2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 17.02.1998 "Общими силами - к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики РФ)"
2. Политика экономического роста
В предыдущих посланиях вопрос об экономическом росте ставился как о перспективе. Речь шла прежде всего о создании стандартных условий, необходимых для его начала. Эти задачи в целом решены.
В 1997 году впервые за последнее время зафиксирован небольшой рост ВВП и промышленного производства. Вопрос сейчас не в том, реален ли рост, а в том - почему он низкого качества.
Рост экономики происходит в условиях, когда инвестиций слишком мало, а взаимные неплатежи предприятий продолжают увеличиваться. Он не подкреплен достаточными финансовыми ресурсами, не связан со снижением затрат, улучшением структуры производства и обновлением основного капитала, сочетается с острым бюджетным кризисом, а потому остается неустойчивым и неэффективным.
Тому есть, конечно, объективные причины. Экономика, пережившая длительный спад и совсем недавно победившая инфляцию, не может сразу выйти на траекторию эффективного роста. Сказался и мировой финансовый кризис.
Но есть и собственные просчеты: прежде всего отсутствие внятной программы мер по стимулированию роста.
Нам нужны не только цифры экономических показателей. Гораздо важнее, чтобы за ними стояла современная, конкурентоспособная продукция. Чтобы за продукцию предприятия получали "живые деньги", часть которых бы шла на инвестиции. Чтобы внедрялись новые технологии, снижались затраты, повышалась эффективность. Чтобы появились средства для ликвидации бюджетного кризиса.
Выйти именно на такое, высокое качество роста - задача не одного года. Но начинать надо сейчас. Не сделаем этого - уйдем в сторону от магистрального пути, способного вывести Россию на уровень развитых стран мира. Более того, выдохнется даже та энергия роста, которую имеем сейчас.
В программу стимулирования экономического роста должны входить меры инвестиционной и промышленной политики. Предстоит определить способы мобилизации источников роста, снять или существенно снизить барьеры, стоящие на его пути.
При этом чрезвычайно важно подготовиться к решению новых проблем.
Если спад выравнивает положение участников экономического процесса (плохо всем), то рост обычно позволяет вырваться вперед сильным, делая более заметным отставание слабых. Первые признаки видны уже сейчас - усиливаются различия между регионами, отраслями, отдельными предприятиями.
Экономический рост по-новому ставит проблему занятости: неизбежное обновление оборудования и снижение издержек ударит по рынку труда.
Считаю необходимым выработать надежный прогноз развития ситуации на рынке труда, принять необходимые решения по бюджету и внебюджетным фондам на 1999 год, а если потребуется - внести изменения в финансовые законы на 1998 год.
В преддверии экономического роста нам нужна новая политика в области занятости, направленная на решение ключевых задач:
- увеличение уровня занятости;
- повышение стимулов активного поиска работы безработными;
- разработка специализированных государственных программ для градообразующих предприятий;
- смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы.
Качественно иной должна стать система социального партнерства. Пока здесь ощущается явный дефицит ответственности. Действуя по старинке, и профсоюзы, и работодатели по любому поводу апеллируют к государству. Но ведь и те, и другие - равноправные партнеры, которые обязаны законными способами договариваться о защите социальных интересов работников.
Еще одна новая проблема - технологическая база экономического роста. Куда пойдут инвестиционные ресурсы, кто получит заказы российских предприятий?
Вопрос сложный. С одной стороны, массированные закупки иностранного оборудования и технологий чреваты утратой технологической независимости, продолжением спада в отечественном машиностроении. С другой стороны, нельзя идти против рынка, навязывать покупателям устаревшие и неконкурентоспособные изделия только потому, что они выпускаются в России.
В ближайшее время жду от Правительства предложения по этому вопросу.
Перед нами неизбежно встанет проблема: состояние производственной инфраструктуры. Она у нас давно не обновлялась. В течение последних лет мы ее только латали, но ведь в ближайшее время нагрузка неминуемо увеличится. Следовательно, необходима система мер обеспечения технологической безопасности, которую Правительство должно разработать.
Экономический рост высокого качества - главное условие успешного завершения реформ.
Только такой рост позволит нормализовать бюджет, а значит, создать финансовый запас прочности для успешного завершения военной и социальных реформ.
Только такой рост даст возможность поднять реальные доходы населения, а значит, безболезненно довести до конца реформу жилищно - коммунального хозяйства.
Только такой рост откроет дорогу полноценной реформе налогообложения, когда с предприятий можно будет снять существенную часть налогового бремени, не подрывая доходную базу бюджета.
Только такой рост станет надежной основой подъема России.
Не наведя порядок в финансах государства, мы не решим ни одной задачи. Еще в прошлом году началась работа на этом стратегическом направлении. Однако она еще далека от завершения.
В 1998 году надо, наконец, принять Бюджетный кодекс. Иначе нельзя будет упорядочить весь бюджетный процесс.
Необходимо реализовать имеющийся план действий по повышению собираемости налогов и других бюджетных платежей с предельной жесткостью.
Предстоит полностью урегулировать накопившуюся бюджетную задолженность перед населением, предприятиями и впредь не допускать ее возникновения. В 1999 год мы не должны взять с собой ни рубля бюджетного долга.
Следует существенно усилить работу по реструктуризации задолженности в бюджеты всех уровней.
Деятельность любого руководителя сейчас следует оценивать не по способности выбивать деньги у государства, а по умению укладываться в отведенные статьи расходов. Мы должны начать, наконец, жить по средствам.
Правительству необходимо разработать Программу экономии государственных расходов. К середине мая работу над ней надо завершить.
Нужно незамедлительно развернуть работу над проектом бюджета 1999 года. Не позднее мая должны быть известны основные параметры бюджета следующего года. Тогда можно планировать политику на перспективу. Для того чтобы сделать бюджет 1999 года реальным, потребуется пересмотреть десятки законов, провести ревизию бюджетной сферы, обеспечить экономию финансовых ресурсов.
В 1999 году нам необходимо гарантированно выйти на нулевой первичный дефицит федерального бюджета.
Мы не наведем порядка в финансах без наведения порядка в управлении государственным долгом. Прежде всего предстоит кардинально повысить эффективность управления внешним долгом и зарубежными активами, в том числе путем конкурсного привлечения коммерческих структур. Новые заимствования осуществлять только для реструктуризации имеющейся задолженности (перевод "коротких" денег в "длинные", замещение дорогих по обслуживанию займов более дешевыми). В первой половине этого года Правительство должно направить в Государственную Думу соответствующий законопроект.
Необходимо подготовиться к введению моратория на рост заимствований из иностранных источников, завершить согласованную с МВФ программу кредитования. Эта программа должна стать последней. Однако Россия продолжит конструктивное сотрудничество с МВФ и Мировым банком.
К концу 1998 года бюджетный кризис должен быть преодолен. Экономический рост станет устойчивым, если будет подкреплен инвестициями и увеличением платежеспособного спроса.
Таким образом, перед нами две задачи принципиального характера.
Первая - повышение инвестиционной активности.
Вторая - обеспечение динамичного развития внутреннего рынка.
Для повышения инвестиционной активности мы и дальше будем наводить порядок в государственных финансах, снижать процентные ставки и доходность на рынке государственных ценных бумаг.
Однако только финансовых условий недостаточно для того, чтобы увеличился поток инвестиций.
Во-первых, сами эти условия сейчас хуже, чем в начале осени 1997 года. Наши финансовые рынки достигнут лучших прошлогодних отметок не раньше лета.
Во-вторых, даже выход на такие показатели не гарантирует массированного перетока финансовых ресурсов в сферу производства. Долгосрочных кредитов слишком мало, процентные ставки все еще непосильно высоки для большинства предприятий.
В-третьих, банки и другие финансовые институты имеют немало возможностей для прибыльного размещения своих денег. Реальный сектор пока не стал для них привлекательным. И без реформы предприятий, без серьезных стимулов со стороны государства они туда не пойдут.
Иными словами, на механизмы финансового рынка можно и нужно рассчитывать. Но нельзя пассивно ждать, когда они заработают в полную силу.
Для повышения инвестиционной активности потребуется серия продуманных шагов.
Прежде всего - земельная реформа. Проведенный в конце предыдущего года Круглый стол показал, что принципиальных разногласий по вопросу о частной собственности на землю нет, есть только проблема государственного контроля за оборотом земли. На этом и следует сконцентрировать внимание.
В 1998 году Правительство должно представить в Федеральное Собрание законопроекты о регулировании земельных отношений. Их базовые принципы:
- сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения;
- ограничение на владение такими землями для иностранцев;
- недопущение ухудшения качества сельскохозяйственных угодий;
- "прозрачность" процедуры оформления купли - продажи земли. Призываю Федеральное Собрание открыть "зеленую улицу" таким законам. Создать для согласования позиций, если понадобится, трехстороннюю комиссию, как по бюджету. Промедлим - так и оставим сельское хозяйство без инвестиций, на периферии экономического развития.
Необходимо мобилизовать все источники инвестиций. У нас они есть. Назову основные. Это рублевые сбережения населения, средства предприятий, экспорт, иностранные инвестиции, бюджет (долевое участие в инвестиционных проектах, гарантии и иные механизмы). По каждому из этих источников понадобится специальная программа действий, позволяющая максимально привлечь инвестиционные ресурсы.
Есть и другие резервы.
Сбережения населения в иностранной валюте. Они должны работать на экономику, а не лежать мертвым грузом. Правительству надо серьезно заняться этой проблемой. Использовать налоговые и иные инструменты для стимулирования конвертации этих средств в рубли с последующим размещением в российской финансовой системе. Помогут делу развитие рынков недвижимости и золота. Немалый вклад в решение проблемы способен внести Центральный банк.
Банковские кредиты предприятиям. Банки боятся давать деньги, так как риски слишком высоки, но при этом потенциальные инвесторы не обладают сведениями о финансовом состоянии предприятий. Отсюда ясна задача государства: гарантировать правовыми средствами финансовую "прозрачность" предприятий независимо от форм собственности.
Внешние заимствования российских предприятий. Политику надо построить так, чтобы эти деньги расходовались только на инвестиционные цели. Следует исключить их использование для уплаты налогов и других обязательных платежей.
Продажа дебиторской задолженности. Такой путь позволит не только привлечь инвестиционные ресурсы, но и развязать узлы взаимных неплатежей предприятий.
Ресурсы банков, направляемые на ипотечное кредитование. Земельная реформа даст простор залоговым операциям с недвижимостью, позволит привлечь значительные средства для инвестиций в аграрный сектор и жилищное строительство.
Среди прочих источников:
- использование собственности России за рубежом в качестве залога под привлечение финансовых ресурсов;
- операции с высвобождаемым военным имуществом - залог, долгосрочная аренда, продажа, внесение в уставные фонды.
Важно не только нарастить объем инвестиций, но и добиться положительного изменения их структуры. Здесь все еще чувствуются перекосы старой экономической системы. Скажем, издавна высок внешний спрос на продукцию сырьевых отраслей. Потому они и остаются инвестиционно привлекательными.
Совсем другое дело - отрасли высоких технологий. Раньше деньги давало государство посредством громадного военного заказа. Теперь этого нет. Выходит, сектор высоких технологий обречен на умирание? Такое недопустимо. Но недопустимо и сводить развитие этого сектора к вопросу об увеличении бюджетного финансирования. Как показал опыт последних лет, отечественная наукоемкая продукция находит спрос на мировых рынках, успешно может конкурировать и на внутреннем.
Современные технологии - товар, причем товар весьма дорогой. Его надо не только охранять, но и уметь с выгодой для страны продавать. Отрасли высоких технологий способны и должны превратиться в основную движущую силу экономического роста.
Итак, нужна инвестиционная политика. Мы больше не можем мириться с ее фактическим отсутствием.
Инвестор в первую очередь думает о перспективах сбыта своей продукции. Он уверен в рынке сырья потому, что этот рынок - часть рынка мирового, который понятен и стабилен. В остальных секторах российского рынка инвестор не уверен, поэтому денег не дает и не даст до тех пор, пока эти рынки не выйдут из стагнации и не сбросят оковы неплатежей.
Обеспечить условия для стабильного развития внутреннего рынка - одна из важнейших задач нынешнего года.
Прежде всего государство обязано создать условия для вкладывания средств инвесторами, установив понятные и предсказуемые на ближайшие 5 - 10 лет юридические и экономические нормы хозяйствования.
Требуется внятная политика, направленная на увеличение доходов населения, способствующая оживлению потребительского спроса. Это непростая задача. Рыночная экономика не позволяет государству напрямую воздействовать на уровень доходов. Здесь допустимы лишь косвенные методы. В частности, необходимо разработать и приступить к реализации политики роста заработной платы бюджетников, опережающего темпы инфляции. Требуется также стимулировать развитие потребительского кредита, продаж товаров населению в рассрочку, развитие системы кредитных союзов и других форм целевого кредитования граждан, способствующих росту потребительского спроса.
Но остается вопрос: куда пойдут деньги российских потребителей, какие товары - отечественные или зарубежные - они станут покупать?
Пока наши товаропроизводители, сталкиваясь с острой конкуренцией со стороны иностранных фирм, часто уступают свои позиции, прежде всего из-за высокого уровня издержек. В 1998 году надо не только продолжить снижение тарифов на продукцию естественных монополий, но и провести полную инвентаризацию структуры затрат, принять решения, позволяющие их сократить.
Совершенно недопустимо, когда при осуществлении государственных закупок приоритет отдается импортным товарам при наличии аналогичных по показателям отечественных. Государство само является покупателем промышленной и продовольственной продукции и в этом качестве обязано показывать пример.
Необходимо выстроить систему сопровождения российского экспорта. В частности, ориентироваться на связанное инвестиционное кредитование зарубежных стран, с тем чтобы выделенные нами средства расходовались на приобретение продукции отечественных предприятий. Важнейшим критерием качества работы наших ведомств с зарубежными странами и международными организациями должно стать положение российских предприятий на мировом рынке.
Нашу внешнюю политику следует "экономизировать" - так же, как это делается в других странах. В этом значительный резерв повышения эффективности российской дипломатии. Прежде всего речь идет о продвижении на мировые рынки российской высокотехнологичной продукции.
Внешнеэкономический курс России остается неизменным - вступление во Всемирную торговую организацию, выполнение общепризнанных правил мировой торговли. Но это вовсе не означает, что мы будем закрывать глаза на факты недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных партнеров. Ни один факт дискриминации российских товаров на мировом рынке не должен оставаться без внимания и ответных действий. У нас есть соответствующий закон, в котором определено, что надо делать в подобных случаях. Его попросту надо активно применять.
На внутреннем рынке нам также нужно освоить и научиться применять цивилизованные антидемпинговые процедуры, не допускать вытеснения российских товаров импортными, продаваемыми по заведомо заниженным ценам.
Уже приведенные способы поддержки отечественных производителей показывают, сколько резервов у нас еще не задействовано. Перечисленные и другие рычаги должны составлять систему мер по поддержке отечественных производителей.
У самых разных политических сил идея такой поддержки понимается по-своему. Встречаются и крайние взгляды. Кое у кого слова "поддержка отечественных производителей" просто вызывают аллергию, поскольку это направление политики отождествляют с неэффективными бюджетными расходами и инфляцией. За дискуссиями теряем драгоценное время. Мы можем и должны помогать своим производителям, не прибегая к инфляции или опустошению бюджета, не выходя за рамки наших международных обязательств.
Реальность такова: в России сформировалась экономика долговой необязательности, когда практически все субъекты хозяйственной деятельности предпочитают жить взаймы, не выполняя при этом свои финансовые обязательства.
Поскольку государство уже перестало давать деньги предприятиям, а банки еще не начали это делать, производители дружно перешли в режим взаимного товарного кредитования, научились обходиться без денежного оборота. Неисполнение взаимных обязательств стало массовым явлением. Система долговой необязательности оказалась весьма живучей, породила внутренние механизмы, обеспечивающие ее устойчивость. Для многих людей она стала источником личного обогащения.
Неплатежи делают финансовое положение предприятий крайне нестабильным. Они лишаются возможности планировать свою деятельность на срок более нескольких месяцев. Управление постоянно осуществляется в чрезвычайном режиме. О каких инвестициях, о каком росте можно говорить?
Сталкиваясь с неплатежами, предприятия пытаются компенсировать ущерб путем завышения цен на свою продукцию, перекладывают потери на плечи немногочисленных платежеспособных потребителей. В результате количество тех, кто может платить, становится еще меньше. Получается воронка, втягивающая в неплатежи и бартер все новые предприятия и секторы рынка. Денег на инвестиции просто не остается. Неплатежи серьезно повышают уровень инвестиционных рисков.
Ни предприятие, ни инвестор не могут сколько-нибудь достоверно оценить эффективность планируемых инвестиций и их возможную окупаемость. Вот почему банки и иные финансовые институты даже в условиях снижения процентных ставок крайне неохотно кредитуют реальный сектор экономики.
Во многом именно из-за неплатежей оказалась размытой граница между легальной и теневой экономикой. Неплатежи запутывают картину финансового состояния предприятий, используются для ухода от налогообложения и других злоупотреблений. Тем самым облегчается проникновение криминальных структур в экономику.
Неспособность одолеть повальные неплатежи - основная неудача экономической реформы. В 1998 году должны быть достигнуты первые ощутимые результаты разрешения этой проблемы. Система долговой необязательности должна быть разрушена. В противном случае рост инвестиций станет невозможным.
Главное, конечно, ликвидировать бюджетные неплатежи. Но не менее важно распутать клубок неплатежей в расчетах между предприятиями. Для этого необходимо:
- способствовать удешевлению кредита и восстановлению оборотных средств предприятий за счет банковских ресурсов;
- приступить к продаже долгов предприятий;
- активизировать процедуру банкротства безнадежных должников;
- разработать схему реструктуризации долгов предприятий друг другу;
- запустить механизмы, обеспечивающие выгодность использования в расчетах "живых денег".
Особая роль в преодолении неплатежей принадлежит крупным производственным системам - РАО "ЕЭС России", "Газпрому", МПС. С одной стороны, зачастую необоснованно повышая тарифы, они способствовали раскручиванию спирали неплатежей. С другой стороны, от неплатежей сами же больше всех и пострадали. Именно этот треугольник естественных монополий оказался "крайним". Именно сюда предприятия переместили основную массу неплатежей.
В прошлом году Правительство на основе Послания Президента начало выстраивать систему государственного регулирования естественных монополий. Эту линию надо продолжить.
Государство не собирается "бороться" с естественными монополиями или "уничтожать" их, но будет усиливать контроль за их деятельностью. Будет последовательно стремиться к повышению их эффективности, к выделению из их состава тех сфер, где возможно и целесообразно развитие конкурентной среды.
Не стоит, однако, забывать, что именно естественные монополии в течение последних пяти лет кредитовали своей продукцией всю экономику. Эти несущие конструкции нашей экономики нуждаются в плановом ремонте и укреплении. А значит, их нельзя оставлять без инвестиционных ресурсов.
Необходимо неуклонно увеличивать долю "живых денег" в платежах, получаемых РАО "ЕЭС России", "Газпромом", МПС. Но этого мало.
Как показал опыт, экономических стимулов к сбережению ресурсов пока недостаточно: цены на них существенно выросли, но вместо экономии ресурсов получили неплатежи. Понадобятся административные меры прежде всего в отношении бюджетных организаций.
Все эти меры следует объединить в рамках Национальной программы ресурсосбережения. В 1998 году ее надо разработать и приступить к реализации.
Ключи от проблемы неплатежей - бюджет и естественные монополии. Если будем активно продвигаться по этим магистральным направлениям, получим ощутимые результаты уже в текущем году.
Другое серьезное препятствие на пути экономического роста - несовершенная налоговая система. Слишком велико налоговое бремя, слишком высока нестабильность, слишком много подзаконных актов, часто противоречащих друг другу и произвольно трактующих налоговые законы, слишком слабо урегулированы отношения налогоплательщиков и налоговых органов. Налоговая система не стимулирует, а скорее отпугивает потенциальных инвесторов.
Нельзя сказать, что прошедший год оказался потерянным для налоговой системы страны. Заработали новые механизмы реструктуризации задолженности по платежам в бюджеты, дали определенный результат меры Правительства в отношении злостных неплательщиков. Внесены полезные изменения в налоговые законы.
Но главного сделать не удалось: Налоговый кодекс не принят. Правительство должно сделать выводы из случившегося, гораздо активнее работать с Федеральным Собранием, руководителями регионов, общественностью.
В этом году Налоговый кодекс необходимо принять. Дальше откладывать нельзя. Без Налогового кодекса нет настоящей налоговой реформы. Без налоговой реформы не будет эффективного экономического роста.
Налоговая система должна быть существенно упрощена, что облегчит жизнь налогоплательщиков и улучшит контроль со стороны налоговых органов.
Предстоит значительно уменьшить количество налогов. Из нынешнего перечня останутся только те, по которым налоговые органы в состоянии обеспечить высокую собираемость. Решению этой задачи поможет избавление налоговой системы от необоснованных льгот.
Предварительно необходимо тщательно проанализировать причины слабой собираемости тех или иных налогов, способы ухода от налогообложения, разработать меры противодействия со стороны государства. Правительство должно представить Президенту доклад по этому вопросу до 1 мая 1998 года.
Надо четко регламентировать отношения налогоплательщиков и налоговых органов, что означает издание ведомственных актов не в дополнение, а во исполнение законов. Необходимо закрепить механизмы надежной защиты прав граждан и предприятий, равно как и установить ответственность за полную и своевременную уплату налогов.
Налогоплательщик должен хорошо знать, сколько он должен заплатить в казну в отчетном периоде, и быть уверенным в том, что лишнего с него никто не потребует. Но он также должен знать, что при действующей системе контроля ему не удастся избежать уплаты того, что с него причитается.
Стратегическое направление реформы - снижение налогового бремени. Твердо заявляю: в 1999 году, первом году действия Налогового кодекса, ни для одного из хозяйствующих субъектов налоговое бремя не будет увеличено. С 2000 года мы начнем поэтапное снижение налогов.
1998 год тоже упускать не следует. Одновременно с работой над Налоговым кодексом надо внести изменения в нынешние законы о налогах и таможенных платежах, которые, не вызывая потерь для бюджета, способствовали бы инвестиционной активности предприятий.
Тормозит эффективный экономический рост разрыв между российским фондовым рынком и реальным производством. Фондовый рынок, ориентируясь на краткосрочные спекулятивные операции, пока мало помогает инвестициям в реальный сектор.
Не способствует росту и низкий уровень защиты инвесторов и акционеров. Порой они не имеют возможности проводить нужную политику на предприятии, а потому отказываются от вложения денег или занимаются исключительно краткосрочными фондовыми операциями.
1997 год можно назвать годом становления российского фондового рынка. Следующие два года должны стать периодами его эффективного развития.
Сдерживает рост экономики также несбалансированная финансовая инфраструктура. Здесь доминируют банки, располагающие в основном "короткими" деньгами. А для инвестиций нужны другие деньги - "длинные".
Мы должны содействовать созданию нормальной конкурентной среды, сделать все, чтобы развивались страховые компании, государственные и негосударственные пенсионные фонды, другие элементы финансовой инфраструктуры. Именно они, потеснив банки, превратят эту инфраструктуру в полноценную, эффективно способствующую экономическому росту.
Следует изменить налоговые и другие законы с целью привлечения дополнительных средств граждан в страхование и пенсионные фонды, направить эти резервы на инвестиции.
Но это перспективная задача. Сегодня же мы можем рассчитывать в основном на инвестиционную активность банков, прежде всего крупных, купивших в ходе приватизации важнейшие промышленные объекты. Ради этого государство способствовало концентрации финансовых и производственных ресурсов. Теперь общество вправе рассчитывать на отдачу.
Порой, однако, бывает, что банк, купив предприятие, не столько вкладывает в него средства для развития производства, сколько "высасывает" из предприятия все деньги, которыми оно обладало, а потом тратит их на покупку нового предприятия. В итоге банк оправдывает вложенные средства, а предприятие остается без денег, без инвестиций, без перспектив.
Правительству следует провести ревизию выполнения инвестиционных обязательств банками - покупателями предприятий.
Если эти обязательства не выполняются, то органы власти должны возбуждать иски и через суд возвращать предприятия государству для последующей продажи.
Наконец, серьезный барьер на пути экономического роста - недостаток квалифицированных кадров, готовых работать в новых экономических условиях. Государство будет продолжать работу по подготовке управленческих кадров для современной экономики.
Российские регионы всегда развивались неравномерно. Однако в последние годы такая неравномерность стала нарастать.
Сказывается разная способность региональных властей понять и принять перемены. Различно и отношение в регионах к частным собственникам, особенно мелким и средним. По-разному трактуется понятие "регулирование экономики".
Нередко в регионах нарушаются принципы добросовестной конкуренции: чинятся препятствия появлению новых центров экономического влияния, например "посторонних" банков в угоду банкам "карманным".
Очень многое сегодня зависит от уровня личных контактов регионального руководства с федеральными органами. А это основа ненадежная, поскольку ставит решение государственных проблем в зависимость от сиюминутных, субъективных факторов.
Органы исполнительной власти некоторых регионов участвуют в реализации федеральных программ на своих территориях только в тех случаях и в той мере, в какой считают для себя удобным.
Одним из действенных рычагов продвижения реформ во все без исключения регионы должна стать дифференцированная экономическая политика. Ее смысл - различный объем федерального присутствия в зависимости от того, улучшается ли в том или ином субъекте Российской Федерации социально - экономическое положение. Для обеспечения такой политики необходим постоянный социально - экономический мониторинг.
Разумеется, финансовый контроль необходим во всех субъектах Российской Федерации. Но если экономическое и социальное положение региона ухудшается, для федеральной власти это должно быть сигналом включения более жестких форм контроля, особенно за тем, на что и в каком объеме расходуются в регионах федеральные средства.
Процесс выплаты долгов по заработной плате бюджетникам показал, что далеко не все руководители регионов умеют мобилизовать собственные возможности. Борьба с задолженностью бюджетникам позволила на практике убедиться, в каких регионах руководители справляются со своими обязанностями, держат ситуацию под контролем, а в каких им это не под силу. Стало ясно, что предельно остро стоит проблема укрепления принципа федерализма в бюджетных отношениях.
Как показывает жизнь, нынешняя система межбюджетных отношений явно не соответствует задачам сегодняшнего дня. Она складывалась во многом стихийно в период наиболее трудного этапа в жизни России. Результатом этого стали:
- резкая дифференциация регионов по уровню бюджетной обеспеченности;
- отсутствие реальных стимулов повышения собираемости налоговых платежей, особенно поступающих в федеральный бюджет;
- неэффективное расходование средств региональных бюджетов, в том числе получаемых в качестве трансфертов из федерального бюджета.
В 1998 году систему межбюджетных отношений надо существенно обновить, что предполагает ряд мер.
Совершенствование нормативного принципа планирования сумм трансфертов, передаваемых из федерального бюджета в региональные. Обновленная система нормативов должна учитывать прежде всего социальную обеспеченность населения с учетом специфических условий региона. Эту систему нужно положить в основу разработки проекта федерального бюджета на 1999 год.
Увеличение доли связанных трансфертов, т.е. трансфертов, направляемых на конкретные цели, согласованные между федеральным центром и регионами. Связанные трансферты будут предоставляться на основе договоров, заключаемых между Правительством России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и предусматривающих жесткий контроль за целевым использованием средств.
Установление зависимости величины нецелевых трансфертов и ассигнований от следующих параметров:
- открытость бюджетного процесса в регионе для контроля со стороны федеральных органов власти;
- эффективность использования средств регионального и местных бюджетов, включая средства, передаваемые из федерального бюджета;
- принимаемые в регионе усилия по мобилизации доходов в бюджет, включая федеральный;
- степень участия региональных органов власти в реализации федеральных программ на своей территории;
- соблюдение федерального законодательства. Отмечу еще один важный момент, который существенно влияет на наполняемость региональных бюджетов, а значит, способствует экономическому росту. Речь идет о системе зачисления налогов, которые платят общероссийские компании. Необходимо установить такую систему, при которой налоги уплачиваются преимущественно по месту основной производственной деятельности, а не там, где зарегистрированы головные управленческие структуры этих компаний.