5. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

5. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

5.1. В соответствии со статьей 23.25 КоАП главные государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков и их заместители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.39 КоАП.

Конкретные лица из числа заместителей главного государственного инспектора, рассматривающие дела о нарушениях заповедного режима, в каждом заповеднике и национальном парке определяются его директором.

5.2. В соответствии со статьей 29.6 КоАП дела об административных правонарушениях в государственных природных заповедниках и национальных парках рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Днем получения считается дата регистрации протокола об административном правонарушении в Журнале регистрации нарушений (см. п. 4.1).

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока должностное лицо, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП постановление по делу о нарушении законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении этот срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения вышеупомянутый срок начинает исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

5.3. Дело рассматривается открыто, в присутствии нарушителя в день и час, указанные в протоколе. В отсутствие нарушителя дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда в протоколе имеется запись, подтверждающая об извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от этого лица не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Следует иметь в виду, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 (в редакции Постановления Пленума ВС РФ от 25.05.2006 N 12) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (п. 6) лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.

5.4. В соответствии со статьей 29.7 КоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении:

объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

выносится определение об отложении рассмотрения дела в случаях, установленных КоАП;

при продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, исследуются иные доказательства.

5.5. В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

5.6. В соответствии со статьей 29.9 КоАП по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

а) о назначении административного наказания;

б) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

а) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП;

б) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП;

в) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

5.7. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

а) о передаче дела судье;

б) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его должностного лица.

Определение о передаче дела судье вместе с оригиналом протокола (копия остается в заповеднике или национальном парке) и иными необходимыми материалами должно быть направлено в адрес судьи с сопроводительной запиской на бланке заповедника (национального парка) за подписью лица, вынесшего определение.

В соответствии со статьей 29.12 КоАП в определении по делу об административном правонарушении указываются:

- должность, фамилия, инициалы должностного лица, вынесшего определение;

- дата и место рассмотрения материалов дела;

- сведения о лице, в отношении которого рассмотрены материалы дела;

- обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов дела;

- решение, принятое по результатам рассмотрения материалов дела.

Определение по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, вынесшим определение.

5.8. При рассмотрении дел о нарушениях заповедного режима соответствующие должностные лица должны учитывать следующие требования КоАП:

- административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Материалы дел об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, должны быть направлены для рассмотрения в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (действующие в структуре администраций соответствующих муниципальных образований - городов и районов). Однако недостижение возраста привлечения к административной ответственности не освобождает от возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации;

- должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей;

- военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. В то же время за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не могут быть применены административные наказания в виде административного штрафа;

- иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами и совершившего на территории России административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права;

- не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;

- юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое (в том числе должностное) лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

По нарушениям, совершенным группой лиц, постановление по делу выносится персонально в отношении каждого нарушителя.

5.9. Если при рассмотрении дела должностное лицо пришло к выводу, что в нарушении содержатся признаки преступления, материалы передаются в соответствующий орган внутренних дел или прокуратуры для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. При этом, в случае, если данное дело сопряжено с причинением ущерба природным комплексам и объектам, заповедник (национальный парк), руководствуясь статьями 44 и 119 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, заявляет ходатайство о признании его гражданским истцом по уголовному делу.

При необходимости, в случаях направления материалов в органы внутренних дел, об этом уведомляются органы прокуратуры.

5.10. Согласно статье 8.39 КоАП нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до шестисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

По смыслу этой статьи:

- под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе "Режим" ("Режим особой охраны") соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) либо ее охранной зоне;

- под нарушением иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на ООПТ и в их охранных зонах следует понимать действия, непосредственно не противоречащие требованиям, содержащимся в вышеупомянутых документах, но запрещаемые иными правовыми актами (Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, Санитарными правилами в лесах Российской Федерации, региональными правилами охоты, бассейновыми правилами рыболовства и др.).

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в Российской Федерации устанавливается федеральным законодательством. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 10 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 198-ФЗ) исчисление административных штрафов, осуществляемое в зависимости от МРОТ, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Конкретный размер налагаемого на нарушителя штрафа, в установленных статьей 8.39 КоАП пределах, должностные лица государственного природного заповедника (национального парка), непосредственно рассматривающие дело о нарушении заповедного режима, определяют самостоятельно.

Согласно статье 3.7 КоАП конфискация назначается судьей. Однако, согласно этой же статье не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

5.11. В соответствии со статьей 29.10 КоАП в постановлении по делу об административном правонарушении (приложение 10) должны быть указаны:

- должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;

- дата и место рассмотрения дела;

- сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

- обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

- статья КоАП, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

- мотивированное решение по делу;

- срок и порядок обжалования постановления.

5.12. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест. При этом:

- вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

- документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам.

5.13. Если при производстве дела рассматривается вопрос о размере возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, то в постановлении указывается раздельно сумма иска, предъявленного к взысканию по установленным таксам, среднерыночная стоимость оставленной нарушителю продукции незаконного природопользования и общая сумма иска, предъявленного нарушителю к взысканию.

Предъявление нарушителю иска о возмещении ущерба, равно как и его добровольное возмещение нарушителем, не освобождает последнего от административной ответственности, в том числе и от уплаты штрафа.

Размер ущерба, причиненного природным комплексам и объектам особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, исчисляется главными государственными инспекторами по охране территорий заповедников (национальных парков) или их заместителями, непосредственно рассматривающими дело о нарушении режима.

5.14. В зависимости от характера нарушения заповедного режима при исчислении размера ущерба используются:

- таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273);

- таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273);

- методика исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273);

- таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также анадромных видов рыб, образующихся в реках России, за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации до внешних границ экономических и рыболовных зон иностранных государств (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 515 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. N 724);

- таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, во внутренних рыбохозяйственных водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. N 724);

- таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 25.05.99 N 399; зарегистрирован Министерством юстиции РФ 24.06.99, рег. N 1812);

- таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира (утверждены Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 4 мая 1994 г. N 126; зарегистрирован Министерством юстиции РФ 6 июня 1994 г., рег. N 592), включающие:

а) таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением наземных млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и наземных беспозвоночных животных (исключая виды и подвиды, занесенные в Красную книгу Российской Федерации);

б) таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

в) таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием, сбором, заготовкой или уничтожением объектов растительного мира, относящихся к видам растений и грибов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также уничтожением, истощением и разрушением мест их произрастания;

- инструкция по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами (утверждена Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 3 апреля 1998 г. N 53);

- иные таксы и методики, утвержденные в установленном порядке, при их отсутствии исчисление размера ущерба осуществляется по фактическим затратам на восстановление природных комплексов и объектов.

5.15. В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 198-ФЗ) исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

5.16. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, вынесшим постановление, и заверяется гербовой печатью государственного природного заповедника (национального парка).

Постановление по делу о наложении административного взыскания заполняется в 4-х экземплярах. Первый экземпляр приобщается к делу, второй - вручается под расписку лицу, в отношении которого он вынесен, или в течение трех дней со дня вынесения постановления отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении с предложением добровольно в 30-дневный срок уплатить штраф и возместить сумму ущерба. При отказе нарушителя добровольно уплатить штраф третий экземпляр постановления направляется в адрес судебного пристава-исполнителя для взыскания штрафа в бесспорном порядке.

При отказе от добровольного возмещения ущерба четвертый экземпляр прилагается к исковому заявлению, направляемому в суд (арбитражный суд) для взыскания суммы ущерба в порядке гражданского либо арбитражного судопроизводства.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном главой 30 КоАП.

5.17. Согласно статье 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего КоАП.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении вышеупомянутого тридцатидневного срока, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП.