включает стороны, находящиеся под его прямым или косвенным контролем. В случаях, когда аудиторская группа знает или имеет основания полагать, что взаимоотношения или обстоятельства предполагают наличие иных связанных сторон у аудируемого лица, в отношении которых уместно оценивать независимость аудиторской организации от аудируемого лица, аудиторская группа должна учесть такие связанные стороны при выявлении и оценке угроз независимости, а также приятии мер в ответ на данные угрозы.

1.16.П1. Для целей Правил в качестве связанных сторон рассматриваются лица, находящиеся в одном из следующих типов взаимоотношений с аудируемым лицом:

а) организация, контролирующая (прямо или косвенно через подконтрольных лиц) аудируемое лицо при условии, что данное аудируемое лицо является существенным по отношению к указанной организации <2>;

--------------------------------

<2> В Правилах при указании на то, что одна организация (объект инвестиций) является существенной по отношению к другой организации (инвестору), понимается, что числовые показатели объекта инвестиций являются существенными для бухгалтерской отчетности инвестора, например, (1) стоимость активов объекта инвестиций превышает 10 процентов стоимости консолидированных активов инвестора или (2) прибыль от продолжающейся деятельности до налогообложения объекта инвестиций (для объектов инвестиций, учитываемых методом долевого участия - доля инвестора в прибыли) превышает 10 процентов консолидированной прибыли от продолжающейся деятельности до налогообложения инвестора.

б) организация, имеющая прямую финансовую заинтересованность в аудируемом лице при условии, что данная организация имеет значительное влияние <3> на аудируемое лицо, и указанная заинтересованность в аудируемом лице является существенной для данной организации;

--------------------------------

<3> В Правилах понятие "значительное влияние" используются в значении, определенном в Международных стандартах финансовой отчетности.

в) организация, контролируемая (прямо или косвенно через подконтрольных лиц) аудируемым лицом;

г) организация, в которой аудируемое лицо либо организация, связанная с аудируемым лицом согласно подпункту "в" настоящего пункта, имеет прямую финансовую заинтересованность, которая обеспечивает значительное влияние на данную организацию, и при этом указанная финансовая заинтересованность является существенной для аудируемого лица и связанной с ним организации, указанной в подпункте "в" настоящего пункта;

д) организация, которая находится под общим контролем с аудируемым лицом ("сестринская организация"), если и данная "сестринская организация", и данное аудируемое лицо являются существенными для организации, контролирующей данное аудируемое лицо и его "сестринскую организацию";

е) филиалы и представительства аудируемого лица.

1.16.П2. В Правилах понятия "контроль" и "подконтрольное лицо (подконтрольная организация)" используются в значениях, определенных в статье 8 Федерального закона N 307-ФЗ.

Период, в течение которого требуется независимость

Все аудируемые лица

1.17.Т. Для целей настоящей части Правил независимость должна обеспечиваться в течение:

а) периода выполнения задания;

б) периода, за который составляется бухгалтерская отчетность.

1.17.П1. В соответствии с Федеральным законом N 307-ФЗ аудиторская организация, индивидуальный аудитор не могут проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги в случае, если они оказывали аудируемому лицу в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета.

1.17.П2. Период выполнения задания начинается с момента начала проведения аудиторских процедур аудиторской группой и заканчивается в момент предоставления аудиторского заключения аудируемому лицу. Если задание выполняется на периодической основе, то датой окончания его считается более поздняя из следующих дат: дата, когда одна из сторон уведомила другую, что договорные отношения закончены, либо дата представления последнего аудиторского заключения аудируемому лицу.

1.18.Т. В случае, если организация становится аудируемым лицом в течение или после периода, за который составляется бухгалтерская отчетность, подлежащая аудиту, аудитор должен установить, не возникают ли какие-либо угрозы независимости вследствие:

а) финансовых или деловых взаимоотношений с аудируемым лицом, имевших место в течение или после периода, за который составляется бухгалтерская отчетность, до принятия аудиторского задания;

б) того, что аудиторская организация или другая организация в сети ранее оказывала услуги аудируемому лицу.

1.18.П1. Угроза независимости возникает в случае, если сопутствующие аудиту услуги, не обеспечивающие уверенность, прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги (далее вместе - услуги, не обеспечивающие уверенность), оказывались аудируемому лицу в течение или после периода, за который составляется бухгалтерская отчетность, но до начала выполнения аудиторских процедур, и при этом данные услуги не считалась бы разрешенными в течение периода выполнения аудиторского задания. В этом случае необходимо рассмотреть, могут ли оказываемые услуги отражаться в регистрах бухгалтерского учета или влиять на регистры бухгалтерского учета, средства внутреннего контроля составления бухгалтерской отчетности или бухгалтерскую отчетность, о которой аудиторская организация будет выражать мнение.

1.18.П2. Примерами мер предосторожности, которые могут быть предприняты в ответ на данные угрозы, являются:

а) использование лиц, которые не являются участниками аудиторской группы, для участия в оказании услуги, не обеспечивающей уверенность;

б) проведение проверки выполненной работы в рамках аудиторского задания и, при необходимости, задания, не обеспечивающего уверенность надлежащим проверяющим лицом <4>;

--------------------------------

<4> В Правилах понятие "надлежащее проверяющее лицо" используется в значении, определенном в пункте 4.8.П4 Кодекса.

в) привлечение другой организации, не входящей с аудитором в одну сеть, для проверки задания, не обеспечивающего уверенность, или повторного его выполнения в таком объеме, чтобы эта другая организация могла взять на себя ответственность за выполнение задания.

1.18.П3. Угроза независимости, возникающая в связи с оказанием аудиторской организацией или другой организацией в сети услуги, не обеспечивающей уверенность, до начала периода выполнения аудиторского задания или до периода, за который составляется бухгалтерская отчетность, о которой аудиторская организация будет выражать мнение, устраняется или снижается до приемлемого уровня, если результаты выполнения задания по данной услуге были использованы или реализованы в период, за который была составлена бухгалтерская отчетность, проаудированная другой аудиторской организацией.

Аудируемые лица, являющиеся общественно
значимыми организациями

1.19.Т. Аудиторская организация не должна принимать предложение о назначении в качестве аудитора общественно значимой организации, которой данная аудиторская организация или другая организация в сети оказывала услугу, не обеспечивающую уверенность, до указанного назначения, если данная услуга может создать угрозу самоконтроля применительно к бухгалтерской отчетности, о которой аудиторская организация будет выражать мнение, за исключением случаев, когда одновременно выполняются условия ниже:

а) оказание соответствующей услуги было прекращено до начала периода выполнения аудиторского задания;

б) аудиторская организация принимает меры в ответ на угрозы своей независимости;

в) аудиторская организация пришла к выводу, что действующее рационально и осведомленное третье лицо, скорее всего, сочтет, что соответствующие угрозы независимости были или будут устранены или снижены до приемлемого уровня.

1.19.П1. Действиями, которыми действующее рационально и осведомленное третье лицо может расценить как устранение угроз независимости аудиторской организации, возникших до назначения ее аудитором общественно значимой организации в связи с оказанием ею данной общественно значимой организации услуги, не обеспечивающей уверенность, или снижение указанных угроз до приемлемого уровня, являются, в частности:

а) результаты соответствующего задания, не обеспечивающего уверенность, были предметом аудиторских процедур в ходе аудита предшествующим аудитором бухгалтерской отчетности за предыдущий период;

б) аудиторская организация привлекает аудитора, который не является ее работником, осуществить в отношении первого аудиторского задания, на которое оказывает влияние угроза самоконтроля, проверку качества в объеме, предусмотренном для лиц, осуществляющих проверку качества выполнения задания в соответствии со стандартами аудиторской деятельности;

в) общественно значимая организация привлекает другую организацию, не входящую с соответствующей аудиторской организацией в одну сеть для проверки задания, не обеспечивающего уверенность, или повторного его выполнения в таком объеме, чтобы эта другая организация могла взять на себя ответственность за выполнение задания.

Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими
за корпоративное управление аудируемого лица

1.20.П1. Пункты 4.9.Т и 4.10.Т Кодекса устанавливают требования в части информационного взаимодействия с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица.

1.20.П2. В отсутствие соответствующих требований в Кодексе, Правилах, стандартах аудиторской деятельности или нормативных правовых актах <5>, аудитору, тем не менее, рекомендуется осуществлять регулярное информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица, касательно взаимоотношений или обстоятельств, которые, по мнению аудитора, могут оказать влияние на независимость аудитора. Такое информационное взаимодействие позволяет лицам, отвечающим за корпоративное управление аудируемого лица:

--------------------------------

<5> Для целей Правил под нормативными правовыми актами понимаются федеральные и иные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а для случая оказания услуги в иностранном государстве - применимое законодательство такого иностранного государства.

а) учитывать суждение аудитора в отношении выявления и оценки угроз независимости;

б) учитывать меры предосторожности, принимаемые аудитором в ответ на угрозы независимости, включая уместность имеющихся и возможных к применению мер предосторожности;

в) осуществлять соответствующие действия.

Данный подход может быть особенно действенным в ответ на угрозы шантажа, близкого знакомства.

Сетевые организации

1.21.П1. Аудиторские организации часто создают совместно с другими аудиторскими и иными организациями объединения организаций. Приводит ли создание таких объединений к образованию сети зависит от конкретных фактов и обстоятельств, и не зависит от того, являются ли организации, входящие в объединения, самостоятельными юридическим лицами.

1.22.Т. В случае, когда аудиторская организация является сетевой, она должна быть независима от аудируемых лиц других аудиторских организаций, входящих в ту же сеть, в соответствии с требованиями настоящей части Правил.

1.22.П1. Требования к независимости, изложенные в настоящей части Правил и относящиеся к сетевым организациям, применяются к любой организации, входящей в сеть вне зависимости от того, является ли такая организация аудиторской. Например, в одну сеть с аудиторской организацией могут входить организации, оказывающие услуги по консультированию, но не являющиеся при этом аудиторскими организациями.

1.23.Т. В случае вхождения в объединение организаций аудиторская организация должна:

а) с использованием профессионального суждения определить, является ли объединение сетью;

б) оценить, придет ли действующее рационально и осведомленное третье лицо, скорее всего, к выводу, что организации связаны между собой таким образом, что представляют собой сеть;

в) применять данное суждение последовательно ко всем организациям, входящим в объединение.

1.24.Т. Аудиторская организация должна сделать вывод о наличии сети, когда целью создания объединения является взаимодействие входящих в него организаций, а также входящие в объединение организации обладают одной или несколькими из следующих характеристик:

а) распределяют прибыль или расходы между собой (см. пункт 1.24.П2 Правил);

б) находятся под общим владением, контролем или управлением (см. пункт 1.24.П3 Правил);

в) имеют единую систему управления качеством, включающую единые подходы и процедуры (см. пункт 1.24.П4 Правил);

г) разделяют общую стратегию ведения деятельности (см. пункт 1.24.П5 Правил);

д) используют единый товарный знак, единые элементы фирменного наименования (см. пункты 1.24.П6 и 1.24.П7 Правил);

е) совместно используют значительные профессиональные ресурсы (см. пункты 1.24. П8 и 1.24.П9 Правил);

ж) представляют совокупность юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, указанным в части 1 статьи 9 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

1.24.П1. Между организациями, входящими в объединение, которое представляет собой сеть, могут быть иные договоренности, не указанные в пункте 1.24.Т Правил. Однако, если объединение имеет целью только передачу работ между входящими в него организациями, то оно не может считаться сетью.

1.24.П2. Распределение несущественных расходов само по себе не приводит к образованию сети. Кроме того, если распределение расходов касается расходов, связанных с развитием или совершенствованием методики аудита, методических документов по аудиту, проведением обучения, то такое распределение само по себе не приводит к образованию сети. Взаимоотношения организаций (не являющихся связанными иным образом), имеющие целью совместное оказание услуг или совместную разработку товара (работ, услуг), также не приводят к образованию сети.

1.24.П3. Общее владение, контроль или управление могут быть достигнуты на основании заключенного договора, либо по иным основаниям.

1.24.П4. Под общей системой управления качеством понимаются те подходы и процедуры, которые разрабатываются, внедряются и функционирование которых обеспечивается в рамках всего объединения организаций.

1.24.П5. Общая стратегия ведения деятельности предполагает наличие договоренности между организациями стремиться к достижению общих стратегических целей. Организация не считается сетевой, если она взаимодействует с другой организацией лишь для того, чтобы выступить на рынке с единым предложением оказания аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (далее вместе - услуги).

1.24.П6. Единый товарный знак может включать общие начальные буквы в наименовании или единое наименование. Аудиторская организация использует единый товарный знак, если, например, в составляемых ею аудиторских заключениях включается единый товарный знак вместе с названием или как часть названия аудиторской организации.

1.24.П7. В случае, когда аудиторская организация не принадлежит к сети и не использует единый товарный знак в своем названии, она может создать впечатление своей принадлежности к сети, ссылаясь на свое членство в объединении аудиторских организаций на своих канцелярских принадлежностях или в своих рекламных материалах. Следовательно, если вопросу о том, как аудиторская организация представляет себя на рынке, не оказывать должного внимания, то у стороннего лица может возникнуть ложное понимание, что данная организация входит в сеть.

1.24.П8. Профессиональные ресурсы включают:

а) общие системы, которые дают возможность организациям обмениваться информацией и данными, такими как клиентские базы, учетные данные и данные о временных трудозатратах на оказание услуг;

б) специалистов, участвующих в оказании услуг;

в) подразделения по методологии, которые оказывают консультационную поддержку по вопросам методик и практик оказания услуг, обеспечивающих уверенность, вопросам бухгалтерского учета и отчетности;

г) методику аудита и (или) методические документы по аудиту;

д) программы обучения и инфраструктура для осуществления учебного процесса.

1.24.П9. Значительный характер совместно используемых профессиональных ресурсов зависит от обстоятельств. Например:

а) если совместно используемыми являются только общая методика аудита или методические документы по аудиту без обмена специалистами, клиентской базой, или информацией о рынке, то маловероятно, что совместные профессиональные ресурсы могут считаться значительными. То же относится к обстоятельствам, когда имеет место только совместное обучение;

б) если совместно используемые ресурсы подразумевают обмен специалистами или информацией (например, привлечение специалистов из общего резерва, создание в структуре объединения общего подразделения по методологии для обеспечения входящих в объединение организаций методической поддержкой), то действующее рационально и осведомленное третье лицо, скорее всего, придет к выводу о значительности совместно используемых ресурсов.

1.25.Т. В случае, когда организация выходит из сети и при этом в течение ограниченного времени вышедшая из сети организация продолжает использовать полностью или частично наименование сети, соответствующие организации должны определить, каким образом представлять сторонним лицам информацию о том, что они более не входят в одну сеть.

1.25.П1. Соглашение о выходе организации из сети может предусматривать, что в течение ограниченного времени вышедшая из сети организация может продолжить использовать полностью или частично наименование сети, несмотря на то, что связь с сетью отсутствует. В данных обстоятельствах несмотря на то, что две организации могут осуществлять свою деятельность, используя одно наименование сети, факты указывают на то, что они не являются частью объединения, созданного для их взаимодействия, и, следовательно, не являются сетевыми организациями.

Общий подход к документированию независимости при проведении
аудита и обзорной проверки

1.26.Т. Аудитор должен документировать свои выводы о соблюдении требований настоящей части Правил, а также основное содержание любых обсуждений, в ходе которых были сформированы эти выводы, в частности:

а) в случае, когда в ответ на угрозу независимости принимаются меры предосторожности, аудитор должен документировать характер угрозы и имеющиеся в наличии или примененные меры предосторожности;

б) в случае, когда на основе проведенного анализа аудитор приходит к выводу, что необходимость принимать какие-либо меры предосторожности отсутствует, так как угроза независимости не превышает приемлемого уровня, аудитор должен документировать характер угрозы и обоснование своего вывода.

1.26.П1. Документация предоставляет доказательства суждений аудитора, использованных при формировании вывода о соблюдении требований настоящей части Правил. Однако отсутствие документации не означает, что аудитор не рассмотрел конкретный вопрос или не является независимым.

Реорганизация аудируемого лица

Реорганизация в форме слияния или присоединения, создающая
угрозу независимости аудитора

1.27.П1. В результате реорганизации в форме слияния или присоединения организация может стать связанной стороной аудируемого лица. В этом случае в связи с заинтересованностью или взаимоотношениями, которые ранее существовали или существуют с такой связанной стороной у аудиторской организации, другой организации в сети, независимость аудиторской организации, а, следовательно, возможность продолжить выполнение ею аудиторского задания, могут оказаться под угрозой.

1.28.Т. В обстоятельствах, указанных в пункте 1.27.П1 Правил:

а) аудиторская организация должна выявить и оценить ранее существовавшие и существующие в настоящее время заинтересованность в такой связанной с аудируемым лицом стороне и взаимоотношения с ней, которые могли бы повлиять на независимость и, следовательно, возможность продолжения аудиторского задания после даты, когда произошло слияние или присоединение;

б) с учетом требований, установленных в пункте 1.29.Т Правил, аудиторская организация должна предпринять меры, необходимые для устранения любой заинтересованности или прекращения взаимоотношений, которые не допускаются Правилами, до даты слияния или присоединения.

1.29.Т. Если устранить заинтересованность или прекратить взаимоотношения до даты слияния или присоединения, как указано в подпункте "б" пункта 1.28.Т Правил, не представляется возможным в силу обоснованных причин, аудиторская организация должна:

а) оценить угрозу, возникшую в связи с такой заинтересованностью или взаимоотношениями;

б) обсудить с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица, причины, по которым указанные заинтересованность и взаимоотношения не могут быть устранены или прекращены до даты слияния или поглощения, а также оценку уровня соответствующей угрозы независимости.

1.29.П.1. В некоторых обстоятельствах устранение соответствующей заинтересованности или прекращение соответствующих взаимоотношений до даты слияния или присоединения может не представляться возможным в силу обоснованных причин. Это может быть связано с тем, что соответствующая связанная сторона аудируемого лица не может надлежащим образом осуществить передачу другому исполнителю задания, не обеспечивающего уверенность, в настоящее время выполняемого аудиторской организацией.

1.29.П.2. При оценке уровня угрозы, возникающей в связи с таким слиянием или присоединением в обстоятельствах наличия заинтересованности или взаимоотношений, которые невозможно прекратить в силу обоснованных причин, рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) характер и значимость заинтересованности или взаимоотношений;

б) характер и значимость взаимоотношений с соответствующей связанной с аудируемым лицом стороной (например, является ли соответствующая связанная сторона дочерним или основным обществом по отношению к аудируемому лицу);

в) время, в течение которого может быть устранена заинтересованность в соответствующей связанной с аудируемым лицом стороне или прекращены взаимоотношения с ней.

1.30.Т. В случае, когда в результате обсуждения, указанного в подпункте "б" пункта 1.29.Т Правил, лица, отвечающие за корпоративное управление аудируемого лица, требуют, чтобы аудиторская организация продолжала проведение аудита, аудиторская организация продолжает аудит, только если:

а) заинтересованность будет устранена или взаимоотношения прекращены в возможно короткие сроки, но не позже шести месяцев после даты произошедшего слияния или присоединения;

б) лицо, имеющее такую заинтересованность или взаимоотношения, включая возникшие в результате оказания услуг по заданию, не обеспечивающему уверенность (выполнение которого не допускается положениями раздела 12 Правил), не будет участником аудиторской группы или лицом, осуществлявшим проверку качества выполнения аудиторского задания;

в) при необходимости, надлежащие переходные меры будут предприняты и обсуждены с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица.

1.30.П1. Примерами переходных мер, указанных в подпункте "в" пункта 1.30.Т Правил, являются:

- проведение надлежащим проверяющим лицом проверки выполнения аудиторского задания или задания, не обеспечивающего уверенность, в зависимости от ситуации;

- проведение надлежащим проверяющим лицом, не являющимся работником аудиторской организации, выражающей мнение о бухгалтерской отчетности, проверки качества выполнения задания;

- привлечение другой аудиторской организации для проверки задания, не обеспечивающего уверенность, или для повторного его выполнения в таком объеме, чтобы эта другая аудиторская организация могла взять на себя ответственность за выполнение задания.

1.31.Т. В случае, если аудиторская организация выполнила значительный объем работ в рамках аудиторского задания до даты слияния или присоединения и в состоянии завершить оставшиеся аудиторские процедуры за короткое время, а лица, отвечающие за корпоративное управление аудируемого лица, требуют, чтобы аудиторская организация завершила аудит при наличии заинтересованности или взаимоотношений, определенных в пункте 1.27.П1 Правил, аудиторская организация завершает аудит, только если она:

а) оценила значимость угрозы и обсудила эту оценку с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица;

б) действует в соответствии с подпунктами "а" - "в" пункта 1.30.Т Правил;

в) прекращает оказание услуг в качестве аудитора данной организации сразу после представления аудиторского заключения.

Угроза нарушения принципа объективности сохраняется

1.32.Т. Даже если выполняются требования, установленные в пунктах 1.28.Т - 1.31.Т Правил, аудиторская организация должна определить, не создают ли обстоятельства, указанные в пункте 1.27.П1 Правил, угрозу нарушения принципа объективности, которая не может быть устранена или сведена ответными мерами до приемлемого уровня. При наличии указанной угрозы аудиторская организация должна отказаться от оказания услуг в качестве аудитора.

Документация

1.33.Т. Аудитор должен документировать:

а) заинтересованность или взаимоотношения, которые выявлены в соответствии с пунктом 1.27.П1 Правил и которые не будут устранены или прекращены до даты слияния или присоединения, и причины, почему они не будут устранены или прекращены;

б) принятые переходные меры;

в) результаты обсуждения с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица;

г) объяснение того, почему ранее существовавшие и существующие в настоящее время заинтересованность в соответствующей связанной стороне аудируемого лица и взаимоотношения с ней не создают угрозы настолько значимые, чтобы нарушить принцип объективности.

Нарушение положений настоящей части Правил

Аудиторская организация выявляет нарушение

1.34.Т. В случае, когда аудиторской организацией установлено, что имело место нарушение, она должна:

а) устранить заинтересованность или прекратить взаимоотношения, которые вызвали такое нарушение и предпринять меры, направленные на устранение последствий такого нарушения;

б) установить наличие нормативных правовых актов, локальных актов саморегулируемой организации аудиторов, применимых в отношении такого нарушения, и, если такие требования есть, выполнить их, включая требования информировать о нарушении саморегулируемую организацию аудиторов, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, Банк России;

в) обеспечить, следуя установленным в аудиторской организации политике и процедурам, незамедлительное предоставление информации о нарушении:

- руководителю задания;

- лицам, на которых возложена ответственность за функционирование аспектов системы управления качеством, относящихся к соблюдению независимости;

- иным работникам аудиторской организации и, при необходимости, сети;

- лицам, к которым применимы требования настоящей части Правил, и которые должны предпринять соответствующие действия;

г) оценить значимость нарушения и степень его влияния на объективность, и, соответственно, на возможность представить аудиторское заключение;

д) в зависимости от значимости нарушения, установить:

- необходимость прекращения выполнения аудиторского задания; или

- наличие возможности предпринять меры, направленные на устранение последствий нарушения, и надлежащий характер таких мер в сложившихся обстоятельствах.

При этом аудиторская организация должна использовать профессиональное суждение и оценить вероятность того, что действующее рационально и осведомленное третье лицо может обоснованно прийти к выводу о нарушении аудиторской организацией принципа объективности и соответственно исключению возможности представления ею аудиторского заключения.

1.34.П1. Нарушение положений настоящей части Правил может произойти независимо от наличия в аудиторской организации системы управления качеством, разработанной для обеспечения соблюдения требований независимости. Последствием нарушения может быть необходимость в прекращении выполнения аудиторского задания.

1.34.П2. Значимость и влияние нарушения аудиторской организацией принципа объективности и возможности предоставления аудиторского заключения зависит от следующих факторов:

а) характера и продолжительности нарушения;

б) количества и характера предыдущих нарушений в отношении текущего аудиторского задания;

в) наличия у участников аудиторской группы информации о заинтересованности или взаимоотношениях, которые привели к нарушению;

г) является ли лицо, вызвавшее нарушение, участником аудиторской группы или иным лицом, на которого распространяются требования независимости;

д) если нарушение касается участника аудиторской группы, то от характера его обязанностей в ходе задания;

е) если нарушение было вызвано оказанием услуги, то от степени влияния такой услуги (если есть такое влияние) на регистры бухгалтерского учета или числовые показатели, отраженные в бухгалтерской отчетности, о которой аудиторская организация намерена выражать мнение;

ж) масштаба угрозы личной заинтересованности, заступничества, шантажа или какой-либо иной угрозы, связанной с нарушением.

1.34.П3. В зависимости от значимости нарушения, примерами действий, предпринимаемых аудиторской организацией в ответ на нарушение, являются:

а) исключение соответствующего участника из состава аудиторской группы;

б) проведение дополнительной проверки затронутой нарушением выполненной работы или повторное ее выполнение в требуемом объеме силами других лиц;

в) рекомендацию заказчику аудиторских услуг привлечь другую организацию для проведения проверки или повторного выполнения затронутой нарушением работы в требуемом объеме;

г) если нарушение касается услуги, не связанной с выполнением задания, обеспечивающего уверенность, которая оказывает влияние на регистры бухгалтерского учета или числовые показатели, отраженные в бухгалтерской отчетности, привлечение другой организации для проверки задания по оказанию такой услуги или повторного его выполнения в таком объеме, чтобы эта другая аудиторская организация могла взять на себя ответственность за выполнение задания.

1.35.Т. В случае, когда аудиторская организация установит, что отсутствует возможность принятия мер, которые бы устранили последствия нарушения, она должна незамедлительно сообщить об этом лицам, отвечающим за корпоративное управление аудируемого лица, и предпринять необходимые действия для прекращения выполнения аудиторского задания. В случае, когда прекращение выполнения аудиторского задания запрещено применимыми нормативными правовыми актами <6>, аудиторская организация должна следовать требованиям в части соответствующего раскрытия информации.

--------------------------------

<6> В случае оказания услуги в соответствии с законодательством иностранных государств.

1.36.Т. В случае, когда аудиторская организация установит, что может предпринять действия для устранения последствий нарушения, она должна обсудить с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица:

а) значимость нарушения, включая его характер и продолжительность;

б) каким образом произошло нарушение, и как оно было выявлено;

в) предпринятые или предлагаемые ответные меры и обоснование, почему данные меры устранят последствия нарушения и позволят предоставить аудиторское заключение;

г) вывод о том, что, по профессиональному суждению аудиторской организации, объективность не была нарушена, и обоснование такого вывода;

д) меры, предпринятые или предлагаемые аудиторской организацией для снижения или исключения риска дальнейших нарушений.

Такое обсуждение должно состояться в возможно короткие сроки, если только лица, отвечающие за корпоративное управление аудируемого лица, не установили иные сроки для предоставления сведений о менее значимых нарушениях.

Сообщение информации о нарушениях лицам, отвечающим
за корпоративное управление аудируемого лица

1.37.П1. Пункты 4.9.Т и 4.10.Т Кодекса устанавливают требования в части информационного взаимодействия с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица.

1.38.Т. В отношении нарушений аудиторская организация должна в письменном виде сообщить лицам, отвечающим за корпоративное управление аудируемого лица, все вопросы, обсужденные в соответствии с пунктом 1.36.Т Правил, и согласовать с ними предпринятые или предлагаемые меры для устранения последствий нарушения. Такое сообщение должно включать описание политики и процедур в аудиторской организации, касающихся нарушения и направленных на обеспечение разумной уверенности в соблюдении независимости, а также мер, предпринятых или предлагаемых аудиторской организацией для снижения или исключения риска дальнейших нарушений.

1.39.Т. В случае, когда лица, отвечающие за корпоративное управление аудируемого лица, не согласятся с тем, что меры, предлагаемые аудиторской организацией в соответствии со вторым абзацем подпункта "д" пункта 1.34.Т Правил, устраняют последствия нарушения, аудиторская организация должна предпринять необходимые действия для прекращения выполнения аудиторского задания в соответствии с пунктом 1.35.Т Правил.

Нарушения до предоставления предыдущего
аудиторского заключения

1.40.Т. В случае, когда нарушение имело место до момента предоставления предыдущего аудиторского заключения, аудиторская организация должна выполнить требования настоящей части Правил в отношении оценки значимости нарушения и степени его влияния на объективность, и, соответственно, на возможность предоставить аудиторское заключение в текущем периоде.

1.41.Т. Аудиторская организация также должна:

а) рассмотреть влияние нарушения на свою объективность применительно к предыдущим аудиторским заключениям и необходимость отзыва таких аудиторских заключений;

б) обсудить данный вопрос с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица.

Документация

1.42.Т. Для целей выполнения требований, установленных пунктами 1.34.Т - 1.41.Т Правил, аудиторская организация должна документировать информацию, касающуюся:

а) нарушения;

б) предпринятых действий;

в) принятых основных решений;

г) всех вопросов, которые обсуждались с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица;

д) всех вопросов, которые обсуждались с саморегулируемой организацией аудиторов, с соответствующими уполномоченными государственными органами или Банком России, если такие обсуждения имели место.

1.43.Т. В случае продолжения выполнения аудиторского задания аудиторская организация должна задокументировать:

а) вывод о том, что по ее профессиональному суждению объективность не была нарушена;

б) обоснование того, что предпринятые меры устранили последствия нарушения, и что аудиторская организация может предоставить аудиторское заключение.