III. Принципы обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами

III. Принципы обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами

4. При обращении с РАО должны соблюдаться следующие принципы:

обеспечение приемлемого уровня защищенности работников (персонала) и населения от радиационного воздействия РАО в соответствии с принципами обоснования, нормирования и оптимизации;

обеспечение приемлемого уровня защищенности окружающей среды от вредного радиационного воздействия РАО;

учет взаимозависимости стадии образования РАО и стадий обращения с ними;

защита будущих поколений, заключающийся в том, что прогнозируемые уровни облучения будущих поколений, обусловленные захоронением РАО, не должны превышать допустимых уровней облучения населения, установленных действующими нормативными правовыми актами;

невозложение на будущие поколения необоснованного бремени, связанного с необходимостью обеспечения безопасности при обращении с РАО;

контроль за образованием и накоплением РАО (ограничение образования и накопления РАО на минимальном практически достижимом уровне);

предотвращение аварий и смягчение их последствий в случае их возникновения.

Комментарий

В комментируемом пункте НП-058-14 определены принципы обеспечения безопасности при обращении с РАО, реализация которых обеспечивается, в том числе, путем выполнения требований, установленных в НП-058-14.

Принципы обеспечения безопасности при обращении с РАО, указанные в пункте 4 НП-058-14, определены в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации и признанными на международном уровне принципами обеспечения безопасности при обращении с РАО, установленными в статье 4 Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, подписанной от имени Российской Федерации в г. Вене 27 января 1999 г., ратифицированной Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 139-ФЗ "О ратификации Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами".

Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений, окружающей среды от негативного воздействия РАО устанавливается в соответствии с положениями пункта 1 части 3 статьи 10 Федерального закона N 190-ФЗ в качестве основного принципа функционирования ЕГС РАО.

Приемлемый уровень защищенности работников (персонала) и населения от радиационного воздействия РАО означает, что облучение работников (персонала) и населения, обусловленное радиационным воздействием, источником которого являются РАО, не превышает допустимых пределов и квот, установленных в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона N 3-ФЗ и санитарными нормами и нормативами обеспечения радиационной безопасности (см. комментарий к пункту 3 НП-058-14), при этом индивидуальные дозы облучения и число облучаемых лиц поддерживаются на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов. Согласно данному положению, защита работников (персонала) и населения от радиационного воздействия РАО должна обеспечиваться в соответствии с принципами обоснования, нормирования и оптимизации, определенными пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 3-ФЗ. Обращение с РАО рассматривается как часть практической деятельности в области использования атомной энергии, не требующая отдельного подтверждения соблюдения принципа обоснования.

Принцип обеспечения приемлемого уровня защищенности окружающей среды от вредного радиационного воздействия, установленный в абзаце третьем комментируемого пункта, понимается в соответствии с положениями Федерального закона N 7-ФЗ и означает, что радиационное воздействие РАО на окружающую среду не должно приводить к превышению установленных в соответствии с данным законом нормативов в области охраны окружающей среды, включая нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия, к которым также относятся нормативы допустимых сбросов и нормативы допустимых выбросов.

Как следует из содержания абзацев 2 - 4 статьи 1 Федерального закона N 7-ФЗ, окружающая среда представляет собой совокупность компонентов (объектов) природной среды, к которым относятся, в том числе, земля, недра, почва, подземные и поверхностные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов.

Нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, включая воздействие ионизирующего излучения, регламентируется статьей 11, нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая РВ, и нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 96-ФЗ.

Порядок разработки и установления нормативов допустимого воздействия РВ на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах устанавливается статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона N 190-ФЗ принцип учета взаимозависимости стадии образования РАО и стадий обращения с ними установлен в качестве одного из основных принципов функционирования ЕГС РАО. Выполнение данного принципа в рамках ЕГС РАО означает последовательную реализацию положений статьи 12 Федерального закона N 190-ФЗ об обязательном захоронении РАО и предполагает применение многокритериального подхода и оптимизации системы обращения с РАО с учетом различных факторов, к которым относятся наличие технологий обращения с РАО, соответствующего оборудования и установок, обеспечивающих обращение с образующимися и накопленными РАО, включая их хранение и захоронение, наличие транспортной инфраструктуры, факторы экономического и социального характера.

Принцип учета взаимозависимости стадии образования и стадий обращения с РАО, установленный в абзаце четвертом комментируемого пункта, является основным принципом функционирования ЕГС РАО согласно пункту 5 части 3 статьи 10 Федерального закона N 190-ФЗ. Практическая реализация данного принципа обеспечения безопасности при обращении с удаляемыми РАО, как это установлено в пункте 32 НП-058-14, означает, что технические решения и организационные мероприятия, предусмотренные для обеспечения безопасности при обращении с РАО на различных этапах обращения с РАО, разрабатываются и реализуются с учетом требований, установленных для последующих этапов обращения с РАО, включая их захоронение и различных факторов, в том числе, установленных в пункте 32 НП-058-14, к которым относятся: характеристики, активность и объем РАО, методы обращения с ними на различных этапах обращения, требования к характеристикам и свойствам РАО, установленные для последующего этапа (процесса, операции) обращения, условия и сроки хранения РАО, условия и сроки передачи РАО в специализированные организации и на захоронение (см. также комментарий к данному пункту).

Реализация данного принципа также обеспечивается функционированием системы регистрации, ведения и хранения документации по обращению с РАО (пункт 13 НП-058-14), организацией учета и контроля РАО (пункт 12 НП-058-14), осуществлением систематической деятельности по контролю характеристик и объема РАО всех этапах обращения (пункт 50 НП-058-14), включая контроль образующихся РАО и контроль соответствия РАО критериям приемлемости для захоронения (пункт 52).

Примером ненадлежащего учета взаимозависимости стадий образования и обращения с РАО является применение технологий, которые приводят к образованию РАО, перевод которых в формы, пригодные для последующего обращения с ними и захоронения, практически не осуществим из-за отсутствия соответствующих технологий (см. комментарий к пункту 25 НП-058-14).

Выполнение принципа защиты будущих поколений при захоронении РАО, установленного абзацем пятым комментируемого пункта, предполагает подтверждение того, что прогнозируемые уровни облучения будущих поколений, обусловленные захоронением РАО, не превысят допустимых уровней облучения населения, установленных действующими нормативными правовыми актами, путем выполнения оценки долговременной безопасности ПЗРО (ПГЗ ЖРО), включающей прогнозный расчет оценки долговременной безопасности системы захоронения РАО (пункт 19 НП-058-14).

Термин "захоронение РАО" определен в пункте 8 части 1 статьи 3 Федерального закона N 190-ФЗ. В отличие от хранения при захоронении извлечение РАО не предусмотрено, но это не означает, что такое извлечение невозможно.

Способы захоронения РАО - приповерхностное захоронение РАО, глубинное захоронение РАО, глубинное захоронение ЖРО - определены в НП-055-14. Указанные способы захоронения РАО характеризуются различной степенью изоляции РАО и, соответственно, различной глубиной размещения РАО, что определяется классом захораниваемых РАО и периодом их потенциальной опасности (см. комментарий к пунктам 60 и 67 НП-058-14).

Различные способы захоронения РАО реализуются в пунктах захоронения РАО соответствующего типа: ППЗРО, ПГЗРО и ПГЗ ЖРО соответственно (см. также комментарий к пункту 19 НП-058-14).

Принцип невозложения необоснованного бремени на будущие поколения (абзац шестой комментируемого пункта), как следует из пункта 5 НП-055-14, означает, что обращение с РАО, включая их захоронение, РАО должно осуществляться таким образом, чтобы не возлагать на будущие поколения затраты, связанные с необходимостью обеспечения безопасности при обращении с накопленными РАО. Выполнение данного принципа, таким образом, подразумевает, что реализацию всех практически осуществимых мер по приведению образующихся и накопленных РАО, пунктов их хранения и захоронения в состояние, при котором обеспечивается безопасность РАО в течение всего периода их потенциальной опасности. К таким мерам относятся своевременные сбор, переработка и кондиционирование удаляемых РАО (в пределах установленных сроков промежуточного хранения РАО), передача РАО на захоронение и их захоронение, последовательный перевод ПРОРАО и ПКОРАО в ПЗРО, закрытие ПЗРО (ПГЗ ЖРО).

Принцип контроля за образованием и накоплением РАО (ограничение образования и накопления РАО на ОИАЭ на минимальном практически достижимом уровне) (абзац седьмой комментируемого пункта) означает, что предприняты все практически осуществимые меры по:

снижению образования РАО как с точки зрения их объема, так и активности;

контролю накопления РАО и снижению объема РАО, требующих дальнейшей переработки, кондиционирования, хранения, транспортирования и захоронения в последующем.

Реализация принципа контроля за образованием и накоплением РАО на государственном уровне обеспечивается путем возложения на организацию обязательств по прогнозированию образования РАО и по оплате захоронения РАО, установления сроков промежуточного хранения РАО, что стимулирует организацию оптимизировать деятельность по обращению с РАО, например за счет применения технологий, обеспечивающих снижение объема и активности РАО как образующихся, так и подлежащих захоронению. Требование к ограничению образования и накопления удаляемых РАО на минимальном практически достижимом уровне при эксплуатации и выводе из эксплуатации ОИАЭ установлено в пункте 23 НП-058-14 (см. комментарий к данному пункту).

Предотвращение аварий и смягчение их последствий в случае их возникновения (абзац восьмой комментируемого пункта) является одним из принципов обеспечения безопасности ОИАЭ, который должен последовательно реализовываться на всех уровнях ГЭЗ, в том числе при обращении с РАО. Приоритетной стратегией ГЭЗ является предотвращение нарушений нормальной эксплуатации ОИАЭ, перерастания исходных событий в проектные аварии, а проектных аварий - в запроектные. Поскольку полностью исключить возникновение аварий нельзя, разрабатываются и реализуются меры по ликвидации их последствий (пункт 17 НП-058-14).