II. Цели обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами

II. Цели обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами

3. Целями обеспечения безопасности при обращении с РАО являются:

обеспечение надежной защиты работников (персонала) и населения от радиационного воздействия РАО сверх установленных нормами радиационной безопасности уровней;

обеспечение надежной изоляции жидких и твердых РАО от окружающей среды, защита настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов от радиационного воздействия сверх пределов, установленных нормами радиационной безопасности;

предотвращение при обращении с РАО выбросов (сбросов) радиоактивных веществ в окружающую среду в количествах, превышающих пределы, установленные в соответствии с нормативными правовыми актами.

Комментарий

Согласно статье 2 Федерального закона N 170-ФЗ обеспечение безопасности при использовании атомной энергии - защита отдельных лиц, населения и окружающей среды от радиационной опасности - является одним из основных принципов правового регулирования в области использования атомной энергии.

Радиационная защита работников (персонала) и населения понимается в комментируемом пункте в соответствии с определением термина "радиационная безопасность населения", установленным в абзаце втором статьи 1 Федерального закона N 3-ФЗ как состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения, включая излучение, источником которого являются РАО.

Уровни радиационного воздействия от источников ионизирующего излучения, включая РАО, на работников (персонал) и население в виде основных гигиенических нормативов (допустимых пределов доз) облучения на территории Российской Федерации установлены в пункте 2 статьи 9 Федерального закона N 3-ФЗ. Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 3-ФЗ допустимые уровни радиационного воздействия на работников (персонал) и население устанавливаются санитарными нормами и нормативами обеспечения радиационной безопасности. К санитарным нормам и нормативам обеспечения радиационной безопасности при обращении с РАО относятся, прежде всего, санитарные правила и нормативы СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 47 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный N 14534) (далее - НРБ-99/2009) и СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. N 40 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2010 г., регистрационный N 18115) (далее - ОСПОРБ-99/2010).

В соответствии с требованиями пунктов 34, 73 НП-058-14 при обращении с РАО, содержащими ЯОДН, должна обеспечиваться ядерная безопасность, под которой понимается создание и поддержание условий для предотвращения возникновения ядерной аварии (возникновения СЦР) и снижения тяжести ее последствий.

Необходимость обеспечения надежной изоляции РАО при их хранении и захоронении от окружающей среды, защиты настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов от радиационного воздействия (абзац третий комментируемого пункта) установлена статьей 48 Федерального закона N 170-ФЗ.

Изоляция РАО (ЖРО и ТРО) от окружающей среды при обращении с РАО в НП-058-14 означает ограничение распространения радионуклидов, содержащихся в РАО, в окружающую среду установленными пределами и предотвращение неконтролируемого доступа к РАО. При хранении РАО изоляция РАО обеспечивается, соответственно, в период хранения, при захоронении РАО - в период их потенциальной опасности (см. комментарий к пункту 60 НП-058-14). Изоляция РАО от окружающей среды при хранении и захоронении обеспечивается преимущественно за счет применения системы барьеров - естественных и инженерных, выбора места размещения пункта хранения (захоронения) РАО, глубины размещения РАО (при захоронении) и реализации иных технических мер, таких как организация физической защиты РАО и пункта хранения (захоронения) РАО (пункт 14 НП-058-14), а также организационных мероприятий, к которым относятся, например, обеспечение учета и контроля РАО (пункт 13 НП-058-14), создание и ведение реестра РАО и кадастра пунктов хранения (захоронения) РАО, как это установлено пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 190-ФЗ.

Защита настоящего поколения (абзац третий комментируемого пункта) понимается в соответствии с абзацем вторым комментируемого пункта как обеспечение защиты работников (персонала) и населения от радиационного воздействия РАО сверх установленных нормами радиационной безопасности уровней (см. комментарий выше). Защита будущих поколений понимается в данном случае в соответствии с абзацем пятым пункта 4 НП-058-14 и означает, что прогнозируемые уровни облучения будущих поколений, обусловленные обращением с РАО, не должны превышать допустимых уровней облучения населения, установленных действующими нормативными правовыми актами.

Под биологическими ресурсами в абзаце третьем комментируемого пункта понимаются природные ресурсы в значении, установленном абзацем 16 статьи 1 Федерального закона N 7-ФЗ. Согласно абзацу 11 данной статьи, сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия на окружающую среду и ликвидация его последствий являются целью охраны окружающей среды.

Защита биологических (природных) ресурсов от радиационного воздействия обеспечивается соблюдением установленных Федеральным законом N 7-ФЗ нормативов в области охраны окружающей среды, включая нормативы качества окружающей среды, в том числе нормативов ПДВ и ДС (статья 21).

Защита биологических (природных) ресурсов от радиационного воздействия в отношении водных ресурсов обеспечивается за счет установления соответствующих контрольных уровней. Порядок расчета допустимых уровней радиационного воздействия на водные ресурсы, в частности порядок расчета контрольных уровней содержания радионуклидов в морских водах, в пресной воде, почве и донных отложениях морских водных объектов определяется в соответствии с рекомендациями Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Требование ограничения выбросов и сбросов РВ в пределах установленных нормативов (абзац четвертый комментируемого пункта) определено положениями статьи 21 и статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ, статьи 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ) и статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (далее - Водный кодекс Российской Федерации). Порядок разработки и установления нормативов ПДВ, нормативов ДС, выдачи разрешений на выбросы РВ и сбросы РВ в водные объекты устанавливается Правилами разработки и установления нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 731 (далее - Правила разработки и установления нормативов допустимых выбросов РВ) (см. комментарий к пунктам 40 и 41 НП-058-14).