4. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ДЕЛАМ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

4. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

4.1 Протоколы о мерах обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4.1.1. Протокол о доставлении.

В соответствии со статьей 27.2 КоАП о доставлении составляется протокол (приложение 1) либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Составлять протокол о доставлении особенно важно в тех случаях, когда доставляемое лицо подлежит личному досмотру, досмотру вещей, либо имеет при себе вещи или документы, подлежащие изъятию, поскольку в соответствии со статьями 27.7 и 27.10 КоАП в протоколе о доставлении может делаться запись о проведении досмотра или об изъятии вещей и документов. То есть в таких случаях не требуется составлять отдельные протоколы о досмотре или изъятии. Следует иметь в виду, что в указанных случаях протокол должен быть составлен в присутствии двух понятых, а при изъятии имущества копия протокола должна быть вручена доставленному лицу под роспись.

4.1.2. Протокол о личном досмотре и досмотре вещей.

В соответствии со статьей 27.7 КоАП о личном досмотре и досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол (приложение 2) либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении. В протоколе о личном досмотре и досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, иных идентификационных признаках оружия, виде и количестве боевых припасов, виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре.

Описание обнаруженного производится так же, как и при составлении протокола об административном правонарушении (см. п. 2.3). При этом:

выловленная рыба указывается по видам, количеству и весу (отдельно указывается вес незаконно заготовленной икры осетровых и лососевых видов рыб);

продукция охоты - по видам и количеству добытых зверей и птиц;

дикоросы (грибы, ягоды, орехи, коренья, цветы и др.) - в зависимости от их ценности и установленных мер охраны (иски за ущерб, причиненный незаконным сбором различных дикоросов, могут исчисляться в установленном порядке, как от веса заготовленной продукции, так и от количества собранных экземпляров).

Особенно подробно следует описать продукцию в случаях наличия в ней видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

В протоколе о личном досмотре и досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и видеосъемки. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра и досмотра вещей с применением фото- и видеосъемки, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре и досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается:

госинспектором, его составившим;

лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру;

понятыми.

В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись, заверенная подписью госинспектора и понятых.

Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых осмотру, по его просьбе.

4.1.3. Протокол о досмотре транспортного средства.

В соответствии со статьей 27.9 КоАП в протоколе о досмотре транспортного средства (приложение 3) указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре транспортного средства.

В протоколе о досмотре транспортного средства делается запись о применении фото- и видеосъемки. Материалы, полученные при осуществлении досмотра с применением фото- и видеосъемки, прилагаются к протоколу.

Протокол о досмотре транспортного средства подписывается:

госинспектором, его составившим;

лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру;

понятыми.

В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись, заверенная подписью госинспектора и понятых.

Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру.

4.1.4. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

В соответствии со статьей 27.8 КоАП об осмотре составляется протокол (приложение 4), в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве и иных идентификационных признаках вещей и реквизитах документов.

В протоколе об осмотре сведения о юридическом лице указываются так же, как и в протоколе об административном правонарушении, составляемом на юридическое лицо (см. п. 2.3).

В протоколе об осмотре делается запись о применении фото- и видеосъемки. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и видеосъемки прилагаются к протоколу.

Протокол об осмотре подписывается:

госинспектором, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя;

понятыми.

В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись, заверенная подписью госинспектора и понятых.

Копия протокола об осмотре вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.

4.1.5. Протокол об изъятии вещей и документов.

В соответствии со статьей 27.10 КоАП об изъятии вещей и документов составляется протокол (приложение 5) либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении.

В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере оружия, о виде и количестве боевых припасов.

В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото- и видеосъемки. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и видеосъемки, прилагаются к протоколу.

Протокол об изъятии вещей и документов подписывается:

госинспектором, его составившим;

лицом, у которого изъяты вещи и документы;

понятыми.

В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись, заверенная подписью госинспектора и понятых.

Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

Изъятая продукция незаконного природопользования, подвергающаяся быстрой порче, реализуется по договорным ценам заготовительным и торговым организациям, в сеть общественного питания, а также организациям здравоохранения, образования и социального обеспечения. В сдаточной накладной (квитанции) указывается вес и иные количественные характеристики незаконно добытой (заготовленной) продукции либо полуфабрикатов от ее переработки, а также стоимость этой продукции.

Изъятые объекты животного мира подлежат возвращению в среду обитания. Указанные объекты животного мира в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, а также полученная из них продукция подлежат реализации или уничтожению в установленном порядке. При этом водные биоресурсы, относящиеся к осетровым, лососевым видам рыб, крабам, включая крабоиды, морским гребешкам, трепангам, морским ежам, в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, а также продукты их переработки, в том числе икра, подлежат незамедлительному уничтожению.

Допускается также использование изъятой продукции незаконного природопользования в следующих целях:

для кормления диких животных, содержащихся заповедником или национальным парком в неволе (в том числе в экспериментальных питомниках);

для пополнения коллекционных фондов и музейных экспонатов заповедника или национального парка;

живых животных - для сдачи в зоопарки, а также для содержания в неволе в самих заповедниках или национальных парках с целью демонстрации посетителям.

Продукция оставляется нарушителю, с последующим взысканием ее стоимости в следующих случаях:

когда продукцию незаконного природопользования невозможно сдать соответствующим организациям в связи с их удаленностью, вероятностью порчи этой продукции, а также незначительным объемом незаконно добытого;

при незаконной добыче пернатой дичи и зайцев.

При этом в протоколе об административном правонарушении указываются количество, видовой состав, вес оставленной нарушителю незаконно добытой продукции и причины оставления.

Не подлежат оставлению нарушителю:

объекты животного и растительного мира, имеющие коллекционную и коммерческую ценность;

живые особи диких животных;

водные биоресурсы, относящиеся к осетровым, лососевым видам рыб, крабам, включая крабоиды, морским гребешкам, трепангам, морским ежам, а также продукты их переработки, в том числе икра;

шкуры пушных зверей, включая все виды хищных;

медвежья желчь, кабарожья струя, панты, рога сайгаков;

женьшень, элеутерококк, золотой корень.

При выявлении нарушений, связанных с использованием взрывчатых веществ и огнестрельного оружия, указанные орудия совершения нарушения изымаются и сдаются в органы внутренних дел. При этом к протоколу об изъятии приобщается документ, подтверждающий сдачу-приемку оружия или взрывчатых веществ.

Изъятие взрывчатых веществ осуществляется в любых случаях, а огнестрельного (нарезного и гладкоствольного) оружия в случаях:

если выявленное нарушение содержит признаки преступления, предусмотренные статьей 258 Уголовного кодекса Российской Федерации;

отсутствия у нарушителя разрешения органов внутренних дел на право ношения оружия;

оказания нарушителем сопротивления при задержании.

Орудия рыбной ловли, разрешенные действующими в соответствующем регионе правилами любительского и спортивного рыболовства, а также разрешенные региональными правилами охоты орудия пушного промысла могут быть оставлены нарушителю.

Запрещенные орудия добывания животных у нарушителей изымаются в обязательном порядке.

В исключительных случаях изъятые у нарушителя малоценные запрещенные орудия добывания животных при невозможности доставки их на склады заповедников или национальных парков могут уничтожаться на месте обнаружения нарушения, о чем делается запись в протоколе с указанием причин уничтожения орудий добывания животных (с составлением акт уничтожения произвольной формы за подписью трех лиц, присутствовавших при уничтожении).

Запрещается уничтожать изъятые у нарушителей орудия добывания животных и иные орудия природопользования, если материалы о нарушении подлежат направлению в следственные органы. В этих случаях изъятые предметы направляются в следственные органы вместе с соответствующими материалами для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.

Изъятие транспортных средств у нарушителей производится при совершении ими грубых нарушений, содержащих признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, если транспортное средство непосредственно использовалось для незаконной добычи, лова, заготовки, уничтожения объектов животного и растительного мира.

Изъятые орудия природопользования сдаются на склады заповедников и национальных парков.

4.1.6. Протокол об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения.

В соответствии со статьей 27.14 КоАП в протоколе об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей (приложение 6) указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и о лице, во владении которого находятся товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, их опись и идентификационные признаки, а также делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении ареста с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к протоколу.

В случае необходимости товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, упаковываются и (или) опечатываются.

Копия протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей целесообразно производить в случаях, когда изъятие указанных предметов невозможно (например, в случае отсутствия у инспекторской группы транспорта, необходимого для доставки изъятого к местам хранения необходимости продолжить рейд и др.). Эту меру следует применять и при выявлении серьезных правонарушений (например, незаконной порубки деревьев в крупных размерах), когда имеются признаки состава преступления и необходимо обеспечить неизменность вещественных доказательств до приезда работников дознания или следствия.

4.2. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В соответствии со статьей 28.7 КоАП в случаях, когда после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается госинспектором в виде определения, немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (приложение 7) указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события правонарушения, статья федерального закона, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение.

Лицу, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (в случае если это лицо установлено), разъясняются его права, предусмотренные КоАП. Копия определения вручается под роспись или в течение суток направляется почтой лицу, в отношении которого вынесено определение (если данное лицо установлено).

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования составляется также при обнаружении бесхозных орудий совершения или предметов административного правонарушения (бесхозных орудий рыболовства, самовольно возведенных построек и т.д.). При этом в случае обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения, подлежащих изъятию (см. выше), помимо определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования составляется протокол об изъятии вещей и документов, в графе "Лицо, у которого изъяты вещи и документы" делается запись "не установлено".

При обнаружении бесхозных орудий рыболовства (например, установленной в водоеме сети) составление протокола об изъятии вещей и документов следует начинать до того, как эти орудия будут извлечены из воды. Уже после заполнения основных граф протокола орудия лова следует вынуть из воды, в т.ч. для производства необходимых измерений.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.

4.3. Протокол об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП в протоколе об административном правонарушении (приложение 8) указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья федерального закона, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не в состоянии самостоятельно написать объяснение, это делается под его диктовку лицом, составившим протокол. При этом в конце делается запись "С моих слов записано верно и мне прочитано, замечаний и дополнений не имею", после чего объяснение подписывается лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе.

Исключительно ответственно следует подойти к формулированию состава нарушения. Оно должно как можно более точно соответствовать формулировке нарушения в соответствующей статье КоАП и при этом четко описывать событие правонарушения. Например:

"10 июня 2007 г. в 15.00 допустил нарушение..., выразившееся в незаконном лове рыбы сетью в оз. Зюраткуль близ ур. Мыс Долгий Ельник на территории национального парка "Зюраткуль" и незаконном вылове 14 (четырнадцати) экз. леща";

"2 июня 2007 г. в 15.30 допустил нарушение..., выразившееся в незаконном, без соответствующего разрешения, нахождении на территории Башкирского заповедника в кв. 15 Узянского лесничества";

"2 июня 2007 г. в 15.30 допустил нарушение..., выразившееся в незаконной охоте на территории заповедника "Шульган-Таш" и незаконном отстреле медведя в кв. 17 Прибельского лесничества заповедника близ ур. Капова пещера".

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается госинспектором, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола или дачи объяснения в нем делается запись "от подписи (объяснения) отказался без причины", заверенная подписью госинспектора и свидетелей.

В случае необходимости внесения в протокол исправлений текст, который необходимо исправить, зачеркивается, рядом делается запись "исправленному верить", заверяемая подписями лица, составившего протокол, и двух свидетелей.

Физическое лицо или законный представитель юридического лица должен быть надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

При составлении протокола об административном правонарушении, в совершении которого подозревается юридическое лицо (приложение 9), в протоколе должны быть указаны полное и сокращенное наименование юридического лица, включая его организационно-правовую форму, адрес местонахождения (юридический и фактический), вышестоящую организацию (если имеется), Ф.И.О. и должность руководителя, Ф.И.О. и должность законного представителя, присутствующего при составлении протокола.

В соответствии со статьей 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В зависимости от характера и обстоятельств дела наряду с составлением протокола рекомендуется производить фото- и видеосъемку места нарушения и окружающей обстановки, нарушителей, орудий добывания животных, транспортных средств и других предметов, имеющих значение для подтверждения факта правонарушения и изобличения лица, его совершившего.

Записи в протоколе делаются четко и разборчиво, шариковой или гелевой ручкой синего или черного цвета, без ошибок и помарок. Протокол должен полностью заполняться одним почерком с применением одной авторучки.

Состав нарушения должен быть сформулирован четко и правильно. Это приобретает особенно большое значение, когда рассмотрение дела об административном правонарушении происходит в отсутствии составителя протокола. В этом случае соответствующее должностное лицо может получить сведения о нарушении лишь из содержания протокола и со слов нарушителя.

Протоколы об административных правонарушениях составляются на каждого нарушителя в отдельности. В случаях, когда нарушение носит групповой характер, об этом делается отметка при формулировании существа нарушения. Например, "...осуществлял самовольное сенокошение на территории Башкирского заповедника в кв. Узянского лесничества близ д. Саргая совместно с гр. Ивановым И.И.". При этом протоколы составляются на обоих нарушителей.

Личность нарушителя следует устанавливать по имеющимся у него документам, а также путем опознания свидетелями или личным опознанием.

Если личность нарушителя на месте нарушения установить невозможно, его следует доставить в ближайшее служебное помещение органа внутренних дел, иное служебное помещение (в том числе служебное помещение заповедника или национального парка) для выяснения личности и составления протокола.

Если нарушителей несколько, а документы, удостоверяющие личность, у них отсутствуют, целесообразно использовать "перекрестный опрос". При этом у каждого нарушителя спрашивают данные о других, записывают их и сравнивают.

Не следует переоценивать возможность установления личности нарушителя, использующего автомототранспорт, по номеру транспортного средства (через ГИБДД). В ходе самой процедуры уточнения могут возникнуть сложности, нарушитель же может использовать транспорт по доверенности или вовсе без нее. При любых обстоятельствах изначально должен быть составлен протокол хотя бы со слов нарушителя.

Большую роль в установлении личности нарушителя может играть его фотография, в том числе направленная с официальным запросом в органы милиции.

Оформление протокола начинается с указания даты его составления.

Дата составления может отличаться от даты выявления нарушения. Затем указывается место составления протокола (отдел заповедника, номер квартала, название урочища, кордона, водоема либо отделения милиции и др.). Место составления тоже может не совпадать с местом совершения нарушения (в случае доставления нарушителя для выявления личности в отделение милиции и иное служебное помещение).

В графах, описывающих сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, указывается его фамилия, имя и отчество (полностью, в именительном падеже), год и место рождения (последнее указывается с точностью до республики, края, области, округа Российской Федерации или бывшего СССР). Данные сведения необходимы для уточнения личности нарушителя через органы внутренних дел и их адресные бюро.

Место работы и должность нарушителя пишутся полностью. В случае работы нарушителя на небольшом предприятии (например, СМУ-8) указывается подчиненность данного предприятия (например, ЗАО "Кубаньэнерго") и почтовый адрес места работы (в т.ч. со слов вышеупомянутого лица). Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, работает на крупном предприятии (организации), необходимо указать, в каком подразделении он работает (например: автобаза Краснодарского фарфорофаянсового завода, юридический факультет Кубанского госуниверситета и т.п.).

Для лиц, находящихся на государственном пенсионном обеспечении, делается запись "пенсионер" с указанием соответствующего отделения пенсионного фонда.

Далее в протоколе указывается почтовый адрес (желательно с почтовым индексом) местожительства лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Целесообразно указать также номер домашнего и иного контактного телефона нарушителя (с его слов).

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, проживает в окружном, областном, краевом или республиканском центре, то указывается только название города, район, название улицы, номер и корпус дома, номер квартиры.

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, проживает в городе, то указывается область, где этот город расположен, название города, название улицы, номер и корпус дома, номер квартиры.

Если он проживает в поселке городского типа, указывается область, район, название поселка, название улицы, номер дома и квартиры.

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, проживает в сельском населенном пункте - указывается область, район, сельсовет или отделение связи, обслуживающее данный населенный пункт, название населенного пункта, название улицы, номер дома.

В графе "Документ, удостоверяющий личность" указывается название документа, его серия и номер, кем и когда выдан. Пример: "паспорт 44 05 525182, выдан ОВД Центрального р-на г. Сочи 06.08.2004".

Если личность установлена в милиции или напрямую через адресное бюро, то это записывается в той же графе. При опознании нарушителя членом рейдовой группы или посторонним человеком указывается, кем именно была подтверждена личность задержанного.

При отсутствии у нарушителя документов, удостоверяющих личность, и невозможности доставить его в милицию или иное служебное помещение, в данной графе пишется "Со слов" и записываются данные, которые он сообщает.

Особое внимание следует обращать на указание даты (может и не совпадать с датой составления протокола), времени и места выявления нарушения. Следует не ограничиваться в указании места нарушения формулировками (типа "на территории охранной зоны заповедника"), а конкретно указывать место нарушения.

При выявлении нарушений, связанных с порубкой (либо присвоением) леса, необходимо указать конкретный вид данного лесонарушения, а именно:

самовольная рубка растущего леса;

повреждение растущих деревьев и кустарников до степени прекращения роста;

повреждение растущих деревьев и кустарников не до степени прекращения роста;

самовольная рубка сухостойных деревьев;

присвоение срубленных с корня, буреломных или ветровальных деревьев.

Следует иметь в виду, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства от ответственности за экологические правонарушения" под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 551 <*>, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

--------------------------------

<*> В настоящее время перечень деревьев, кустарников и лиан, заготовка древесины которых запрещена, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 года N 162.

В протоколе при описании события правонарушения также перечисляются орудия незаконного природопользования и незаконно добытая продукция. При этом количество указанных предметов указывается цифрами и прописью. Количество указывается в единицах, которые используются в утвержденных таксах для исчисления размера взыскания за ущерб.

При составлении протокола о незаконной порубке указывается также порода срубленных или поврежденных деревьев и кустарников, их количество и диаметр (для растущих деревьев - на высоте груди, для срубленных - в комлевой части). В случае отсутствия на делянке срубленной древесины в протокол вписывается количество пней срубленных деревьев с их диаметрами отдельно по породам, сухостойным и сырорастущим деревьям. Помимо этого, таким же образом в протокол обязательно вписывается количество деревьев (пней) за границами делянки, не подлежащих рубке, в том числе - не заклейменных на делянках выборочных рубок, деревьев, заготовка древесины которых запрещена (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 года N 162). Кроме того, в протокол обязательно вписывается количество (объем) деревьев, срубленных сверх установленного лесорубочным билетом, ордером разрешенного объема вырубленной древесины, а также вырубленных по лесорубочным билетам, выданным с нарушением действующих правил рубок.

В протоколе также указывается площадь уничтоженного или поврежденного плодородного слоя лесных почв, захламленных водотоков, лесных земель, загрязненных ГСМ или захламленных производственно-бытовыми отходами.

При обнаружении незаконно заготовленной древесины отмечается ее вид: крупные лесоматериалы, дрова, жерди, причем для круглых лесоматериалов указывают: деловые или дровяные), длина (в метрах), толщина (в см в верхнем отрубе), количество (в шт.), масса в плотных куб. м.

Описывая оружие, необходимо указать его модель или тип (число стволов и их модификация), калибр, заводской номер (если на разных деталях ружья стоят разные номера, это обязательно должно быть отражено в протоколе), а также каким органом внутренних дел выдано разрешение на оружие, его номер и дата выдачи.

При описании капканов указываются их тип, номер и количество.

В случае, если правонарушение совершено с использованием транспортного средства, оно также указывается в протоколе.

Для орудий природопользования, плавучих и других транспортных средств приводятся описания, позволяющие отличить их, например: "бензопила "Урал 2-Т Электрон" красного цвета".

Следует обращать внимание и на комплектность изымаемого. Если на изымаемом орудии обнаружены дефекты, они должны быть отмечены в этой графе.

Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, имеет право собственноручно внести в протокол объяснения и замечания по существу содержания протокола и за своей подписью, в том числе на листке бумаги, отдельно от протокола. Если указанное лицо физически не может написать объявление (неграмотность, нетрезвое состояние, отсутствие очков и т.п.), объяснение с его слов записывается составителем протокола и в конце объяснения пишется фраза "С моих слов записано верно и мне зачитано. Дополнений и поправок не имею". Текст объяснения зачитывается упомянутому лицу, который в его конце ставит свою подпись.

Составленный протокол подписывается его составителем, после чего лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, предлагается подписать его. В случае отказа от дачи объяснения и (или) подписания протокола ему предлагается изложить причины отказа за своей подписью. При отказе сделать и это составитель излагает причины отказа за своей подписью и подписями свидетелей, а при отсутствии видимых причин отказа делает отметку "От подписи протокола (дачи объяснения) отказался без причины" и удостоверяет эту отметку своей подписью и подписями свидетелей. Отказ вышеупомянутого лица от подписания протокола и дачи объяснений не приостанавливает дальнейшего производства по делу об административном правонарушении.

Неиспользованные графы протокола перечеркиваются в форме буквы "Z".

В соответствии со статьей 28.8 КоАП протокол об административном правонарушении направляется должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.

В случае невозможности направления протокола в течение суток (например, когда оперативная группа находится в длительном рейде на отдаленной территории заповедника (национального парка)) к протоколу прикладывается докладная госинспектора, составившего протокол, объясняющая причины невозможности направления протокола в установленный срок.

4.4. Предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" (ст. 34, п. 3) государственные инспектора по охране территорий заповедников и национальных парков пользуются всеми правами должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 66) государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

- предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.

Предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды (далее - предписание) является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому (физическому, должностному) лицу или индивидуальному предпринимателю провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.

Бланк предписания (приложение 11) состоит из трех частей: вводной, непосредственно предписания и заключительной.

Вводная часть предписания содержит в себе следующие положения (информация вносится в соответствующие графы бланка предписания):

место составления предписания - указывается населенный пункт (место), где составляется предписание (аналогично соответствующим графам протокола об административном правонарушении);

дата составления предписания - указывается число, месяц и год составления предписания;

дата и номер акта проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования, на основании которого выдается предписание;

фамилия, имя, отчество и должность лица, выдавшего предписание;

наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество должностного (физического) лица, индивидуального предпринимателя, которому выдается предписание.

Пункты непосредственно предписания вносятся в табличную форму с отражением конкретного мероприятия, которое должно выполнить юридическое (должностное, физическое) лицо, ссылки на нормативно-правовой акт, предусматривающий предписываемую обязанность, и предельного срока его выполнения.

В заключительной части отражается информация о возможности обжалования предписания; срок представления информации природопользователем в дирекцию заповедника (национального парка) о результатах выполнения каждого пункта предписания или всего предписания в целом; должность, фамилия и инициалы, подпись лица, вынесшего предписание; сведения о вручении копии предписания лицу, которому вынесено предписание, его законному представителю, их подписи, расшифровка подписей, дата вручения либо отметка об отправлении предписания почтой.