3.2. Обеспечение сопоставимости цен при изменении канала или условий реализации продукции

3.2. Обеспечение сопоставимости цен при изменении
канала или условий реализации продукции

В ряде случаев сельскохозяйственные организации осуществляют реализацию одного и того же вида продукции разным покупателям по различным ценам, и проследить на протяжении длительного периода времени динамику цен по конкретному каналу реализации достаточно сложно.

Для расчетов средних цен и индексов цен производителей сельскохозяйственной продукции необходимо обеспечение принципа сопоставимости цен, отслеживаемых по одним и тем же каналам реализации при постоянных условиях продажи. Это позволяет при расчете индексов цен исключить влияние на их уровень факторов, связанных с изменениями типов покупателей или условий продажи продукции.

Каналами реализации сельскохозяйственной продукции могут быть субъекты оптового и розничного рынков, организации, осуществляющие закупки для государственных и муниципальных нужд, потребительские кооперативы, перерабатывающие организации, коммерческие организации и т.п. Продукция сельскохозяйственных производителей может также реализовываться через собственную торговую сеть (магазины, палатки, киоски), на ярмарках, биржах, аукционах, населению (через систему общественного питания хозяйства). По отдельным товарам уровень и динамика цен могут различаться при реализации продукции внутри субъекта Российской Федерации и за его пределами.

Также существуют разные условия реализации продукции, такие как продажа с предварительной оплатой, частичной оплатой, бартерные поставки, мелкими или крупными партиями, по товарному кредиту и т.д., для которых уровень цен может значительно отличаться.

В наблюдении должна участвовать продукция по наиболее представительному (т.е. наиболее постоянному с наибольшим объемом продажи) каналу реализации с определенными условиями продажи. Например, по позиции "Томаты (помидоры) открытого грунта" - реализация консервному заводу с предварительной оплатой или в торговую сеть мелкими партиями.

При этом покупателей, которым реализуется конкретный вид продукции по незначительно различающимся ценам, можно условно рассматривать как один канал реализации, а цену для данного канала реализации следует рассчитать как среднюю арифметическую взвешенную с учетом объемов продажи каждому потребителю в базисном периоде.

Следует исключать из регистрации цен тех покупателей, реализация продукции которым осуществлялась единовременно по очень низким или очень высоким ценам.

Случаи смены потребителей или условий реализации, повлекшие существенное изменение цен, должны рассматриваться как изменение вида товара, которое не позволяет напрямую сравнивать цену отчетного и предыдущего периодов регистрации. В таких ситуациях рекомендуется для обеспечения сопоставимости данных использовать условно-расчетные цены, методы определения которых приведены в пункте 3.3.