3. Обеспечение сопоставимости цен

3. Обеспечение сопоставимости цен

Для осуществления индексных расчетов необходимо сформировать непрерывные ряды сопоставимых цен как на отдельные виды наблюдаемой продукции, так и на товары-представители.

Соблюдение принципа сопоставимости цен предполагает, что в каждом отчетном периоде в конкретной организации должна быть зарегистрирована цена на товар, аналогичный (по качественным характеристикам, условиям реализации и т.д.) товару, зарегистрированному в предыдущем периоде. Таким образом, сопоставимыми ценами на отдельные виды продукции являются цены на аналогичные по качественным и другим характеристикам товары в сравниваемых периодах времени.

Для обеспечения сопоставимости в динамике цен на конкретный товар-представитель необходимо, чтобы ассортимент наблюдаемых видов продукции, входящих в данный товар-представитель, был неизменным в сравниваемых периодах.

Приведение ценовых рядов к сопоставимости является обязанностью специалистов территориальных органов государственной статистики.

Существуют определенные методы обеспечения сопоставимости цен в случаях:

- изменения качественных характеристик наблюдаемых видов продукции;

- смены канала или условий реализации продукции;

- временного или полного прекращения реализации продукции;

- наблюдения за товарами с ограниченным сроком реализации и использования (товарами с ярко выраженной сезонностью).