6. Развитие территориальных кластерных инициатив

6. Развитие территориальных кластерных инициатив

В мире действует несколько специализированных кластеров по производству товаров для детей, в том числе в Испании, во Франции и в Китае. Так, в Китае существует большое количество кластеров, объединяющих в том числе и малые предприятия. Кластер в Китае - это еще и крупные инвестиции в улучшение технологий, приглашение экспертов из стран Европы и Америки для улучшения дизайна и качества продукции, отлаженная логистика и стремительный обмен информацией через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

Переход к кластерной модели развития российской индустрии детских товаров будет способствовать переходу индустрии на инновационную модель развития и наращиванию объемов доступной, качественной и безопасной продукции нового поколения.

Основными ожидаемыми эффектами от стратегических приоритетов в развитии региональных кластеров индустрии детских товаров являются:

бизнес-эффекты, связанные с развитием бизнеса участников кластера, продвижением товаров и услуг на новые рынки и формированием новых ассортиментных позиций;

организационные и синергетические эффекты, связанные с появлением новых функций, реализующихся с развитием кластерной инициативы и усилением социального капитала кластера;

инфраструктурные эффекты, связанные с возникновением новых инфраструктурных возможностей, вызванных ростом кластера;

эффекты социального развития и развития территории.

В 2012 году автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" началась разработка проекта "Создание инновационно-промышленного кластера "Территория детства". Целью указанного проекта является создание интегральной стратегической межорганизационной сети отраслевого характера, объединяющей технологически взаимосвязанные ресурсы и ключевые компетенции устойчивой группы территориально близких и функционально связанных предприятий.

Такие российские производители и крупнейшие торговые сети, как группа компаний "Русский стиль" (г. Москва), группа компаний "Тополь групп" (Удмуртская Республика), открытое акционерное общество "Весна" (г. Киров), общество с ограниченной ответственностью "Нордпласт" (г. Санкт-Петербург), общество с ограниченной ответственностью "С-Трейд" (г. Москва), общество с ограниченной ответственностью "Ортомода" (г. Москва), закрытое акционерное общество "Смена" (г. Москва), группа компаний "Детский мир" (г. Москва), группа компаний "Дочки и Сыночки" (Московская область), закрытое акционерное общество "Спецобслуживание" (г. Санкт-Петербург) и другие, проявили интерес к созданию кластера. Кластер будет представлять собой систему, открытую для новых участников.

Целью проекта является создание инновационного территориального парка, объединяющего в себе научные, производственные, культурные и инфраструктурные площадки. Важной особенностью проектируемого кластера является его тиражируемость за счет создания сети отраслевых технопарков в субъектах Российской Федерации и привлечение зарубежных инвесторов, заинтересованных в развитии на российском рынке.

Для расширения возможных направлений технологической модернизации и повышения ее результативности за счет развития научно-производственных партнерств, улучшения условий распространения передовых технологий в экономике, консолидации ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития, интеграции с ведущими научно-исследовательскими организациями, специализирующимися на социально-экономическом развитии сферы материнства и детства, планируется создание национальной технологической платформы индустрии детских товаров "инфраструктура детства", формирование которой может произойти на базе научно-исследовательских институтов и университетов, в том числе Российской академии образования, Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук, Института питания Российской академии медицинских наук, Института психолого-педагогических проблем детства, Института возрастной физиологии и крупнейших российских производителей детских товаров, включающих открытое акционерное общество "Весна", группу компаний "Гранд Тойз", закрытое акционерное общество "Торговый Дом "Гулливер и Ко", закрытое акционерное общество "Элти Кудиц", студию универсального дизайна Галины Волковой, анимационную студию "Анимаккорд", группу компаний "Детский мир", группу компаний "Дочки и Сыночки", общество с ограниченной ответственностью "Новый диск" и др.

К числу приоритетов национальной технологической платформы индустрии детских товаров "инфраструктура детства" относятся:

разработка стратегической программы исследований в сфере инфраструктуры детства с последующей разработкой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

разработка стратегической программы исследований в сфере инфраструктуры детства, предусматривающей определение средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и разработок, выстраивание механизмов научно-производственной кооперации;

формирование программ обучения, определение направлений и принципов развития стандартов и систем сертификации, реализация мер по развитию инновационной инфраструктуры в интересах технологической платформы;

разработка программы технологической платформы по внедрению и распространению передовых технологий в индустрии товаров и услуг для детей, определяющей различные механизмы и источники финансирования, обязательства участников технологической платформы;

создание организационной структуры - научно-исследовательского института инфраструктуры детства, обеспечивающего необходимые условия реализации взаимодействия между предприятиями, научными и образовательными организациями, входящими в состав участников технологической платформы;

разработка предложений технологической платформы, направленных на совершенствование регулирования в научно-технологической и инновационной сфере.

Удмуртская Республика, Хабаровский край, Тамбовская, Кировская, Ленинградская, Московская, Рязанская, Самарская, Смоленская и Ульяновская области и г. Москва высказали согласие принять участие в проекте.

В этой связи для развития кластерных инициатив необходимо стимулировать существующие институты развития в части включения в основные отраслевые приоритеты их деятельности индустрии детских товаров.