2. Основные критерии определения уникальных документов

2. Основные критерии определения уникальных документов

2.1. Исходя из задачи определения документов высшей категории ценности, выявление уникальных документов для включения в ГР производится по самостоятельным критериям, не совпадающим с критериями отбора на постоянное хранение в качестве ОЦД. При этом акцент делается не на ценности информации как таковой, не на принадлежности к фонду высокой категории, а на общекультурной значимости отдельного документа, его реликвийности, мемориальности, единственности в своем роде по содержанию и месту в истории страны и человечества и высокой материальной ценности.

Под уникальностью в указанном смысле понимается представляющее самостоятельное культурно-историческое значение и невоспроизводимое ни в какой копии и ни в каком-либо другом документе единство материального носителя документа, его содержания, авторства (автографичности), соотнесение с конкретным историческим временем (явлением, событием, процессом, объектом), обусловившим появление данного документа.

Под материальной ценностью уникального документа понимается его наивысшая возможная цена, выраженная в его максимальной страховой оценке, определенная на основании формализованной шкалы оценки документов (см. Приложение N 2).

Для выявления уникальных документов применяются следующие критерии.

Первый критерий - древность документа - является самодостаточным и не требует применения каких-либо других критериев.

Четыре следующих критерия - подлинности, бесспорности культурно-исторической значимости, публичности и высокой материальной ценности - должны применяться в совокупности ко всем остальным документам, не отнесенным к древним, но относящимся хотя бы к одному из последующих четырех критериев - отношение документа к историческому событию, отношение документа к исторической личности, юридическое значение документа, художественные и оформительские особенности документа, - каждый из которых применяется лишь в совокупности с группой предыдущих четырех критериев. Таким образом, для включения в ГР не являющийся древним документ должен соответствовать минимум пяти критериям.

2.2. Древность документа. По этому критерию включению в ГР подлежат все документы, созданные до XVI века, и значительная часть документов, созданных до 1626 года, - как подлинники, так и изготовленные тогда же копии и фрагменты сохранившихся и несохранившихся подлинников.

В зависимости от количества сохранившихся в том или ином регионе древних документов дата отнесения их к категории древних с целью включения в ГР может уточняться в рамках указанного хронологического периода. В качестве древних могут рассматриваться, с привлечением дополнительных аргументов, более поздние документы XVII века, в особенности списки несохранившихся более древних летописей, грамот, договоров, а также картографических документов. Может учитываться частота (редкость) их наличия в том или ином регионе, но в целом документы XVII века для отнесения их к категории древних нуждаются в дополнительных обоснованиях и заключениях специалистов <*>.

--------------------------------

<*> Изложенное относится к документам отечественного происхождения. Древность документов иностранного (западно-европейского, восточного и др.) происхождения следует определять с учетом заключений специалистов в соответствующих областях древней истории, медиевистики, востоковедения.

2.3. Подлинность документа. Этот критерий является обязательным для всех документов при отнесении их к подлежащим включению в ГР, исключая древние, оговоренные в п. 2.2. Могут быть в порядке исключения рассмотрены в качестве возможных для включения в ГР с учетом других критериев отдельные наиболее ценные копии более ранних документов, сделанные в XVII - XVIII вв., например копия "Слова о полку Игореве". Но как общее правило аутентичность носителя текста документа времени и автору обязательна.

2.4. Бесспорность культурно-исторической значимости документа. Этот критерий обусловлен требованием выделения из многомиллионного богатства Архивного фонда Российской Федерации лишь тех уникальных документов, общенациональная, а следовательно, и мировая культурная ценность которых общепризнана, то есть бесспорна. В рамках названного критерия создание ГР может быть сравнимо с созданием "красной книги" Архивного фонда России.

Критерий бесспорности культурно-исторической значимости должен пониматься в своем прямом смысле и значении - значения документа в качестве культурной ценности как таковой для народа, для человечества, и не имеет в виду его научно-информационную или источниковую ценность с точки зрения сегодняшней исторической конъюнктуры, интересов исследовательских школ, возможностей использования и т.д.

Этот критерий применяется не только к широко известным (пусть лишь в среде специалистов) документам. Документ может быть неизвестным ранее, но, коль скоро он выявлен, заинтересованность общества в том, чтобы он стал известен, должна быть достаточно бесспорной, явной. Так, например, может быть с неизвестной ранее рукописью писателя-классика (даже в тех случаях, когда само произведение давно и широко известно), пример этому - приобретенная несколько лет назад Правительством рукопись романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Отсюда вывод: опубликованность документа - не препятствие для включения его в ГР.

Разумеется, в рамках этого, как и других критериев, должен учитываться объем документа. Дарственная надпись на книге, сделанная великим человеком, не равноценна по своему культурно-историческому значению рукописи его письма, а письмо - автографу его научного, публицистического или литературного произведения.

В рамках критерия бесспорности культурно-исторической значимости можно использовать и понятие "первый" - первый звуковой фильм, первый полет в космос, - а также влияние документа на последующий ход общественной, государственной, национальной, религиозной жизни (таковы, например, подлинные Жалованная грамота дворянству Екатерины II, Манифест от 17 октября 1905 года, Жизнеописание Серафима Саровского и т.д.).

2.5. Публичность документа. Для включения уникального документа в ГР ему недостаточно быть подлинным и иметь бесспорное культурно-историческое значение. Он должен для этого стать публичным, открытым. В соответствии с этим критерием в ГР не могут быть включены документы, содержащие государственную тайну, или те, которые по каким-либо другим существенным обстоятельствам не могут быть опубликованы или выданы для исследования (например, документы личного происхождения, доступ к которым ограничен по воле их бывшего владельца).

Но из этого не следует, что среди секретных документов не может быть таких, которые представляют собой национальное культурно-историческое достояние. Поэтому государственные архивы, документальные центры, библиотеки и другие государственные хранилища, имеющие значительное количество секретных фондов, должны в работе по выявлению уникальных документов для ГР иметь в виду и секретные документы, проводя их соответствующее изучение. Но перед включением их в ГР они должны быть рассекречены; их содержание должно стать доступным для использования.

2.6. Высокая материальная ценность документа. Этот критерий обусловлен тремя предыдущими и также является общеобязательным для всех документов включаемых в ГР. Он выражается в страховой оценке документа (см. Приложение N 2), которая не должна быть ниже верхней границы его возможной аукционной цены. По этому критерию к уникальным документам могут быть отнесены лишь те, которые будут оценены не ниже, чем в 50 тысяч долларов США или 30 тысяч английских фунтов стерлингов - такова нижняя граница цены очень ценных документов - по терминологии и шкале западно-европейских аукционов.

Примечание. Определенная на основе формализованной шкалы страховая оценка уникального документа не является неизменной и может быть впоследствии уточнена при решении какого-либо другого конкретного вопроса, например, при его непосредственном страховании для экспонирования на выставке. Следует также иметь в виду, что аукционные цены, на которых базируется формализованная шкала, ориентированы на начало 1990-х годов и могут быть подвержены колебаниям, особенно по отношению к документам нового и новейшего периодов, но достаточно стабильны по отношению к более старым, древним документам.

2.7. Отношение документа к историческому событию. В этом критерии, который вместе с четырьмя предыдущими применяется при определении уникальных документов, подлежащих включению в ГР, в отличие от сходного общего критерия экспертизы ценности документов, где в расчет принимается прежде всего важность отраженного в документе события, явления, процесса, на первое место ставится именно само отношение, сама принадлежность документа к важному историческому событию, явлению, процессу, - а именно, документ должен не только отражать событие или быть одновременным ему, но непосредственно принадлежать ему, быть его неотъемлемой составной частью.

В соответствии с данным критерием подлежат включению в ГР подлинные акты конституционного характера - приговоры земских соборов, манифесты, кодексы, конституции и другие документы, в которых фиксировались социально-исторические решения, определяющие судьбы народов и государств, кардинальные государственные преобразования и реформы, революции, объявления войн, международные соглашения, касающиеся судеб народов и государств.

В эту же группу могут войти документы, непосредственно относящиеся к событиям или объектам мирового значения в области науки и техники, в которых зафиксированы крупные открытия и изобретения, кардинально повлиявшие на уровень культуры, развития цивилизации, в том числе и кинофотофонодокументы, которые иногда могут явиться единственными адекватными доказательствами явлений и процессов, включая и редкие природные явления (типа падения Тунгусского метеорита), а также представляющие собой большую художественно-эстетическую ценность (например, уникальная запись исполнения художественного произведения великим артистом и т.д.).

2.8. Отношение документа к исторической личности. Критерий, близкий по своему значению и характеру применения к предыдущему, но более трудный с точки зрения его совместимости с одним из общих критериев - бесспорность культурно-исторической ценности. По этому критерию выявляются для включения в ГР документы, относящиеся к личностям, по отношению к которым общеупотребителен эпитет "великий" - общепризнанных классиков отечественной и мировой литературы, искусства, науки, а также документы глав государств, вождей правящих партий, крупнейших военачальников, национальных и народных героев (например, Козьмы Минина, Ивана Сусанина, Салавата Юлаева, Мусы Джалиля). При этом следует также учитывать имена, возможно, не имеющие великого значения для России, но имеющие такое значение для других народов, документы которых могут быть в российских архивах, - например, Георгия Димитрова или Франсиско Миранды - национального героя Венесуэлы, служившего в русской армии при Екатерине II.

По своему характеру это прежде всего должны быть автографы и другие подлинные документы, личные документы; в некоторых случаях это могут быть документы, имеющие к данному лицу не прямое, а косвенное отношение (адресованные ему письма, упоминания о нем в других документах). Разумеется, это лишь основания, которые должны быть подкреплены соответствием четырем обязательным критериям, которые в совокупности могут привести к принятию решения о включении документа в ГР.

В применении этого критерия в большой степени будет проявляться конвенциональность как итог достаточно согласованного мнения экспертов-специалистов. Например, могут быть предложены к включению в ГР хранящиеся в Тульском областном архиве такие документы Л.Н. Толстого, как его прошение на имя директора Тульской гимназии о допущении его сына Сергея к экзаменам, документы, созданные Л.Н. Толстым в качестве мирового посредника, - поскольку любой документ, относящийся к классику мировой литературы, потенциально может быть признан уникальной ценностью. В то же время десятки и сотни документов, подписанных классиком русской литературы М.Е. Салтыковым-Щедриным в качестве чиновника по особым поручениям и советника губернского правления, хранящиеся в Кировском областном государственном архиве, вероятно, могут быть включены лишь в Реестр регионального уровня.

Не следует применять при использовании настоящего критерия этическую оценку исторических личностей, - как и при общей экспертизе ценности документов, этического подхода следует избегать, акцентируя внимание на месте и роли человека в истории, а не этической оценки его личности; с другой стороны, оценка личности как исторической должна быть достаточно устоявшейся, общепризнанной и не зависеть от неоднократно менявшихся конъюнктурных оценок (как это было, например, в отношении Шамиля).

2.9. Юридическое значение документа. Юридическое значение документа, совпадающее с его юридической силой, может в некоторых случаях рассматриваться в качестве отдельного критерия при выявлении документов для ГР. Этот критерий не всегда совпадает с критерием подлинности (не всякий подлинник имеет юридическую силу, и не всякий документ, имеющий юридическую силу, обязательно подлинник - это может быть дубликат, соответствующим образом заверенная копия). Подчеркнем, что для включения в ГР подлинность обязательна. Хорошим примером может служить секретный дополнительный протокол к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом от 23 августа 1939 года, фиксирующий факт секретного соглашения между СССР и фашистской Германией относительно судеб соседних стран. Известно, что пока не был обнаружен его подлинник, его существование, следовательно, юридический факт самого события, то есть секретного соглашения между двумя государствами, несмотря на наличие немецкой микрофотокопии и машинописной служебной копии в МИД СССР, многими отвергался. Наличие же этого подлинного документа юридически подтверждает факт этого соглашения. Названный документ соответствует также и четырем вышеназванным общеобязательным критериям.

Критерий юридического значения может применяться, с учетом четырех общеобязательных критериев, к отдельным конституционным и другим государственным актам внутреннего и международного характера, сохраняющим свое правовое значение; он может быть применен и к отдельным документам личного происхождения и личным (завещаниям, дарственным и т.п.), если юридическое значение этих документов существенно воздействует на их ценность, продолжая влиять на законные имущественные и другие права юридических и физических лиц.

2.10. Художественные и оформительские особенности документа.

Специфические (художественные, оформительские и другие внешние) особенности могут, правда, в достаточно редких случаях, существенно влиять на ценность документа, превращая его в уникальное культурное явление, в том числе и художественно-эстетического характера. Так, по этому критерию могут быть предложены для включения в ГР (это пример именно для предложения, так как соответствующее решение еще не принималось) такие документы, как "Тетрадь с акварельными рисунками-узорами для ситца А.И. Серебренникова, 1780 года" или "Альбом образцов (натуральных и фотографий) вологодских кружев" в Вологодском областном государственном архиве, а на уровне Реестра регионального уровня также будет заслуживать включения альбом "Силуэты мужских и женских голов семьи помещиков Межаковых, их родственников и гостей, 1818 - 1851 гг.". По этому критерию следует учитывать также наличие уникальных печатей, художественных украшений различных грамот, договоров, дипломов, национальные и фольклорные особенности в их оформлении.

Примечание. Наличие в оформлении документа драгоценных камней и металлов также должно быть учтено при отборе документов по этому критерию, но само по себе еще не является основанием для включения в ГР.