1. Успехи и просчеты 1997 года

1. Успехи и просчеты 1997 года

1.1. Новое в развитии России

В жизни нашей страны появились принципиально новые, позитивные тенденции. Об этом свидетельствуют объективные статистические показатели.

Уже с октября 1996 года прекратилось снижение валового внутреннего продукта (ВВП), а в прошлом году началось его увеличение.

Впервые за последние годы начался рост промышленного производства - почти на 2 процента. Из пятнадцати главных секторов промышленности производство выросло в девяти.

Расширяется география промышленного роста. В декабре 1996 года он был зафиксирован лишь в четырех регионах, сейчас - в каждом втором. Выявились лидеры, где рост промышленного производства составляет более десяти процентов.

Это, правда, средние цифры. И потому они не должны успокаивать. Ведь рост в той или иной отрасли, в том или ином регионе обеспечивает пока слишком малое число предприятий. Остальные продолжают оставаться в кризисном положении. Не может удовлетворять общая статистика, если положительные показатели достигаются благодаря немногим.

Экономика России стала принципиально иной. Мало сказать, что она стала рыночной. Если раньше экономический рост был во многом средством удовлетворения честолюбивых замыслов вождей, то теперь развитие экономики направлено на нормальные человеческие потребности самих россиян.

Зримое достижение состоит в том, что Россия покончила с многолетней зерновой зависимостью. Ее справедливо считали позором нашей страны, располагающей крупнейшими в мире черноземами. Не громкие продовольственные программы, а рынок сделал то, чего так долго и безрезультатно добивалась власть при командной экономике. Более того, страна становится экспортером зерна, возрождая почетное звание "хлебной державы".

Меняется повседневная жизнь людей. Второй год растут реальные доходы. Статистика постоянно фиксирует практически полную насыщенность товарного рынка, причем во всех частях России, а не только в Москве.

Россияне обзаводятся собственным жильем - строят дома, приватизируют квартиры (в городах 40 процентов семей - собственники жилья). Доля индивидуального строительства при вводе нового жилья за пять лет выросла с 11 до 40 процентов.

Позитивные процессы характеризуют и демографическую ситуацию. Растет средняя продолжительность жизни. Сокращается общая смертность. Уровень младенческой смертности - едва ли не самый низкий в истории страны. Число браков после долгого периода сокращения начало расти, а это свидетельствует о предстоящем росте рождаемости.

Происшедшие изменения сказываются и на психологическом состоянии граждан. Различные социологические исследования в 1997 году показали, что впервые за последние годы увеличилось число россиян, полагающих, что их положение либо улучшилось, либо не ухудшилось.

1.2. Либерализация и финансовая стабилизация.
Что дальше?

Как известно, реформы у нас начались с либерализации экономики. Были отпущены цены, проведена широкомасштабная приватизация, либерализована внутренняя и внешняя торговля. Появились развитый негосударственный сектор, современная банковская система, рынки товаров, услуг, капитала.

Либерализация экономики еще не окончена. Предстоит обеспечить надежную защиту экономических прав граждан, немало потрудиться над законодательной базой, повысить эффективность приватизации, создать условия для формирования полноценных рынков земли и недвижимости, устранить перекосы в системе государственного регулирования: пока на одних направлениях роль государства неоправданно ослаблена, на других - избыточна. Но все это мероприятия завершающего характера.

Главный, исторический результат достигнут - в России построена рыночная экономика. И другой она уже не будет.

Первые годы либеральных реформ были отмечены тяжелыми экономическими потрясениями, особенно финансовой системы. Мы пережили сильный спад производства, гиперинфляцию, дестабилизацию валютного рынка.

Резкое обострение финансовых проблем потребовало адекватного ответа со стороны государства. Мы взяли курс на финансовую стабилизацию. И достигли на этом пути ощутимых положительных результатов.

Удалось победить инфляцию. По этому показателю Россия приближается к уровню развитых стран мира. Устойчив валютный курс, накоплены достаточные золотовалютные резервы. Сделаны важные шаги по упорядочению бюджетного процесса.

Россия пострадала от мирового финансового кризиса гораздо меньше, чем многие другие страны. Это лишь подтверждает тот факт, что финансовая и денежная системы страны уже достаточно окрепли для того, чтобы не только справляться с внутренними проблемами, но и держать удары извне.

Безусловно, до тех пор, пока не переломим к лучшему ситуацию со сбором налогов, пока не сделаем бюджет исполнимым, нельзя говорить о том, что финансовая стабилизация в России окончательно состоялась. Добавлю, что мы еще не вышли на запланированные низкие уровни процентных ставок. Более того, в январе пришлось повысить ставку рефинансирования. Вновь поднялся уровень доходности на рынке государственных ценных бумаг.

Несмотря на сложное начало года, можно утверждать: резервы политики финансовой стабилизации еще есть. Но их осталось немного. Основные результаты уже получены.

Либерализация экономики и финансовая стабилизация были важнейшими задачами, стоявшими перед разными составами российского Правительства. Это была тяжелая, неблагодарная, но необходимая работа. И те, кто ее проводил, несмотря на все свои ошибки, безусловно, заслуживают признательности.

Либерализация экономики и финансовая стабилизация - рубежи, отвоеванные нами ценой громадных усилий. С этих рубежей мы никогда не отступим: российское государство будет и впредь защищать собственность, обеспечивать экономические свободы и рыночную конкуренцию, удерживать низкую инфляцию и твердый курс рубля.

Но пора уже вплотную заняться тем, что ждет нас впереди. Мы застряли на середине моста: инфляционное прошлое действительно осталось позади, а вот к инвестиционному будущему приблизиться не удается.

Нужна новая политика - политика экономического роста.

В прошедшем году началось решение ряда проблем, поставленных в Послании 1997 года.

Нам удалось приблизиться к осуществлению главного принципа бюджетной политики: "Обещать выполнимое, обещанное выполнять".

Из года в год снижается первичный дефицит федерального бюджета. В 1999 году он должен быть равен нулю. Это значит, что страна будет жить по средствам, не накапливая новые долги. Есть программа сокращения бюджетного дефицита в целом. Мы выходим на перспективное бюджетное планирование.

В прошлом году потратили много сил для того, чтобы сократить задолженность бюджета перед населением.

Удалось полностью погасить долги перед пенсионерами. Этот рубеж должен быть удержан во что бы то ни стало - независимо от экономической ситуации и состояния бюджета.

Практически рассчитались по зарплате с бюджетниками в регионах. Предупреждаю Правительство и руководителей регионов - появление новой задолженности недопустимо.

Погашена задолженность перед военными по денежному довольствию. Но, надо признать, долги перед армией и ВПК еще есть, и немалые. Речь идет о социальных выплатах военнослужащим, зарплате гражданского персонала, финансировании оборонного заказа. Эти задачи надо решить в течение 1998 года. И решим, если увеличим темпы военной реформы, проведем радикальные изменения всей системы финансирования армии.

Сделаны последовательные шаги к тому, чтобы исполнение бюджета шло исключительно через систему органов федерального казначейства. Заканчивается перевод бюджетных счетов из коммерческих банков в Центральный банк.

Отменена практика выдачи правительственных гарантий по коммерческим кредитам бюджетным организациям. Полностью прекращены любые зачеты с федеральным бюджетом. Возврата к этому не будет. Эти решения не только сэкономят бюджетные ресурсы, но и отобьют охоту зарабатывать на бюджетных трудностях.

В 1998 году полностью откажемся от практики предоставления правительственных гарантий по внешним заимствованиям российских предприятий без проведения конкурса на право их получения.

Необходимо, однако, подчеркнуть: решения приняты трудные и ответственные. Те расходы, которые раньше покрывались гарантиями и зачетами, теперь придется финансировать, как говорят, "живыми деньгами". А их еще надо собрать. Уровень работы всех, кто отвечает за доходы бюджета, должен быть качественно иным.

В прошлом году приступили к организации закупок для государственных нужд на конкурсной основе. В этом году переход на конкурсную систему надо завершить и тем самым укрепить бюджет. Прошу Федеральное Собрание поддержать эту важную работу.

То же самое относится и к пакету социальных законов, Государственной Думе следовало бы вернуться к рассмотрению этого вопроса. Ведь всем уже ясно: чтобы социальная политика была сильной и действенной, помогать нужно лишь тем, кто действительно нуждается в помощи. Политики, желающие обеспечить льготами всех, на деле лишают необходимой поддержки социально слабые категории граждан.

Прошедший год отмечен началом реформы жилищно - коммунального хозяйства. Главное сейчас - найти баланс между инициативой, самостоятельностью субъектов Российской Федерации, с одной стороны, и едиными для всей страны рамками концепции этой реформы - с другой.

Двинулась вперед реформа естественных монополий. Уже первые шаги этой реформы ознаменовались хоть и небольшим, но заметным снижением тарифов на электрическую энергию и цен на природный газ для промышленности, снижением тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом.

Мы должны не только установить строгий контроль за ценами и тарифами естественных монополистов, но и так отстроить систему государственного регулирования, чтобы они сами были кровно заинтересованы в снижении издержек, сокращении неэффективных расходов.

В стране сформирован фондовый рынок, встроенный в мировую систему.

Мы перешли к таким формам приватизации, которые обеспечили продаваемым пакетам акций реальные, рыночные цены и, следовательно, немалые доходы бюджета.

Это плюсы 1997 года. Но и минусов было более чем достаточно.

Хотя приняты неплохие решения, бюджетный кризис все еще не ослабевает. Собираемость налогов остается неудовлетворительной, несмотря на определенное улучшение в последние месяцы.

Мы на несколько лет опоздали с реформированием бюджетной сферы. Теперь приходится форсированными темпами наверстывать упущенное.

Всем надо усвоить урок: вялость в реформах оборачивается ущербом. Потерянное время имеет свою цену.

Из-за недобора налогов приходилось покрывать текущие расходы за счет ускоренной продажи государственной собственности, тратить полученные деньги не на развитие, а на латание бюджетных прорех.

Если работа с налоговыми доходами была поставлена плохо, то к работе с расходами бюджета приступили только в конце 1997 года.

Продолжается бездумное расточительство бюджетных средств. Укоренилась порочная практика расходования средств за пределами бюджетных ассигнований, наращивания кредиторской задолженности. Бюджетополучателей давно не проверяли, и, вполне возможно, среди них немало тех, кто просто не вправе претендовать на получение денег от государства.

Только после выхода Указа в конце прошлого года дело сдвинулось с мертвой точки. Буду поддерживать все разумные шаги Правительства по экономии бюджетных расходов.

Порядка в государственных финансах все еще нет.

Мы по праву гордимся значительным снижением уровня инфляции. К основным достижениям относили и снижение процентных ставок, а также доходности на рынке государственных ценных бумаг. Именно с этим связывались надежды на перемещение финансовых ресурсов в сферу производства.

В течение длительного времени проценты и доходность действительно снижались. В последние месяцы, однако, происходило противоположное. Хотя ситуация остается непростой, мы сумели избежать девальвации рубля, справились с кризисом самостоятельно, не прибегая, как другие, к многомиллиардным заимствованиям из-за рубежа. Наш финансовый рынок устоял. А это значит, что мы на правильном пути.

Кризиса без ущерба не бывает. Российская экономика понесла потери. Возрастает стоимость обслуживания государственного долга. Это увеличивает нагрузку на бюджет 1998 года, будет негативно сказываться на выполнении бюджетных обязательств. Проценты и доходность поднялись настолько, что мы откатились к показателям начала 1997 года. На окончательное преодоление последствий финансового кризиса уйдет несколько месяцев.

Есть и другая причина случившегося - плачевное состояние российского бюджета, просчеты в финансовой политике. А вот здесь пенять можно только на себя.

И тем не менее обретен полезный опыт, позволяющий сделать важные выводы.

Во-первых, недопустимо строить политику на финансовых рынках в расчете только на спекулятивные иностранные инвестиции. Они в состоянии "разогреть" рынки, но совершенно непригодны для решения задач устойчивого экономического роста.

В 1998 году мы должны так выстроить систему регулирования, чтобы подтянуть на финансовые рынки отечественных инвесторов, в максимальной степени мобилизовать все имеющиеся в стране внутренние источники роста.

В то же время надо сделать все возможное для привлечения иностранных производственных инвестиций. Ведь здания и оборудование не могут сняться с места и исчезнуть под влиянием капризной конъюнктуры мирового финансового рынка.

Во-вторых, хотя наша система защиты от неблагоприятных ситуаций, складывающихся на мировых финансовых рынках, выдержала первые удары, она еще не отстроена должным образом. В 1998 году необходимо это сделать.

Много надежд возлагалось на подготовленный Правительством проект Налогового кодекса. Реальность, однако, такова, что работу над ним пришлось фактически начинать заново.

Уже говорилось о начале жилищно - коммунальной реформы. Концепция утверждена, прошел почти год. Есть первые конкретные результаты: на 12,5 триллиона рублей снижены бюджетные расходы на дотации жилищно - коммунальному хозяйству. После проверок, выявивших огромное завышение себестоимости коммунальных услуг, затраты на них в ряде регионов были заметно снижены.

Однако так дело обстоит не везде. Есть регионы, где "реформа" свелась лишь к повышению платы за коммунальные услуги, где бездействуют службы жилищных субсидий, не налажена разъяснительная работа. Если дальше так действовать (а вернее, бездействовать) - погубим дело.

До сих пор не имеем отчетливой промышленной и инвестиционной политики. Много было сказано о реформе предприятий. Но самой реформы нет.

Во всех посланиях Президента Федеральному Собранию ставилась задача сокращения взаимных неплатежей предприятий. Разрабатывались объемные планы ее реализации. Результат получился противоположным этим планам. Неплатежи предприятий продолжают расти, по темпам опережая инфляцию. За год не выдвинуто никаких инициатив, не принято ни одного масштабного решения.

По-прежнему неудовлетворителен уровень инвестиционной активности. За прошлый год инвестиции снизились на 5 процентов. Из 52 важнейших пусковых объектов, предусмотренных федеральной инвестиционной программой, введены в действие лишь 11.

Медленно продвигается реформирование социальной сферы. Лишь в конце прошлого года утверждены концепция реформы здравоохранения и программа пенсионной реформы, а в начале этого года - концепция реформирования российской науки. Конечно, социальные реформы рассчитаны на длительный период. Но потратить целый год только на разработку и утверждение концепций - слишком расточительно.

Пока нет положительных результатов реформ, происходит стихийное замещение бесплатных услуг платными. Система образования все жестче делится на образование для богатых и для всех остальных. Это грозит снижением общего уровня как средней, так и высшей школы, что может пагубно отразиться на интеллектуальном потенциале страны.

Схожая ситуация и в здравоохранении. Происходит быстрая дифференциация медицинских услуг в зависимости от материального достатка пациентов на фоне деградации значительной части медицинских учреждений.

Многие проблемы носят хронический характер. Старый груз тянет нас назад, тормозит начало устойчивого роста. 1997 год можно оценить с небольшим плюсом, но он явно не оправдал всех надежд, которые мы на него возлагали.

1.3. Положение дел в системе власти

Подъем в России невозможно обеспечить без эффективной власти, работающей на принципах служения обществу, а не самой себе.

Подчеркну, речь идет обо всех институтах государственной и муниципальной власти. Ответственность перед обществом лежит не только на Президенте и Правительстве, но и на депутатах, судьях, руководителях органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Никто из нас не имеет права ни на минуту забывать основной конституционный принцип: в России единственным источником власти является народ, который осуществляет ее как непосредственно, так и через органы государственной власти, органы местного самоуправления. Значит, народ вправе спрашивать с власти в целом за качество ее действий, за ее эффективность. Вот почему сотрудничество властных институтов является важнейшей задачей.

1997 год стал поворотным в установлении новых для нас консолидирующих политических традиций. Прежде всего это проявилось в новых формах политического согласования позиций по принципиальным вопросам развития страны. Среди них - консультации главы государства с лидерами депутатских фракций и групп, совещания Президента с руководителями законодательной и исполнительной ветвей власти ("совет четырех"), Круглый стол для обсуждения наиболее острых проблем и другие.

Ошибаются те, кто считает, что такие формы подменяют конституционные органы власти. Речь идет лишь об организационных способах достижения политических компромиссов. Более того, это освоение потенциала самой Конституции, реализация конституционной обязанности главы государства обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Задача состоит в том, чтобы развивать и разнообразить формы диалога прежде всего между законодательной и исполнительной ветвями власти. Такой диалог должен идти постоянно и на разных уровнях, причем акцент должен делаться на законодательном обеспечении стратегии подъема.

Включение земли в экономический оборот, государственная регистрация юридических лиц, правовая защита инвестиций, усиление ответственности субъектов рынка, посильные для бюджета социальные обязательства государства - эти и многие другие вопросы давно требуют полноценного законодательного регулирования.

Однако кардинальных изменений в законодательной сфере еще не произошло.

Вновь приходится констатировать, что велико - в основном из-за невысокого юридического качества - число отклоняемых Президентом России законов. Из 277 законов, переданных в 1997 году на подпись главе государства, 86 было отклонено. 11 законов возвращены без рассмотрения из-за нарушений конституционной процедуры их принятия. Причем четыре закона возвращались дважды.

Существенно то, что по мотивам низкого качества отклоняется немало законов, потребность в которых общество ощущает очень остро. Но принцип - пусть лучше некачественный закон, чем его отсутствие - для нас неприемлем. Правовой порядок крепнет не числом законов, а их качеством.

Огромный резерв повышения уровня законодательной работы заложен в законе о порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов. Но он так и не был принят в прошлом году.

В сфере законотворчества крупные задачи возлагались и на Правительство Российской Федерации. Однако, хотя его работа оживилась, прорыва здесь не произошло.

По-прежнему правительственные законопроекты не являются доминирующими в деятельности Федерального Собрания, о чем говорилось в прошлогоднем Послании. В 1997 году из 687 законопроектов, внесенных в Государственную Думу субъектами законодательной инициативы, Правительством было внесено только 127 (без учета проектов законов о ратификации международных договоров и соглашений). К тому же не все из них отвечают требованиям юридического качества.

Мало что сделано и для установления жесткой дисциплины ведомственного нормотворчества. Так и не проведена ревизия массива ведомственных нормативных актов, по-прежнему далеко не все из них проходят обязательную регистрацию в Министерстве юстиции.

Если в условиях разделения властей можно понять разногласия между ветвями власти, то нет оправдания разноголосице в такой единой системе, как исполнительная власть. Нельзя признать нормальным, когда по одной и той же проблеме высокими должностными лицами публично высказываются мнения не просто с разных, но подчас с противоположных позиций. Это - крайне опасное для государственности явление, с которым буду продолжать бороться весьма жестко, вплоть до освобождения от должностей.

В минувшем году не все из намеченного было реализовано в сфере государственной службы и кадровой политики. В частности, остались без изменений принципы финансирования государственного аппарата, не разработаны четкие основания и процедуры привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности госслужащих и т.д.

В то же время нужно отметить, что Правительство и Администрация Президента активно вместе работают над проектом Кодекса государственной службы. Став законом, этот документ позволит по-новому построить взаимоотношения государственного аппарата с гражданами, стимулировать добросовестную работу чиновника.

Несмотря на предпринимавшиеся меры, острой остается проблема коррупции в государственном аппарате. Тому есть ряд причин.

Коррупция - не только криминальная проблема. Она порождается прежде всего сохранившимися возможностями командовать экономикой, вялостью контроля, сбоями в работе правовой системы. Ей способствуют низкое гражданское самосознание, стереотипы двойной морали: люди охотно поддерживают публичные обличения в коррупции, но для решения собственных проблем не гнушаются принять "правила игры", навязываемые им коррупционерами.

Вот почему одна только правоохранительная система не справится с задачей борьбы с коррупцией. Для этого нужны последовательная государственная политика, объединенные усилия не только всех органов власти, но и самого общества. Эта политика должна быть оформлена в виде антикоррупционной программы, реализуемой в увязке с реформированием системы управления в целом.

И все-таки уже в минувшем году на этом направлении дело сдвинулось с мертвой точки.

Во-первых, упразднен институт так называемых уполномоченных банков и принято решение о полном переходе на казначейскую систему исполнения федерального бюджета.

Во-вторых, получили широкое распространение конкурсное размещение государственных заказов и конкурсная закупка продукции для государственных нужд.

В-третьих, мы отказались от государственных закупок сырой нефти и ликвидировали систему спецэкспортеров нефти.

В-четвертых, на основе Указа начал действовать имеющий антикоррупционный характер механизм контроля за доходами и крупными расходами должностных лиц. В текущем году этот механизм охватит гораздо большее число государственных служащих. Для создания прочной законодательной базы финансовой "прозрачности" высших должностных лиц мною направлены в Государственную Думу соответствующие законопроекты. Их необходимо принять как можно скорее.

В-пятых, мы стали более серьезно относиться к общественным сигналам о проникновении криминальных элементов во властные структуры. Хотя такому проникновению пока слабо препятствует федеральное и региональное избирательное законодательство, у нас и сегодня есть законодательные возможности для привлечения к уголовной ответственности тех руководителей и депутатов, которые прикрываются своим статусом для преступной деятельности. Эти возможности правоохранительные органы должны использовать, не дожидаясь публикаций в прессе.

В 1997 году был принят ряд государственных решений по усилению системы охраны прав граждан, позитивные последствия которых начнут сказываться в жизни общества уже в текущем году.

Прежде всего имею в виду перелом в отношении к судебной власти. Впервые предусмотрено существенное - почти в полтора раза - увеличение бюджетного финансирования судебной власти. В конце 1997 года был принят Федеральный закон о Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации. Сама судебная власть берет в свои руки контроль за распределением бюджетных средств между судами общей юрисдикции.

Приняты федеральные законы об исполнительном производстве и о судебных приставах. Тем самым в России восстановлен институт, существенно укрепляющий авторитет судебных решений, становящийся преградой на пути криминальной "юстиции". В большинстве регионов уже созданы и начали активно действовать службы судебных приставов. Правительство Российской Федерации должно оказать организационную и финансовую помощь в скорейшем становлении нового правового института.

Важное решение, способствующее соблюдению прав человека, - перевод системы исполнения уголовных наказаний из Министерства внутренних дел в подчинение Министерства юстиции. Необходимо как можно быстрее принять соответствующие поправки в действующее законодательство, завершить процесс переподчинения учреждений исполнения наказаний. И это только один из шагов, направленных на укрепление органов юстиции в целом. В правовом государстве именно Министерство юстиции является ведущим в проведении правовой политики государства.

1.4. Военная реформа

В прошедшем году получила новый импульс военная реформа. Это - одно из принципиальных направлений государственной политики по укреплению властных институтов и качественному изменению их деятельности.

В основном преодолено отношение к этой реформе как к чему-то искусственному, навязываемому сверху. И хотя во взглядах на пути ее проведения еще нет единства, в целом военная реформа осознана обществом как острая и объективная необходимость. Ведь она определит судьбу Вооруженных Сил, других войск, оборонного комплекса России на пороге третьего тысячелетия.

В основе проводившихся и планируемых на 1998 год мер лежат строгие экономические расчеты, увязанные с финансовыми возможностями государства. Главное здесь - курс на качественное совершенствование всех компонентов военной организации государства, поиск наиболее рациональных путей обеспечения обороны и безопасности страны.

Намечены жесткие, но вполне достижимые ориентиры. В 1997 году сделаны конкретные шаги на этом стратегическом направлении.

Первое. Проведено сокращение Вооруженных Сил на 200 тысяч человек. В нынешнем году численность военнослужащих будет сокращена до 1 миллиона 200 тысяч. Это позволит высвободить существенные ресурсы для решения проблемы задержек выплаты денежного довольствия, которая преследовала армию на протяжении последнего времени, для повышения уровня боевой подготовки солдат и офицеров.

Второе. Начались и будут продолжены организационные преобразования, позволяющие более рационально использовать ресурсы, выделяемые на обеспечение обороны и безопасности страны.

В Вооруженных Силах объединены в единый комплекс Ракетные войска стратегического назначения, Военно - космические силы, войска ракетно - космической обороны.

Начато и в 1998 году должно быть завершено объединение Военно - воздушных сил и Войск противовоздушной обороны.

Армия избавляется от несвойственных или ненужных ей сегодня функций и организационных структур. В частности, из Вооруженных Сил выводятся военно - строительные части, сельскохозяйственные и торговые предприятия. Помимо улучшения управляемости, это даст дополнительные средства для решения острых социальных проблем армии.

Третье. Происходит и будет продолжено упорядочение структуры органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность страны.

Одними структурными перестройками, однако, военная реформа не может быть исчерпана. Она немыслима без восстановления понятий, характеризующих армию, - дисциплины и высокого общественного престижа.

Проведение военной реформы будет сопровождаться мерами по усилению охраны социальных прав военнослужащих. Одна из самых острых проблем - жилье. Обеспечение нормальных жилищных и бытовых условий военнослужащим - одно из условий боеспособности армии. С этих позиций и буду подходить к оценке выполнения такой задачи.

Особое внимание обращаю на усиление борьбы с неуставными отношениями в армейской среде, а также злоупотреблениями при высвобождении в ходе реформирования военного имущества.

Структурная перестройка оборонно - промышленного комплекса в прошлом году шла вяло. Этот комплекс по-прежнему огромен и неповоротлив. Его дальнейшее сохранение в нынешнем виде и составе нецелесообразно с различных точек зрения. Это и новые требования к вооружениям, военной технике, производственно - технологической базе, и ограниченность финансовых ресурсов, выделяемых государством на его содержание. Развитие оборонно - промышленного комплекса должно стать частью научно - промышленной политики государства.

Затягивать с реструктуризацией оборонной промышленности больше нельзя.

Для этого в первую очередь требуется урегулировать взаимную задолженность бюджета и предприятий, организаций оборонной промышленности; проинвентаризировать запасы незавершенного производства и не выкупленной госзаказчиками готовой продукции, а затем переоформить эти огромные ресурсы в ценные бумаги или утилизировать; серьезно разобраться с долгами оборонных предприятий федеральному бюджету.

Только расчистив этот "завал", сможем последовательно и методично продолжить решение проблем, накопившихся за многие годы.

Предстоит сформировать обновленный оборонно - промышленный комплекс страны. В него войдут прежде всего крупные интегрированные объединения заводов, НИИ, КБ, которые производят высокотехнологичную и конкурентоспособную продукцию как военного, так и гражданского назначения.

В ближайшие годы мы должны получить компактную, хорошо структурированную оборонную отрасль промышленности, обладающую наукоемкой, высокотехнологичной и диверсифицированной производственной базой.

Реализация такого подхода обеспечит своевременное переоснащение армии и флота необходимым вооружением и техникой, а также станет надежной основой для продвижения продукции российского оборонно - промышленного комплекса на внешние рынки.

1.5. Россия на мировой арене

Наиболее характерная черта внешней политики России в прошедшем году - ее заметная активизация по всем направлениям. Это стало возможным благодаря ясно очерченным параметрам нашей внешнеполитической концепции. Ее суть - твердое отстаивание национальных интересов России, повышение роли нашей страны в мировых делах в интересах укрепления стабильности и сотрудничества в международных отношениях, утверждения модели многополюсного мира.

Яркое свидетельство роста авторитета нашей страны: в 1997 году произошло окончательное оформление "восьмерки" ведущих мировых держав с полноправным членством России.

Вместе с тем внешнеполитические итоги года нельзя оценивать однозначно. Были несомненные успехи, но не все приоритетные задачи удалось реализовать в полной мере.

По-разному складываются наши отношения с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Важным положительным результатом является заключение Договора о Союзе России и Белоруссии. Мы последовательно выступаем за укрепление двусторонних отношений на его основе.

Есть сдвиги и в деятельности интеграционной "четверки" (Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия). Однако на этом фоне стал еще более заметен слабый динамизм в развитии СНГ в целом. Далеко не все принятые решения выполняются. Нарастает груз нерешенных проблем в двусторонних и многосторонних отношениях. Сокращается взаимный товарооборот.

На последних совещаниях руководителей стран СНГ прозвучало немало критических оценок, в том числе в адрес России как председательствующей в Содружестве. Надо признать: часть этой критики является обоснованной. Сказываются медлительность и несогласованность действий российских министерств и ведомств.

Все же нельзя забывать главное: экономическая интеграция на пространстве Содружества - это, по мнению России, закономерный процесс, который объективно выгоден всем его участникам. Мы готовы использовать весь свой потенциал для активизации этого процесса. Но Россия должна ощущать такую же заинтересованность своих партнеров. Мы не призываем других и сами не будем действовать в ущерб собственным национальным интересам. Единственная разумная основа взаимоотношений членов СНГ - равноправие и взаимная выгода.

Особо - об отношениях России и Украины. После многолетних трудных переговоров в мае 1997 года подписаны "большой Договор" и соглашения по Черноморскому флоту. Удалось снять многие раздражители в наших двусторонних связях. Тем не менее движение к поставленной цели - стратегическому партнерству - шло в течение года медленно. После откровенных бесед Президентов России и Украины появилась реальная надежда, что достигнутое взаимопонимание будет переведено на язык практических дел.

Традиционно активным является европейское направление нашей политики. Оно принесло весомую практическую отдачу: Россия стала членом авторитетной группы международных кредиторов - Парижского клуба, заключила важное соглашение с Лондонским клубом. Вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом.

В то же время до сих пор не удалось решить вопрос о признании России страной с рыночной экономикой. В результате отдельные статьи нашего товарного экспорта в страны Евросоюза по-прежнему подвергаются необоснованным ограничениям. Будем и дальше добиваться исправления этого ненормального положения.

С руководителями Великобритании, Германии, Франции, Италии, других европейских государств продолжается интенсивное взаимодействие по важнейшим проблемам двусторонних отношений и международной жизни.

В центре нашего политического диалога находятся вопросы европейской безопасности. Россия последовательно отстаивает свою позицию о системообразующей роли ОБСЕ в становлении новой архитектуры безопасности на континенте.

Ключевой задачей европейской политики в 1998 году считаем разработку Хартии европейской безопасности - кодекса поведения для новой Европы.

Концепция "натоцентризма" и такое ее проявление, как расширение Североатлантического альянса, остаются для России неприемлемыми. Будем твердо, но не сползая к конфронтации, противостоять этим планам. Существенные надежды здесь возлагаем на заключенный в прошлом году Основополагающий Акт Россия - НАТО, а также на Совместный постоянный совет Россия - НАТО, который призван стать важным инструментом взаимодействия, в том числе по такому ключевому для нас вопросу, как трансформация Североатлантического альянса.

По-прежнему актуальной остается задача адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе к новым политическим реальностям.

Серьезную озабоченность вызывают участившиеся заявления отдельных западных и балтийских политиков о "неизбежности" членства в НАТО стран Балтии. Наша позиция на этот счет предельно ясна: такое развитие событий будет воспринято в России как угроза национальной безопасности и повлечет за собой пересмотр всего комплекса отношений с НАТО.

Россия предлагает странам Балтии отказаться от поиска мнимых угроз и сосредоточиться на строительстве подлинного добрососедства и взаимовыгодного партнерства. На это были направлены известные российские инициативы по развитию регионального сотрудничества и укреплению мер доверия. Причем мы готовы работать на многостороннем уровне, с участием всех заинтересованных государств.

Важным элементом нашей балтийской политики остается забота о реализации законных прав соотечественников за рубежом. Несмотря на усилия России и ряда европейских институтов, эта проблема в наших отношениях с Эстонией и Латвией до сих пор не урегулирована.

Хотели бы активно задействовать получившие новое дыхание добрососедские, уважительные отношения с Финляндией и Швецией.

По-прежнему недостаточное внимание Россия уделяет развитию взаимовыгодного сотрудничества, укреплению доверия со странами Центральной и Юго - Восточной Европы. Мы будем активизировать это направление внешней политики.

В отношениях России с США сохранялась позитивная динамика. Целенаправленно работает Комиссия Черномырдин - Гор. В целом успешно развивается торгово - экономическое сотрудничество. Большое значение для сохранения стратегической стабильности имеет пакет договоренностей о разграничении стратегических и нестратегических систем ПРО. Это позволило перейти к предметному обсуждению основных параметров Договора СНВ-3.

Подлинным прорывом на азиатском направлении нашей политики стал прием России в члены организации Азиатско - тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Это пример практической реализации тезиса об уникальной роли России как евроазиатской державы.

Российско - китайские связи уверенно развиваются в русле стратегического, доверительного партнерства, направленного в XXI век. Важным шагом на этом направлении явилось урегулирование принципиальных вопросов, касающихся демаркации российско - китайской государственной границы.

Масштабное торгово - экономическое сотрудничество должно стать прочной основой наших отношений с Японией. На это нацелен "план Ельцина - Хасимото".

Традиционно сохраняются наши дружественные связи и экономическое взаимодействие с Индией.

Внешнеполитические инициативы и шаги России, как и подобает великой державе, охватывают все значимые международные проблемы, а географически - практически весь мир. Сегодня всем ясно: без России невозможно продуктивно решать острые международные вопросы - будь то боснийская проблема, арабо - израильское урегулирование или ситуация на Среднем Востоке.

Растущий динамизм и глобальность внешней политики России требуют нового уровня слаженности всех ветвей власти. Позитивным примером можно назвать ратификацию Государственной Думой Конвенции о запрещении химического оружия. Насущная задача - ратификация Договора СНВ-2. Необходимо ускорить процесс присоединения нашей страны к основным конвенциям Совета Европы. Актуальным является принятие Федерального закона "О полномочиях Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах международных и внешнеэкономических связей и о порядке их координации".

Национальные интересы России за прошедший год не изменились. Изменилась динамика работы по их обеспечению, повысилась практическая отдача. Главной становится задача обеспечения благоприятных внешних условий для экономического роста и перехода к подъему страны.