4. Мировой рынок детских товаров (в 2008 - 2012 годах)

4. Мировой рынок детских товаров (в 2008 - 2012 годах)

Мировой объем рынка детских товаров составляет 412,2 млрд. долларов США, средний годовой темп роста - 5 процентов.

В долгосрочной перспективе мировой рынок детских товаров продолжит расти, что будет в первую очередь обусловлено ростом потребления в развивающихся странах и странах Азии. В странах Западной Европы рост рынка продолжит замедляться в связи с неблагоприятной демографической ситуацией. Объем мирового рынка детских товаров по товарным группам приведен в приложении N 1.

Одну из крупных долей в структуре мирового рынка детских товаров занимает рынок Соединенных Штатов Америки, его доля составляет 20 процентов. Объем российского рынка детских товаров в 2012 году составил 657512 млн. рублей, 5 процентов мирового рынка детских товаров. Такая заметная доля обеспечивается за счет высокой численности детей в структуре населения России и растущего потребления детских товаров на одного ребенка.

На текущий момент доля России в структуре мирового рынка недостаточно высока с учетом численности детского населения Российской Федерации в связи с низким по сравнению с развитыми странами потреблением. Сравнительный анализ рынков России и развитых стран приведен в приложении N 2.

На текущий момент потребление детских товаров на одного ребенка в Соединенных Штатах Америки, Великобритании и Германии превосходит потребление российских детских товаров (в Соединенных Штатах Америки на 40 процентов, в Великобритании на 70 процентов). Если предположить, что в прогнозе потребление детских товаров в России будет равно британскому потреблению, доля России должна будет составлять 9 процентов общемирового рынка детских товаров. Сравнение характеристик рынка России и Великобритании приведено в приложении N 3.

При этом темп роста рынка детских товаров в России значительно превышает общемировой и составляет в среднем 15 процентов. По оценке экспертов, Россия является одним из самых привлекательных и быстрорастущих рынков в мире.

Ключевыми товарными категориями на мировом рынке детских товаров являются игры и игрушки (40 процентов) и одежда (36 процентов).

В структуре мирового рынка детских товаров значительную долю занимают Соединенные Штаты Америки, оборот детских товаров в этой стране составил 82303 млн. долларов США (3207 млрд. рублей) - 20 процентов мирового оборота.

Специализированные магазины, продуктовые ритейлеры, супер- и гипермаркеты, продающие товар массового спроса, интернет и неорганизованная розница (рынки и базары) являются основными каналами продаж детских товаров на мировом рынке. Специализированные магазины детских товаров, являющиеся ключевым каналом продаж в настоящее время, в перспективе уступят свою позицию новым местам продаж.

Основные мировые тенденции рынка детских товаров:

расширение доли продуктовых магазинов в структуре продаж детских товаров;

значительный рост доли интернет-торговли детскими товарами;

развитие интерактивности в специализированных магазинах в целях привлечения потребителей, создание игровых и тематических зон в торговых залах;

прогнозируемая экспансия крупных сетей в развивающиеся страны и страны Азии;

увеличение доли частных торговых марок ритейлеров детских товаров в ассортименте крупных розничных сетей;

увеличение популярности магазинов формата торговой точки, открывающейся на короткий срок, например в сезон или для продаж лимитированных серий.

Основные характеристики рынка детских товаров на Украине, в Белоруссии и Казахстане приведены в приложении N 4.