VI. Обеспечение безопасности при обращении с особыми и удаляемыми радиоактивными отходами

VI. Обеспечение безопасности при обращении с особыми и удаляемыми радиоактивными отходами

55. Эксплуатирующая организация должна обосновать отнесение пункта хранения накопленных РАО к пункту захоронения РАО, пункту долговременного хранения РАО, пункту временного хранения РАО, пункту размещения или пункту консервации особых РАО и обосновать отнесение РАО, размещенных в данном пункте хранения, к особым или удаляемым в соответствии с критериями, установленными нормативными правовыми актами в области использования атомной энергии.

Комментарий

В комментируемом пункте установлено требование к обоснованию отнесения накопленных РАО к удаляемым или особым и обоснованию отнесения пунктов хранения накопленных РАО к ПВХРО, ПДХРО, ПРОРАО, ПКОРАО или ПЗРО (ПГЗ ЖРО), возлагающее ответственность за обоснование такого отнесения на эксплуатирующую организацию, которая осуществляет деятельность по эксплуатации пункта хранения накопленных РАО (соответствующего ОИАЭ). Такое обоснование требовалось при проведении первичной регистрации РАО, в настоящее время требуется в случае принятия отложенного решения об отнесении РАО к особым или удаляемым, а также при отнесении ПДХРО к ПВХРО, ПРОРАО или ПКОРАО, при переводе ПРОРАО в ПКОРАО или ПЗРО и переводе ПКОРАО в ПЗРО.

Требования к материалам и порядку обоснования отнесения пункта хранения накопленных РАО к различным категориям, а также размещенных РАО к удаляемым или особым установлены в пунктах 56 - 57 НП-058-14.

Критерии отнесения РАО к особым и удаляемым установлены постановлением Правительства Российской Федерации N 1069.

На основании представленного обоснования, в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ, Правительство Российской Федерации по предложению органа государственного управления в области обращения с РАО относит пункты хранения накопленных РАО к ПДХРО, ПРОРАО, ПКОРАО или ПЗРО (ПГЗ ЖРО).

56. Обоснование отнесения пунктов хранения накопленных РАО к пунктам захоронения РАО, пунктам долговременного или временного хранения РАО, пунктам размещения или пунктам консервации особых РАО, обоснование отнесения РАО, размещенных в пункте хранения накопленных РАО, к особым или удаляемым, а также разработка и реализация технических мер и организационных мероприятий по обеспечению безопасности этих пунктов должны выполняться на основе материалов ООБ с учетом результатов фактического обследования пункта хранения РАО и результатов оценки безопасности пункта хранения накопленных РАО, включающей прогнозный расчет оценки долговременной безопасности системы размещения РАО.

Комментарий

Требования комментируемого пункта распространяются на обоснование отнесения пунктов хранения накопленных РАО к пунктам захоронения РАО, ПДХРО или ПВХРО, ПРОРАО или ПКОРАО, обоснование отнесения РАО, размещенных в пункте хранения накопленных РАО, к особым или удаляемым, разрабатываемые в ходе проведения первичной регистрации РАО, и обоснования, разрабатываемые в целях перевода пункта хранения РАО из одного статуса в другой. Кроме того, данные требования применяются при разработке и реализации технических мер и организационных мероприятий по обеспечению безопасности вышеперечисленных объектов.

Установленное требование подразумевает, что пункты хранения накопленных РАО могут быть отнесены к той или иной категории, а размещенные РАО к особым или удаляемым, если информация, представленная в ООБ, результаты фактического обследования и оценки безопасности пункта хранения накопленных РАО подтверждают обоснованность такого отнесения в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области использования атомной энергии, включая требования НП-058-14, НП-103-17 и НП-099-17.

Требования к техническим мерам и организационным мероприятиям по обеспечению безопасности пунктов хранения РАО, отнесенных к ПРОРАО или ПКОРАО, в том числе предусмотренным для их перевода в другой статус, установлены в настоящее время в НП-103-17.

57. При обосновании отнесения пунктов хранения накопленных РАО к пункту захоронения РАО, пункту долговременного или временного хранения РАО, пункту размещения или пункту консервации особых РАО, а также при разработке и реализации технических мер и организационных мероприятий по обеспечению безопасности этих объектов необходимо учитывать:

возможность обеспечения и поддержания требуемого уровня безопасности пункта хранения РАО при продолжении его эксплуатации, при выводе из эксплуатации или закрытии, включая возможность обеспечения безопасности при обращении с накопленными и образующимися РАО;

результаты оценки безопасности пункта хранения РАО, включающей прогнозный расчет оценки долговременной безопасности системы размещения (захоронения) РАО, оценки доз (рисков) для работников (персонала), населения и воздействия на окружающую среду при продолжении эксплуатации, выводе из эксплуатации, закрытии и в период после закрытия пункта хранения РАО;

фактическое состояние пункта хранения РАО и барьеров безопасности;

результаты наблюдений за распространением радионуклидов в окружающую среду;

наличие проектной и эксплуатационной документации;

радиационные последствия радиационных аварий, имевших место при эксплуатации;

наличие методов, средств и технологий вывода из эксплуатации пункта хранения РАО, включая возможность извлечения РАО из мест хранения, дезактивации и демонтажа оборудования и сооружений пункта хранения РАО;

устойчивость пункта хранения РАО к внешним воздействиям природного и техногенного происхождения;

возможность обеспечения физической защиты РАО и пункта хранения РАО при продолжении эксплуатации, выводе из эксплуатации и закрытии пункта хранения РАО;

возможность обеспечения мониторинга системы захоронения РАО после закрытия пункта хранения РАО.

Комментарий

Разъясняемый пункт устанавливает перечень факторов, которые необходимо учитывать при реализации требований пункта 56 НП-058-14 по обоснованию отнесения пунктов хранения накопленных РАО к ПЗРО (ПГЗ ЖРО), ПДХРО, ПВХРО, ПРОРАО и ПКОРАО, а также при разработке и реализации технических мер и организационных мероприятий по обеспечению безопасности этих объектов.

Данный перечень установлен с учетом положений части 1 Федерального закона N 190-ФЗ, соответствующих подзаконных нормативных правовых актов в области использования атомной энергии, включая положения постановления Правительства Российской Федерации N 1069, а также на основании требований ФНП, регулирующих обеспечение безопасности при захоронении РАО, и включает факторы, определяющие принципиальную возможность (невозможность) захоронения РАО в месте нахождения с учетом требований к обеспечению безопасности при захоронении РАО, установленных нормативными правовыми актами, включая ФНП.

58. Пункт размещения особых РАО удовлетворяет требованиям безопасности в период эксплуатации, если его радиационное воздействие на работников (персонал), население и окружающую среду при нормальной эксплуатации и возможных нарушениях нормальной эксплуатации не приводит к превышению допустимого уровня воздействия, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, и нормативов выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами в области использования атомной энергии.

Комментарий

Разъясняемый пункт устанавливает требования к обеспечению безопасности ПРОРАО, как это определено пунктом 7 части 4 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ, в форме критериев безопасности.

Из требования комментируемого пункта следует, что при эксплуатации ПРОРАО критерии безопасности устанавливаются для периода эксплуатации ПРОРАО и учитывают только текущий уровень их безопасности, что соответствуют критериям безопасности, установленным для ОИАЭ, не являющихся пунктами захоронения РАО, и определенным ОПБ ОИАЭ (НП-001-15, НП-016-05, НП-022-17, НП-033-11, НП-038-16, НП-109-20).

Соответствие ПРОРАО установленным в комментируемом пункте критериям безопасности подтверждаться в ООБ ПРОРАО (пункт 7 НП-058-14), в том числе результатами долговременной оценки безопасности (пункт 19 НП-058-14).

59. Пункт консервации особых РАО удовлетворяет требованиям безопасности, если в течение определенного соответствующим проектом консервации срока эксплуатации данного объекта:

радиационное воздействие на работников (персонал) при нормальной эксплуатации и возможных нарушениях нормальной эксплуатации не приводит к превышению допустимого уровня воздействия, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности;

при нормальном (эволюционном) протекании естественных процессов на площадке размещения пункта консервации особых РАО (вероятных сценариях эволюции системы размещения особых РАО) система барьеров безопасности пункта консервации особых РАО обеспечивает радиационное воздействие на население за счет размещенных на захоронение РАО не более 0,3 от основного предела дозы облучения населения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности. При прогнозировании радиационного воздействия на население должен учитываться вклад всех систем размещения (захоронения) РАО, оказывающих влияние на радиационное воздействие на население.

При этом целевым ориентиром безопасности пункта консервации особых РАО в период его эксплуатации при маловероятных, в том числе катастрофических, внешних воздействиях природного и техногенного характера в районе размещения пункта консервации особых РАО (маловероятных сценариях эволюции системы размещения РАО) является обеспечение прогнозируемого радиационного воздействия на население за счет размещенных РАО не более основного предела дозы облучения населения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

Комментарий

Разъясняемый пункт устанавливает требования к обеспечению безопасности ПКОРАО, как это определено пунктом 7 части 4 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ, в форме критериев безопасности.

Из требования комментируемого пункта следует, что критерии безопасности ПКОРАО устанавливаются как для периода эксплуатации ПКОРАО (абзац второй комментируемого пункта), так в долгосрочной перспективе - для периода, определенного соответствующим проектом (абзацы третий и четвертый комментируемого пункта).

Определенный в абзаце третьем комментируемого пункта критерий безопасности устанавливается в целях обеспечения долговременной безопасности ПКОРАО при нормальном (эволюционном) протекании естественных процессов на площадке его размещения. Данный критерий аналогичен (без учета временных рамок) критериям безопасности пункта захоронения РАО после закрытия, установленным в пунктах 14 и 15 НП-055-14, а также критериям безопасности, установленным для ПРОРАО в пункте 58 НП-058-14 (см. комментарий к указанному пункту).

В абзаце третьем комментируемого пункта критерий безопасности ПКОРАО устанавливается для ситуации возникновения маловероятных, в том числе катастрофических, внешних воздействий, причем в виде целевого ориентира. Согласно данному целевому ориентиру, прогнозируемое (расчетное) радиационное воздействие на население за счет размещенных РАО при наступлении таких событий не должно превышать основной предел дозы облучения населения, установленный в части 2 статьи 9 Федерального закона N 3-ФЗ (средняя годовая эффективная доза для населения 1 мЗв). Данный подход соответствует международному подходу, отраженному в стандарте безопасности МАГАТЭ SSR-5 "Захоронение радиоактивных отходов" (МАГАТЭ, Вена, 2011 - ISBN 978-92-0-420010-2).

Таким образом, для ситуации возникновения маловероятных внешних воздействий устанавливается не предел радиационного воздействия на население, а требования, которым должен удовлетворять ПКОРАО, а именно ограничение прогнозируемого радиационного воздействия на население (годовая эффективная доза 0,3 мЗв), что обеспечивается системой барьеров безопасности ПКОРАО (пункт 6 НП-058-14). При этом указано, что при прогнозировании (расчете) радиационного воздействия на население необходимо учитывать вклад всех систем размещения (захоронения) РАО, оказывающих влияние на радиационное воздействие на население, к которым могут относиться ПЗРО (ПГЗ ЖРО), ПРОРАО или другие ПКОРАО, расположенные вблизи данного ПКОРАО, вклад которых в радиационное воздействие на население не является пренебрежимым.

Соответствие ПКОРАО установленным в комментируемом пункте критериям безопасности при его эксплуатации и в течение определенного соответствующим проектом срока должно подтверждаться в соответствии с требованиями пункта 7 НП-058-14 в ООБ ПКОРАО, в том числе результатами оценки долговременной безопасности (пункт 19 НП-058-14).

60. Пункт хранения РАО может быть отнесен к ПЗРО, в случае если в период потенциальной опасности размещенных в нем РАО он соответствует требованиям к обеспечению безопасности, установленным для ПЗРО настоящими федеральными нормами и правилами, а также федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности" (НП-055-14), утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 августа 2014 г. N 379 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2015 г., регистрационный N 35819), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 ноября 2018 г. N 582 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2018 г., регистрационный N 52986) и федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Приповерхностное захоронение радиоактивных отходов. Требования безопасности" (НП-069-14), утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 июня 2014 г. N 249 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2014 г., регистрационный N 33583), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 ноября 2018 г. N 582 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2018 г., регистрационный N 52986).

Комментарий

Требования комментируемого пункта распространяются на отнесение пунктов хранения накопленных РАО к ПЗРО, реализуемое в рамках первичной регистрации РАО, а также после завершения первичной регистрации РАО в рамках перевода ПРОРАО или ПКОРАО в ПЗРО в соответствии с пунктом 62 НП-058-14.

Требования комментируемого пункта определяют условия, при которых пункт хранения РАО может быть отнесен к ПЗРО, а именно соответствие пункта хранения РАО требованиям безопасности, установленным для ПЗРО в ФНП, регулирующих обеспечение безопасности при захоронении РАО (НП-055-14, НП-069-14), включая общие требования к ПЗРО, а также требования, реализуемые на этапах проектирования, эксплуатации и закрытия.

Термин "период потенциальной опасности РАО" определен пунктом 21 части 1 статьи 3 Федерального закона N 190-ФЗ. В НП-058-14 данный термин применяется в отношении РАО, размещенных в ПРОРАО, ПКОРАО, размещаемых и размещенных в ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и, как следует из определения означает срок, в течение которого активность РАО за счет радиоактивного распада радионуклидов снижается до показателей, при которых оказываемое РАО радиационное воздействие как источника излучения становится незначительным и не требующем проведения радиационного контроля согласно пунктам 1.4 и 7.1 НРБ-99/2009.

Период потенциальной опасности РАО, размещенных в ПРОРАО, ПКОРАО и ПЗРО (ПГЗ ЖРО), соответственно, определяется временем снижения радиационного воздействия от размещенных РАО до установленных в пункте 1.4 НРБ-99/2009 значений. Таким образом, период потенциальной опасности РАО, размещенных в ПРОРАО, ПКОРАО и ПЗРО (ПГЗ ЖРО), обусловлен совокупностью характеристик системы размещения (захоронения) РАО, включающей характеристики самих РАО (радионуклидный состав, удельная и общая активность, объем), характеристики системы инженерных и естественных (природных) барьеров безопасности и условиями размещения РАО, и может быть оценен на основе прогнозных расчетов оценки долговременной безопасности системы размещения (захоронения) РАО.

Соответствие пункта хранения РАО требованиям к обеспечению безопасности, установленным для ПЗРО в НП-058-14, НП-055-14 и НП-069-14, должно быть подтверждено в ООБ пункта хранения РАО при его эксплуатации и после закрытия согласно требованиям пункта 7 НП-058-14.

61. Пункт размещения особых РАО может быть переведен в пункт консервации особых РАО, в случае если после завершения операций по созданию в пункте размещения особых РАО барьеров безопасности, предусмотренных соответствующим проектом, в течение срока, определенного проектом, он удовлетворяет требованиям безопасности, установленным настоящими федеральными нормами и правилами для пункта консервации особых РАО.

Комментарий

Установленные в комментируемом пункте требования определяют условия, при которых ПРОРАО после завершения операций по созданию барьеров безопасности может быть переведен в ПКОРАО, а именно соответствие требованиям, установленным в пункте 59 НП-058-14 для ПКОРАО.

Перевод ПРОРАО в ПКОРАО осуществляется в соответствии с требованиями НП-103-17 (пункт 63 НП-058-14). Рекомендации по переводу ПРОРАО в ПКОРАО и ПЗРО даны в руководстве по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по переводу пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов и пункты захоронения радиоактивных отходов" (РБ-146-18), утвержденном приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 августа 2018 г. N 342 (далее - РБ-146-18). Порядок перевода ПРОРАО в ПКОРАО и ПЗРО, а также ПКОРАО в ПЗРО установлен Единым отраслевым порядком по переводу пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов или пункты захоронения радиоактивных отходов и переводу пунктов консервации особых радиоактивных отходов в пункты захоронения радиоактивных отходов, утвержденным приказом Госкорпорации "Росатом" от 26 апреля 2022 г. N 1/507-П (далее - Единый отраслевой порядок по переводу ПРОРАО в ПКОРАО и ПЗРО, ПКОРАО в ПЗРО).

62. Пункт размещения (пункт консервации) особых РАО может быть переведен в ПЗРО, в случае если в период потенциальной опасности размещенных в нем РАО он соответствует требованиям к обеспечению безопасности, установленным федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии для ПЗРО.

Выполнение требований к обеспечению безопасности должно быть обосновано в ООБ пункта размещения (пункта консервации) особых РАО, переводимого в ПЗРО.

Комментарий

Установленные в комментируемом пункте требования определяют условия, при которых ПРОРАО или ПКОРАО может быть переведен в ПЗРО, а именно соответствие ПРОРАО или ПКОРАО требованиям к обеспечению безопасности, установленным для ПЗРО в ФНП, регулирующих обеспечение безопасности при захоронении РАО, а именно НП-058-14, НП-055-14 и НП-069-14. Требование абзаца первого комментируемого пункта означает, что переводимые в ПЗРО ПКОРАО (ПРОРАО) удовлетворяют требованиям безопасности, предъявляемым к ПЗРО, включая общие требования, а также требования, реализуемые при размещении, проектировании, эксплуатации и закрытии ПЗРО, что обеспечивается путем разработки и реализации обоснованных технических решений и организационных мероприятий по обеспечению безопасности переводимых в ПЗРО ПКОРАО (ПРОРАО).

Как следует из абзаца второго комментируемого пункта, соответствие ПРОРАО и ПКОРАО установленным требованиям безопасности должно быть обосновано в ООБ ПРОРАО (ПКОРАО) для всего периода потенциальной опасности размещенных РАО (см. комментарий к термину "период потенциальной опасности РАО" даны в пункте 60 НП-058-14). Требования к составу и содержанию ООБ ПРОРАО (ПКОРАО), переводимого в ПЗРО, установлены в НП-099-17.

Перевод ПРОРАО или ПКОРАО в ПЗРО осуществляется в соответствии с требованиями НП-103-17, как это установлено в пункте 63 НП-058-14, соответствующие рекомендации по переводу ПКОРАО в ПЗРО даны в РБ-146-18. Порядок перевода ПРОРАО в ПКОРАО и ПЗРО, а также ПКОРАО в ПЗРО установлен Единым отраслевым порядком перевода ПРОРАО в ПКОРАО и ПЗРО, ПКОРАО в ПЗРО.

63. Перевод пункта размещения особых РАО в пункт консервации особых РАО или ПЗРО, а также перевод пункта консервации особых РАО в ПЗРО должен осуществляться в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к обеспечению безопасности пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов" (НП-103-17), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 октября 2017 г. N 418 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2017 г., регистрационный N 48779).

Комментарий

Разъясняемый пункт устанавливает общее требование к переводу ПРОРАО в ПКОРАО или ПЗРО и переводу ПКОРАО в ПЗРО, который должен осуществляться в соответствии с требованиями НП-103-17.

Рекомендации по переводу ПРОРАО в ПКОРАО и ПЗРО даны в РБ-146-18.

64. При эксплуатации пунктов размещения (пунктов консервации) особых РАО должны осуществляться радиационный контроль и мониторинг системы размещения РАО в соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов радиационной безопасности и настоящих федеральных норм и правил.

Радиационный контроль и мониторинг системы размещения РАО должны обеспечивать получение информации о текущем уровне безопасности пункта размещения (пункта консервации) особых РАО, состоянии его барьеров безопасности и (или) компонентов природной среды.

Объем, методы, порядок и периодичность проведения радиационного контроля и мониторинга системы размещения РАО должны устанавливаться и обосновываться в проектной и (или) эксплуатационной документации с учетом результатов оценки безопасности пункта размещения (пункта консервации) особых РАО, включающей прогнозный расчет оценки долговременной безопасности системы размещения РАО.

Комментарий

В комментируемом пункте установлены требования к проведению радиационного контроля и мониторинга системы размещения РАО при эксплуатации ПРОРАО и ПКОРАО.

Общие требования к проведению радиационного контроля при обращении с РАО, которые распространяются на проведение радиационного контроля при эксплуатации ПРОРАО и ПКОРАО, установлены в пунктах 9 - 11 НП-058-14 (см. комментарий к указанным пунктам).

Под мониторингом системы размещения РАО в комментируемом пункте НП-058-14, в соответствии с НП-103-17, понимается комплексная система наблюдений и контроля за состоянием барьеров безопасности ПРОРАО (ПКОРАО) и компонентов природной среды, а также оценки и прогноза изменений системы размещения РАО для оценки состояния безопасности ПРОРАО (ПКОРАО).

При эксплуатации ПРОРАО и ПКОРАО цель мониторинга системы размещения РАО состоит в своевременном получении информации об уровне безопасности ПРОРАО и ПКОРАО, состоянии барьеров безопасности и (или) компонентов природной среды.

Требования к необходимости проведения радиационного контроля и мониторинга состояния системы размещения РАО ПРОРАО (ПКОРАО) установлены в пункте 10 НП-103-17.

Требования к обоснованию достаточности и эффективности средств и методов радиационного контроля и представлению информации по проведению радиационного контроля ПРОРАО (ПКОРАО) установлены в НП-099-17.

Требование абзаца третьего комментируемого пункта означает, что выбор и установление методов, порядка и периодичности проведения радиационного контроля и мониторинга системы размещения РАО, включая организацию сети контрольно-наблюдательных скважин, должно быть установлено и обосновано с учетом результатов оценки безопасности ПРОРАО (ПКОРАО), подтверждающей достаточность средств и мер по проведению мониторинга для подтверждения безопасности ПРОРАО (ПКОРАО), обеспечения оценки радиационной обстановки, состояния барьеров безопасности и уровня безопасности ПРОРАО (ПКОРАО), возможности своевременного выявления выхода радионуклидов из ПРОРАО (ПКОРАО), их распространения в окружающей среде и воздействия на население и окружающую среду.

В проектной документации ОИАЭ (см. комментарий к пункту 7 НП-058-14) представляются и обосновываются виды и объекты радиационного контроля и мониторинга системы размещения РАО, контролируемые параметры, периодичность проведения контроля и мониторинга, перечень технических средств, их технические характеристики и соответствующее методическое обеспечение, а также состав работников (персонала), необходимых для осуществления контроля и мониторинга.

В эксплуатационной документации (см. комментарий к пункту 16 НП-058-14) указывается порядок проведения радиационного контроля и мониторинга системы размещения РАО по каждому виду и объекту контроля, в том числе номенклатура контролируемых параметров и их допустимые значения, объем и периодичность контроля, способы и методики выполнения измерений, характеристика аппаратуры и используемых средств измерений, организация служб (службы) радиационного контроля и мониторинга с указанием перечня должностных лиц, на которых возложены функции по осуществлению контроля и мониторинга, численности и квалификации работников (персонала) при осуществлении контроля и мониторинга и их обязанностей, а также порядок документирования результатов контроля.

65. По результатам радиационного контроля и мониторинга пункта размещения (пункта консервации) особых РАО и оценки его безопасности, проводимой согласно требованиям пунктов 20 и 21 настоящих федеральных норм и правил, эксплуатирующей организацией должны разрабатываться и выполняться необходимые технические и организационные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности работников (персонала), населения и окружающей среды и снижение миграции радионуклидов в окружающую среду, к которым относятся мероприятия по восстановлению инженерных и (или) природных барьеров безопасности, инженерной защите территории (например, регулирование уровня поверхностных и подземных вод, дренаж, укрепление грунтов, создание защитных сооружений, предохраняющих склоны и откосы от размыва и эрозии), дезактивация территории, очистка поверхностных и подземных вод.

Комментарий

Установленные в комментируемом пункте требования определяют состав основных технических и организационных мероприятий, разрабатываемых по результатам радиационного контроля и мониторинга ПРОРАО и ПКОРАО и оценки их безопасности в целях обеспечения безопасности работников (персонала), населения и окружающей среды и снижения миграции радионуклидов в окружающую среду. Дополнительные требования по обеспечению безопасности ПРОРАО и ПКОРАО различных категорий, в том числе промышленных водоемов-хранилищ ЖРО, хвостохранилищ, емкостей-хранилищ ЖРО, хранилищ ТРО, объектов использования ядерных зарядов в мирных целях, установлены в НП-103-17. В соответствии с требованиями пункта 7 НП-058-14 и требованиями НП-103-17, технические решения и организационные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности работников (персонала), населения и окружающей среды, должны быть указаны и обоснованы в проекте и представлены в ООБ ПРОРАО и ПКОРАО.