5. Развитие инноваций в индустрии детских товаров в России и за рубежом

5. Развитие инноваций в индустрии детских товаров в России
и за рубежом

Одной из основных составляющих индустрии детских товаров является поиск незанятых рыночных ниш и разработка концепции новых продуктов, ориентированных на изменяющиеся запросы потребителей. Политика мировых лидеров в производстве товаров для материнства и детства последние 5 лет ориентирована на поиск и разработку новых материалов и образов. С одной стороны, это связано с ужесточением требований технического регулирования в сфере охраны здоровья детей, с другой - с изменением потребительского поведения пользователей продукции для детей и материнства. Большое значение приобретают корпоративные центры промышленного дизайна, в которые на проектной основе привлекаются дизайнеры, инженеры и ученые.

Российские компании также идут по пути создания собственных центров промышленного дизайна.

Доля присутствия на российском рынке собственных торговых марок растет (в 2012 году составила около 30 процентов).

Анализ мировых тенденций развития индустрии детских товаров показал, что на сегодняшний день существуют некоторые тенденции в потреблении детской продукции, которые необходимо учитывать при разработке и выводе на рынок новых разработок.

Приоритетными технологическими тенденциями являются:

активное внедрение новых технологий в производство товаров для детей;

развитие технологий, позволяющих поддерживать и развивать физическое состояние ребенка, в том числе развитие технологий реабилитации детей;

разработка новых материалов производства, в том числе композитных и наноматериалов;

интеграция технологий в виртуальную среду;

развитие форматов для совместной активности детей и родителей;

активный рост интернет-торговли детскими товарами.

Важным направлением развития мировой индустрии детских товаров является активное использование детских товаров и услуг при реализации масштабных государственных программ в социально значимых сферах.

Очевидно, существующие традиции формируют новые ниши и новые возможности развития российских предприятий, которые позволят занять устойчивые позиции на глобальном рынке детских товаров.

Определение приоритетных направлений развития индустрии детских товаров для их поддержки на государственном уровне и ускорение коммерциализации результатов научно-технической деятельности являются основными факторами, влияющими на формирование условий для вывода на рынок инновационной продукции.

Однако до сих пор большинство предприятий не в состоянии самостоятельно в полной мере проводить крайне необходимую модернизацию производства и предлагать на рынок перспективные разработки.

Основной проблемой является неумение эффективно использовать инструменты управления бизнесом:

привлекать финансовые источники;

осуществлять технологическое обновление;

организовать охрану интеллектуальной собственности и др.

Российские компании не проявляют интереса к российскому научно-инженерному потенциалу, предпочитая импорт технологий как более быстрый способ модернизации производства. В результате деятельность отечественных научных и проектно-конструкторских организаций не оказывает существенного влияния на состояние индустрии. Разрыв между объективными потребностями промышленных предприятий в современных научно-исследовательских разработках и предложениями научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций продолжает увеличиваться.

Ситуация усугубляется неразвитостью инновационной инфраструктуры рынка технологий, связанной с оказанием посреднических, информационных, юридических, банковских и других услуг, а также нерешенностью проблем правового и организационного порядка в вопросах охраны и передачи объектов интеллектуальной собственности и сертификации инновационной продукции.

Одной из острейших проблем российских компаний является воспроизводство инноваций от идеи до вывода на рынок, в том числе в обеспечении системных мероприятий, мотивирующих инновационную деятельность. Это связано с неспособностью большинства российских производителей позиционировать себя и привлекать необходимые ресурсы, а также с неумением использовать современные технологии продвижения своих предложений. Сказывается отсутствие инфраструктуры по разработке, внедрению и продвижению новых производств, а также новых моделей детских товаров, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.

Необходимо стимулировать переход индустрии детских товаров на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ и наращивание объемов качественной продукции нового поколения. Эти меры должны способствовать получению синергетического эффекта (от масштабного производства экономически выгодных и экологически безопасных для здоровья детей товаров, импортозамещения, повышения экспортного потенциала страны до обеспечения нового качества жизни детей). Необходимо в кратчайшие сроки создать научно-технологическую основу для проведения исследований и разработок в индустрии детских товаров.

Для повышения инновационной активности российских предприятий индустрии детских товаров необходимо создать центры (программы) промышленного дизайна, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Эти центры могут быть созданы при крупных разработчиках детских товаров и в рамках технологической платформы и кластера в индустрии детства.

Для стимулирования вывода на рынок инновационной продукции российских производителей (разработчиков) индустрии детских товаров и услуг необходимо разработать отраслевой план мероприятий ("дорожную карту"), стимулировать патентно-лицензионную деятельность российских производителей и разработку средств индивидуализации детских товаров, а также защищать интеллектуальную собственность российских правообладателей.