VII. Требования к обеспечению безопасности при захоронении радиоактивных отходов

VII. Требования к обеспечению безопасности при захоронении радиоактивных отходов

66. Безопасность ПЗРО (ПГЗ ЖРО) должна обеспечиваться за счет последовательной реализации глубокоэшелонированной защиты, основанной на применении системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и радионуклидов в окружающую среду.

Комментарий

В комментируемом пункте вводится понятие "безопасность ПЗРО (ПГЗ ЖРО)" и устанавливается фундаментальное требование к обеспечению безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО) при захоронении РАО.

Понятие "безопасность" ПЗРО (ПГЗ ЖРО) определено в пунктах 13 - 15 НП-055-14 и означает свойство ПЗРО (ПГЗ ЖРО) удовлетворять требованиям (критериям безопасности), установленным в указанных пунктах для этапа эксплуатации и периода после закрытия ПЗРО (ПГЗ ЖРО).

Для этапа эксплуатации ПЗРО (ПГЗ ЖРО) критерии безопасности устанавливаются для нормальной эксплуатации ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и нарушений нормальной эксплуатации до проектных аварий включительно (пункт 13 НП-055-14), согласно которым радиационное воздействие ПЗРО (ПГЗ ЖРО) на работников (персонал), население и окружающую среду не должны превышать допустимого уровня воздействия, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, и нормативов выбросов и сбросов РВ в окружающую среду, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами в области использования атомной энергии (см. комментарий к пункту 3 НП-058-14). Для периода после закрытия ПЗРО (ПГЗ ЖРО) критерии безопасности устанавливаются для нормального (эволюционного) протекания естественных процессов в районе размещения ПЗРО (ПГЗ ЖРО) (вероятных сценариев эволюции системы захоронения РАО) в пункте 14 НП-055-14) и заключаются в том, что прогнозируемое радиационное воздействие на население за счет захораниваемых РАО не должно превышать 0,3 от основного предела дозы облучения населения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности (см. комментарий к пункту 3 НП-058-14). Для периода после закрытия ПЗРО (ПГЗ ЖРО) при маловероятных, в том числе катастрофических, внешних воздействиях природного и техногенного характера в районе размещения ПЗРО (ПГЗ ЖРО) критерии безопасности устанавливаются в виде целевого ориентира безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО) (пункт 15 НП-055-14), который численно равен значению основного предела дозы облучения населения, установленного законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

Основным подходом к обеспечению безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО), как установлено в комментируемом пункте, является реализация ГЭЗ и применение системы физических барьеров (барьеров безопасности). Как следует из требований комментируемого пункта и пункта 5 НП-055-14, основным принципом обеспечения безопасности при захоронении РАО, является принцип многобарьерности, заключающийся в том, что безопасность при захоронении РАО, включая долговременную безопасность, должна обеспечиваться за счет двух и более различных физических барьеров (барьеров безопасности), последовательно расположенных на пути распространения ионизирующего излучения и радионуклидов в окружающую среду (комментарий к терминам "физический барьер" и "барьер безопасности" даны в пункте 6 НП-058-14).

Общие требования к системе барьеров безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО) (инженерных и естественных), их составу и свойствам устанавливаются в пунктах 68 и 69 НП-058-14, дополнительные требования установлены в ФНП, регулирующих обеспечение безопасности при захоронении РАО (НП-055-14, НП-069-14), а также НП-093-14 - в части, касающейся упаковок РАО. Требования к качеству компаунда РАО (показатели качества цементного, битумного, полимерного и стеклоподобного компаундов) как элементам упаковок РАО устанавливаются в НП-019-15.

Требования к обоснованию в ООБ ПЗРО реализации ГЭЗ установлены в НП-100-17.

67. Выбор способа захоронения удаляемых РАО (приповерхностное или глубинное захоронение) определяется в соответствии с критериями, установленными нормативными правовыми актами в области использования атомной энергии. Конструкция сооружений и свойства барьеров безопасности должны определяться и обосновываться в проекте ПЗРО (ПГЗ ЖРО) в зависимости от характеристик РАО (радионуклидный состав, удельная активность, период потенциальной опасности, физико-химические свойства) с учетом природных условий размещения ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и результатов оценки безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО).

Комментарий

Положения, определяющие выбор способа захоронения удаляемых РАО, установлены Федеральным законом N 190-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации N 1069, а также ФНП, регулирующими обеспечение безопасности при захоронении РАО (НП-055-14, НП-069-14).

Согласно пункту 6 НП-055-14, способы захоронения РАО подразделяются на:

приповерхностное захоронение РАО - захоронение РАО в сооружениях, размещаемых выше поверхности земли, на одном уровне с поверхностью земли или ниже поверхности земли на глубине до ста метров от поверхности земли;

глубинное захоронение РАО - захоронение РАО в сооружениях, размещаемых на глубине более ста метров от поверхности земли;

глубинное захоронение ЖРО - захоронение ЖРО в глубокозалегающих пластах-коллекторах на глубине нескольких сотен метров в пределах границ горного отвода путем нагнетания через нагнетательные скважины.

Указанные способы захоронения РАО отличаются глубиной размещения РАО и обеспечивают различную степень изоляции РАО (см. комментарий к пункту 4 НП-058-14) в зависимости от периода потенциальной опасности РАО и класса.

В зависимости от способа захоронения РАО пункты захоронения РАО подразделяются на ППЗРО, включая ППЗРО-хвостохранилища, ПГЗРО и ПГЗ ЖРО.

Требования к выбору способа захоронения удаляемых РАО в зависимости от типа пункта захоронения РАО и класса РАО также установлены в НП-055-14 и НП-069-14.

Требование комментируемого пункта, определяющее необходимость разработки и обоснования конструкции сооружений и свойств барьеров безопасности на основе результатов оценки безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО), является фундаментальным требованием безопасности при захоронении РАО, соответствующие требования к обеспечению безопасности при захоронении РАО, разработке и обоснованию конструкции сооружений и свойств барьеров безопасности на основе результатов оценки безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО) установлены в пункте 72 НП-058-14 (см. комментарий к соответствующему пункту), а также НП-055-14 и НП-069-14.

К свойствам барьеров безопасности, которые должны быть определены в проекте ПЗРО (ПГЗ ЖРО), относятся прочностные, защитные и изолирующие свойства, характеризующие устойчивость барьеров к физическим, химическим, радиационным и биологическим воздействиям и определяющие способность барьеров препятствовать распространению ионизирующего излучения и радионуклидов в окружающую среду с учетом условий окружающей среды в период потенциальной опасности РАО.

Защитные свойства барьеров безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО) характеризуют способность барьеров обеспечивать защиту работников (персонала), населения и окружающей среды от воздействия ионизирующего излучения, источником которого являются РАО; прочностные свойства - способность выдерживать нагрузки и воздействия с сохранением целостности; изолирующие свойства - способность ограничивать распространение (миграцию) радионуклидов в системе захоронения РАО (гидравлическая проницаемость (коэффициент фильтрации), сорбционную способность барьеров по отношению к радионуклидам (коэффициент распределения).

Состав системы барьеров безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и их назначение должны быть определены и обоснованы в проекте и (или) ООБ ПЗРО (ПГЗ ЖРО) (пункт 69 НП-058-14).

Требования к способам и методам захоронения РАО, составу и свойствам барьеров безопасности, конструкции сооружений ПЗРО (ПГЗ ЖРО) установлены в ФНП, регулирующих обеспечение безопасности при захоронении РАО (НП-055-14, НП-069-14) и НП-093-14 - в части требований к упаковкам РАО и их элементам. Требования к обоснованию соответствия барьеров безопасности требованиям ФНП установлены в НП-100-17, рекомендации по обоснованию безопасности ПГЗ ЖРО в части, касающейся обоснования состава и свойств барьеров безопасности, даны в РБ-139-17.

68. ПЗРО (ПГЗ ЖРО) должен включать стационарные объекты (объект) и (или) сооружения (сооружение), предназначенные для захоронения РАО, определенную в проекте ПЗРО (ПГЗ ЖРО) территорию в границах выделенного земельного отвода, в случае подземного захоронения РАО также участок недр в границах горного отвода, выделенного в пользование в целях захоронения РАО, и необходимые для обращения с РАО системы и оборудование.

ПЗРО (ПГЗ ЖРО) должен иметь систему барьеров (инженерных и естественных), препятствующих распространению ионизирующего излучения и радиоактивных веществ в окружающую среду свыше допустимых значений, установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

Нарушение целостности одного из барьеров безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО) или вероятное внешнее событие природного или техногенного происхождения не должны приводить к недопустимому снижению уровня долговременной безопасности системы захоронения РАО.

После закрытия ПЗРО (ПГЗ ЖРО) барьеры безопасности должны выполнять свои функции в соответствии с проектом ПЗРО (ПГЗ ЖРО) без технического обслуживания и ремонта.

Комментарий

В абзацах первом и втором комментируемого пункта установлены основные требования к составу ПЗРО (ПГЗ ЖРО), включая территорию в границах выделенного земельного отвода, а в случае подземного захоронения РАО - участок недр в границах горного отвода, выделенного в пользование в целях захоронения РАО, наличие системы барьеров, соответствующих систем и оборудования, необходимых для обращения с РАО. Данные требования конкретизируются в ФНП, регулирующих обеспечение безопасности при захоронении РАО (НП-055-14, НП-069-14), а также НП-093-14 - в части требований к упаковкам РАО и их элементам.

Выделение в пользование участков недр в границах горного отвода в целях захоронения РАО и право пользования в отношении выделенных участков устанавливается в соответствии с статьей 10 и 10.1 закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" (далее - Закон "О недрах").

Системы и оборудование, которые должны быть предусмотрены для обращения с РАО на ПЗРО (ПГЗ ЖРО), как следует из требования абзаца первого комментируемого пункта, должны обеспечивать, в том числе, безопасное выполнение транспортно-технологических операций на площадке ПЗРО (ПГЗ ЖРО), включая операции по размещению РАО в систему захоронения РАО.

Выполнение установленного в абзаце третьем комментируемого пункта требования о недопустимости снижения уровня долговременной безопасности системы захоронения РАО должно быть подтверждено результатами анализа проектных и запроектных аварий при эксплуатации и закрытии ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и результатами оценки долговременной безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО), как это требуется согласно пункту 19 НП-058-14, подтверждающими, что безопасность ПЗРО (ПГЗ ЖРО) обеспечивается даже в случае отказа одного из барьеров безопасности или при наступлении внешнего события в период потенциальной опасности РАО.

Требование, установленное в абзаце четвертом комментируемого пункта, означает, что безопасность ПЗРО (ПГЗ ЖРО) после закрытия должна обеспечиваться, прежде всего, за счет пассивных средств - барьеров безопасности, функционирование которых не зависит от функционирования других элементов и для которых не требуется проведение технического обслуживания и ремонта. Выполнение установленного требования к барьерам безопасности, в соответствии с пунктом 67 НП-058-14, должно быть подтверждено в проектной документации и ООБ ПЗРО (ПГЗ ЖРО) с учетом результатов оценки долговременной безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО).

Барьеры безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО) могут быть инженерными и естественными (природными).

Под инженерными барьерами безопасности понимаются искусственно созданные барьеры безопасности. Состав системы инженерных барьеров безопасности ПЗРО, ПГЗ ЖРО зависит от многих факторов, включая условия размещения, тип, категорию, конструктивные особенности пункта, а также объем и характеристики размещенных РАО. Например, инженерными барьерами ППЗРО в зависимости от указанных факторов могут являться:

упаковки РАО и их отдельные элементы (форма РАО, контейнер);

строительные конструкции зданий и сооружений ППЗРО и их отдельные элементы;

конструкционные материалы ячейки захоронения РАО;

буферные материалы (материалы, используемые для омоноличивания РАО в ячейках захоронения, заполнения свободного пространства (пустот) в целях обеспечения стабильности ячейки захоронения РАО, снижения скорости миграции радионуклидов из РАО в ближнюю зону и ограничения доступа воды (атмосферных осадков и (или) подземных вод) к упаковкам РАО, снижения времени контакта упаковок РАО с водой);

элементы специально оборудованных для захоронения ОЗИИИ конструктивно обособленных сооружений или части сооружений ППЗРО;

подстилающий экран (инженерное устройство, располагающееся ниже и (или) с боковых сторон ячеек захоронения РАО и предназначенное для гидроизоляции ячеек захоронения РАО, предотвращения распространения радионуклидов в несущие горные породы, защиты ячеек захоронения РАО от проникновения животных и корней растений);

покрывающий экран (инженерное устройство, сооружаемое после прекращения размещения РАО в ППЗРО, располагающееся выше ячеек захоронения РАО и предназначенное для гидроизоляции ячеек захоронения РАО, предотвращения распространения радионуклидов из ячеек захоронения в окружающую среду, защиты ячеек захоронения РАО от проникновения животных, корней растений, непреднамеренного вторжения человека).

К инженерным барьерам безопасности ППЗРО-хвостохранилищ относятся также дамбы хвостохранилищ.

К инженерным барьерам ПГЗ ЖРО относятся обсадные колонны, материалы засыпки затрубного и межтрубного пространств, а также тампонажные материалы.

К естественным (природным) барьерам безопасности относятся элементы природного геологического образования, в том числе несущие (используемые в качестве основания сооружений) и (или) вмещающие породы (в которых размещаются сооружения).

69. Состав системы барьеров безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и их назначение определяются и обосновываются в проекте ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и (или) ООБ ПЗРО (ПГЗ ЖРО).

Комментарий

Устанавливаемое в комментируемом пункте требование развивает положения пункта 66 НП-058-14 о реализации ГЭЗ при захоронении РАО в части обоснования выбора барьеров безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО).

Требование данного пункта означает, что выбор состава системы барьеров безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО) должен осуществляться в соответствии с требованиями пунктов 66 - 69 НП-058-14, а также требованиями НП-055-14, НП-069-14 и НП-093-14, установленными в отношении барьеров безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО), а соответствующая информация, представленная в проекте ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и ООБ ПЗРО (ПГЗ ЖРО) должна подтверждать выполнение установленных требований.

Требование указанного пункта распространяется на проектную документацию размещаемых, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и закрываемых ПЗРО, включая ПЗРО, переводимые из ПРОРАО и ПКОРАО, а также ПГЗ ЖРО. В отношении эксплуатируемых и закрываемых ПГЗ ЖРО, проектная документация которых не соответствует установленным требованиям, порядок ее приведения в соответствие с требованиями комментируемого пункта, сроки и объем необходимых для этого мероприятий определяются в каждом конкретном случае условиями действия лицензии.

70. Утратил силу.

71. Критерии приемлемости РАО для захоронения в определенный ПЗРО (ПГЗ ЖРО) устанавливаются в проекте и эксплуатационной документации ПЗРО (ПГЗ ЖРО) в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

Комментарий

Требования к установлению критериев приемлемости РАО для захоронения в ПЗРО (ПГЗ ЖРО) определены в НП-055-14 и НП-093-14. Перечень критериев приемлемости РАО для захоронения в ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и допустимые значения нормируемых показателей должны быть установлены и обоснованы в проекте ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и ООБ ПЗРО (ПГЗ ЖРО) (пункт 59 НП-093-14) и приведены в эксплуатационной документации (пункт 109 НП-055-14).

Рекомендации по выполнению требований НП-093-14 по разработке критериев приемлемости РАО (за исключением ОЗИИИ) для захоронения в ППЗРО при его проектировании даны в РБ-141-18.

72. Технические решения и организационные мероприятия по обеспечению безопасности при захоронении РАО должны быть установлены и обоснованы в проекте ПЗРО (ПГЗ ЖРО) на основе результатов оценки безопасности, включающей прогнозный расчет, с учетом:

радионуклидного состава захораниваемых РАО;

допустимой суммарной активности захороненных РАО;

суммарной и удельной активности радионуклидов (средней и максимальной) в упаковке РАО и в ПЗРО;

допустимого количества хранящихся и захораниваемых РАО в ПЗРО;

удельной активности (средней и максимальной) захораниваемых ЖРО в ПГЗ ЖРО;

допустимого содержания долгоживущих радионуклидов в ЖРО, захораниваемых в ПГЗ ЖРО;

удельной активности (средней и максимальной) трансурановых нуклидов в захораниваемых ЖРО.

Комментарий

Требование комментируемого пункта о необходимости разработки обоснования технических решений и организационных мероприятий по обеспечению безопасности при захоронении РАО на основе результатов оценки безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО), в том числе долговременной безопасности, включающей численные прогнозные расчеты, является фундаментальным требованием безопасности при захоронении РАО (см. комментарий к пунктам 19, 67, 69, 89 НП-058-14).

Необходимость учета приведенных в комментируемом пункте показателей обусловлена тем, что они характеризуют систему захоронения РАО, определяют пределы безопасной эксплуатации ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и критерии приемлемости РАО для захоронения и являются исходными данными для оценки безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО), в том числе долговременной безопасности.

Долгоживущими в комментируемом пункте и в настоящем Руководстве по безопасности считаются радионуклиды, период полураспада которых превышает 31 год, что соответствует положениям подпункта "а" пункта 3 и подпункта "б" пункта 4 критериев классификации удаляемых РАО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1069, а также современному принятому в международной практике пониманию этого термина.

Требования к обоснованию технических решений и организационных мероприятий по обеспечению безопасности ПЗРО на основе результатов оценки безопасности, включающей прогнозный расчет, в ООБ установлены в НП-100-17. Рекомендации по обоснованию технических решений и организационных мероприятий по обеспечению безопасности ПГЗ ЖРО даны в РБ-139-17, по выполнению оценки долговременной безопасности ППЗРО - в РБ-117-16, по выполнению оценки долговременной безопасности ПГЗРО - в РБ-003-21.

73. При захоронении РАО, содержащих ядерно опасные делящиеся нуклиды, и (или) ОЗИИИ, являющихся источниками нейтронов, должны быть предусмотрены технические решения и (или) организационные мероприятия, направленные на предотвращение возникновения самоподдерживающейся цепной ядерной реакции деления (далее - СЦР). Свойства инженерных и естественных барьеров должны исключать возможность возникновения СЦР в результате возможного концентрирования радионуклидов при их миграции в системе захоронения РАО.

Комментарий

В комментируемом пункте устанавливается требование к обеспечению ядерной безопасности при захоронении РАО, содержащих ЯОДН, и (или) ОЗИИИ, являющихся источниками нейтронов, при обращении с которыми в ПЗРО (ПГЗ ЖРО), размещении на захоронение и после размещения на захоронение в ПЗРО (ПГЗ ЖРО) не исключена возможность возникновения СЦР.

Технические решения и организационные мероприятия, направленные на предотвращение возникновения СЦР при обращении с РАО, содержащими ЯОДН, на ПЗРО (ПГЗ ЖРО) до размещения на захоронение, должны соответствовать требованиям к обеспечению ядерной безопасности при обращении с РАО, содержащими ЯОДН, перед захоронением, установленным в пункте 34 НП-058-14.

После размещения РАО, содержащих ЯОДН, на захоронение риск возникновения СЦР обусловлен возможным концентрированием радионуклидов в результате их миграции в системе захоронения РАО, что может привести к возникновению СЦР при определенных условиях. В этом случае ядерная безопасность, как следует из требования комментируемого пункта, должна обеспечиваться за счет свойств инженерных и естественных барьеров, что должно учитываться при проектировании ПЗРО (реконструкции ПГЗ ЖРО), при эксплуатации и закрытии ПЗРО (ПГЗ ЖРО). Ядерная безопасность при захоронении РАО, содержащих ЯОДН, обеспечивается также за счет ограничения содержания (концентрации) таких нуклидов в РАО, как это установлено в НП-055-14 и НП-093-14.

Ядерная безопасность при захоронении ОЗИИИ, являющихся источниками нейтронов, обеспечивается за счет предотвращения распространения нейтронов и их взаимодействия путем их размещения на достаточном расстоянии друг от друга, применения соответствующих барьеров.

Обеспечение ядерной безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО) при их эксплуатации, закрытии и после закрытия должно быть подтверждено в период потенциальной опасности РАО при всех сценариях развития системы размещения РАО, в том числе на основе результатов прогнозных расчетов оценки долговременной безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО) (пункты 69 и 72 НП-058-14).

74. При эксплуатации ПЗРО (ПГЗ ЖРО), а также в течение установленного и обоснованного проектом ПЗРО (ПГЗ ЖРО) периода времени после его закрытия должны осуществляться радиационный контроль и мониторинг системы захоронения РАО, а также мониторинг недр в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, регламентирующих обеспечение безопасности при захоронении РАО.

Комментарий

Радиационный контроль при эксплуатации ПЗРО (ПГЗ ЖРО) выполняется согласно требованиям пунктов 9 - 11 НП-058-14. Кроме того, требования к проведению радиационного контроля при эксплуатации ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и после его закрытия установлены в НП-055-14 и НП-069-14. Мониторинг радиационной обстановки в рамках единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации N 639.

Мониторинг системы захоронения РАО проводится при эксплуатации ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и в течение установленного и обоснованного проектом ПЗРО (ПГЗ ЖРО) периода времени после его закрытия в целях подтверждения безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и включает системные наблюдения и контроль за состоянием инженерных и естественных барьеров безопасности и компонентов природной среды, оценку и прогноз изменений в ближней зоне ПЗРО (ПГЗ ЖРО).

Контроль состояния инженерных и естественных барьеров безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО) должен обеспечивать своевременное обнаружение нарушения целостности инженерных барьеров и контроль миграции радионуклидов в окружающей среде при эксплуатации ПЗРО (ПГЗ ЖРО).

После закрытия ПЗРО (ПГЗ ЖРО) радиационный контроль и мониторинг состояния ПЗРО (ПГЗ ЖРО) осуществляются в период потенциальной опасности РАО в объеме, достаточном для подтверждения безопасности закрытого ПЗРО (ПГЗ ЖРО).

Требования к мониторингу системы захоронения РАО при эксплуатации и после закрытия ПЗРО (ПГЗ ЖРО) установлены в НП-055-14 и НП-069-14.

Объем, методы, технические средства, порядок и продолжительность проведения радиационного контроля и мониторинга системы захоронения РАО при эксплуатации и после закрытия ПЗРО (ПГЗ ЖРО) устанавливаются и обосновываются в проекте ПЗРО (ПГЗ ЖРО) в соответствии с положениями части 3 статьи 17 Федерального закона N 190-ФЗ, требованиями НП-058-14, НП-055-14 и НП-069-14, а также санитарными правилами и нормативами радиационной безопасности, установленными в части проведения радиационного контроля и мониторинга системы захоронения РАО.

Мониторинг состояния недр (геологической среды), предоставленных в пользование в целях захоронения РАО, ПЗРО (ПГЗ ЖРО), проводится в районе размещения и на площадке в соответствии со статьей 36.2 Закона "О недрах". Как следует из положений пункта 1 Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 433 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2001 г., регистрационный N 2818) (далее - Положение о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр), мониторинг состояния недр (геологической среды) представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки, анализа информации с целью оценки состояния недр и прогноза его изменений под влиянием природных и техногенных факторов. Из положений подпункта "в" пункта 7 Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр следует, что ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр осуществляют недропользователи и иные субъекты хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование. Дополнительные требования к проведению мониторинга состояния недр (геологической среды) в районе размещения и на площадке ПЗРО (ПГЗ ЖРО) установлены в пункте 39 НП-055-14.

75. Средства, методы, объем, периодичность и продолжительность радиационного контроля на ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и мониторинга системы захоронения РАО после закрытия должны устанавливаться и обосновываться в проекте закрытия ПЗРО (ПГЗ ЖРО).

Комментарий

Систематическое планирование работ по закрытию ПЗРО (ПГЗ ЖРО), согласно требованиям пункта 123 НП-055-14, должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла, предшествующих закрытию, что должно быть указано и обосновано в проекте ПЗРО (реконструкции ПГЗ ЖРО). Таким образом, концептуальные решения, обеспечивающие проведение радиационного контроля на ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и мониторинга системы захоронения РАО после закрытия должны быть предусмотрены в проекте ПЗРО (проектной документации по реконструкции ПГЗ ЖРО). В проекте закрытия ПЗРО (ПГЗ ЖРО) технические средства и организационные мероприятия по обеспечению безопасности после закрытия ПЗРО (ПГЗ ЖРО), обеспечивающие проведение радиационного контроля на ПЗРО (ПГЗ ЖРО) и мониторинга системы захоронения РАО, включая средства, методы, объем, периодичность и продолжительность контроля и мониторинга, при необходимости могут быть уточнены и обоснованы для выбранного варианта закрытия.