5. Повышение производственной эффективности

5. Повышение производственной эффективности

Железнодорожные перевозки и инфраструктура

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой технологический комплекс, включающий железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением, а также иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Достижение целевых показателей Программы предусматривается за счет осуществления приоритетных инвестиционных проектов (в том числе по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) и реализации комплексных инициатив, позволяющих обеспечить внедрение технологических решений, увязанных с планами развития инфраструктуры и обновления подвижного состава, а также мероприятий по достижению целевых показателей ориентированности на клиентов по срокам и скорости доставки грузов.

Ключевые инициативы развития железнодорожных перевозок и инфраструктуры предусматривают:

развитие на сети железных дорог открытого акционерного общества "Российские железные дороги" полигонных принципов управления перевозочным процессом;

разделение и специализацию инфраструктуры для движения преимущественно пассажирских и грузовых поездов;

повышение эффективности деятельности на малоинтенсивных железнодорожных линиях;

повышение эффективности перевозочного процесса за счет повышения качественных показателей использования подвижного состава;

развитие сортировочных станций;

совершенствование управления парком грузовых вагонов на сети железных дорог;

повышение эффективности использования парка магистральных и маневровых локомотивов и локомотивных бригад;

обновление железнодорожного пути с применением новых технологий, равноресурсных элементов и конструкций, обеспечивающих снижение стоимости жизненного цикла содержания инфраструктуры;

установление гарантийных участков безопасного проследования грузовых поездов увеличенной протяженности;

формирование полигонной модели работы путевых машин и диагностических комплексов;

снятие барьерных ограничений в энергетическом комплексе;

подготовку объектов инфраструктуры для обеспечения пропуска тяжеловесных поездов;

совершенствование системы планирования и предоставления "окон" для проведения ремонта и содержания объектов инфраструктуры;

совершенствование систем построения плана формирования поездов, а также планирования и управления пропуском поездов;

использование природного газа в качестве моторного топлива, поэтапное развитие эксплуатации газомоторных локомотивов (газотурбовозов, маневровых газотепловозов), синхронизированное с проведением работ по совершенствованию конструкции и повышению экономичности освоения производства на локомотивостроительных заводах при создании современных пунктов экипировки и механизма заправки сжиженным природным газом.

Опережающее развитие инфраструктуры

Формирование инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - инвестиционная программа) как составной части Программы производится (совместно с отраслевыми институтами, Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, Советом по изучению производительных сил) с учетом разработки прогноза оптимального обеспечения транспортно-экономического баланса или межрегионального межотраслевого баланса грузовых перевозок.

Рост объема грузовых перевозок значительно увеличивает загрузку мощностей железнодорожной инфраструктуры и протяженность участков, имеющих инфраструктурные ограничения в пропускной способности железных дорог. По состоянию на 1 января 2018 г. протяженность таких участков на сети железных дорог открытого акционерного общества "Российские железные дороги" составила 8,2 тыс. километров. Без реализации мероприятий по развитию пропускной способности инфраструктуры к 2025 году этот показатель увеличится до 20 - 23,5 тыс. километров.

При формировании инвестиционной программы используются следующие принципы:

проекты, которые окупаются в течение 10 - 15 лет, финансируются за счет собственного денежного потока (в том числе амортизационных отчислений), а также за счет заемных средств в пределах допустимого уровня долговой нагрузки;

проекты с более длительным сроком окупаемости (15 - 30 лет) финансируются с помощью долгосрочных финансовых инструментов;

по проектам, экономически не эффективным для открытого акционерного общества "Российские железные дороги", финансирование предусмотрено в том числе за счет средств бюджетных источников (в том числе средств акционера, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), так как в результате их реализации будут достигнуты положительные показатели бюджетной эффективности и обеспечен прирост поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

В целом реализация инвестиционной программы станет драйвером роста экономики Российской Федерации, позволит открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" обеспечить прогнозные показатели технологической и экономической эффективности, темпы роста производительности труда и снижения себестоимости перевозок.

Одним из основных приоритетов реализации инвестиционной программы до 2025 года является выполнение целевых задач комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, а также Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Кроме того, предусмотрены мероприятия по увеличению провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до 180 млн. тонн к 2024 г. При этом по итогам 2025 года будут обеспечены перевозки в восточном направлении в размере 210 млн. тонн. Также будут реализованы мероприятия по увеличению провозной способности железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. Кроме того, инвестиционной программой предусмотрены мероприятия по увеличению пропускной способности железнодорожной инфраструктуры для обеспечения роста объемов транзитных перевозок контейнеров в 4 раза, включая сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до 7 дней.

Средства на развитие инфраструктуры контейнерных перевозок предполагается также получить за счет продажи публичного акционерного общества "ТрансКонтейнер".

Увеличению экспортного потенциала страны способствует опережающее развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада и Юга России, а также Дальнего Востока. Реализация проекта "Северный широтный ход" позволит расширить протяженность железнодорожной сети и оптимизировать прогнозные грузо- и пассажиропотоки.

В рамках развития пассажирской инфраструктуры планируется создание высокоскоростной магистрали на участке Москва - Гороховец с организацией движения до г. Нижний Новгород в качестве 1-го этапа строительства высокоскоростной магистрали Москва - Казань в перспективе до 2025 года, а также специализированного пассажирского хода на направлении Центр - Юг для организации движения пассажирских поездов из г. Москвы в г. Адлер за 16 часов.

В рамках проекта развития Центрального транспортного узла будут реализованы проекты развития диаметральных маршрутов, в том числе Московский центральный диаметр - 1 (Одинцово - Лобня) и Московский центральный диаметр - 2 (Нахабино - Подольск), организовано движение поездов по Московскому центральному кольцу с 4-минутным интервалом, завершены проекты развития Горьковского, Ярославского, Смоленского и Киевского направлений, интегрированы остановочные пункты радиальных направлений с Московским центральным кольцом (Рижское, Ярославское и Павелецкое направления), а также обеспечено строительство новых остановочных пунктов на Киевском, Курском и Октябрьском направлениях.

Кроме того, в соответствии с решениями, принятыми на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации 29 октября 2018 г. (протокол N ДМ-П9-56-пр), рассматривается вопрос о дополнительном финансировании мероприятий по развитию Центрального транспортного узла в 2022 - 2024 годах в размере до 120 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета. В случае подтверждения выделения указанных средств, параметры инвестиционного проекта инвестиционной программы будут увеличены на соответствующую сумму.

Инвестиционной программой предусмотрено полное обновление тягового подвижного состава российского производства, а также приобретение скоростных пассажирских поездов в соответствии с оптимальным балансом парка.

Предусмотрены мероприятия по обновлению инфраструктуры в целях обеспечения готовности к росту объемов перевозок грузов в долгосрочной перспективе выше 4 процентов в год и увеличения пропускной способности сети железных дорог открытого акционерного общества "Российские железные дороги" за счет устранения инфраструктурных ограничений и барьерных участков, а также минимизации рисков их возникновения в будущем.

Общий размер инвестиционных затрат открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в 2019 - 2025 годах по базовому сценарию составляет 4671,4 млрд. рублей. В рамках формирования инвестиционной программы дополнительно проанализированы проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры, которые потенциально могут реализоваться в этот период частично за счет средств других инвесторов, которые выражают свою заинтересованность во вложении средств в железнодорожные проекты. Запланированный объем указанных инвестиций оценивается в размере 3986,7 млрд. рублей. Общий объем финансирования инвестиционной программы до 2025 года с учетом средств прочих инвесторов оценивается в 8658,1 млрд. рублей.

Общий размер инвестиционных затрат открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в 2019 - 2025 годах по оптимистичному сценарию составляет 5786,5 млрд. рублей, а с учетом средств прочих инвесторов - 9773,3 млрд. рублей.

В целях повышения эффективности реализации инвестиционной программы в 2019 - 2025 годах планируется внедрение современных инновационных технологий, в том числе технологий информационного моделирования при проектировании и строительстве объектов инфраструктуры, которые позволят повысить качество и точность разрабатываемой проектной документации.

В настоящее время определены пилотные проекты развития железнодорожной инфраструктуры, проектирование которых обеспечивается с применением методов цифрового моделирования.

Кроме того, продолжается разработка единой информационной системы управления строительным комплексом в целях формирования общей информационной среды для взаимодействия всех участников процесса строительства и создания инструментов для эффективного применения принципов проектного управления и управления рисками. В основу указанной системы будут заложены типовые процессы этапов производственного цикла реализации объектов строительства, единая методология и технология управления.

Инвестиционная программа открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на период 2019 - 2025 годов по базовому сценарию приведена в приложении N 8.

Инвестиционная программа открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на период 2019 - 2025 годов по оптимистичному сценарию приведена в приложении N 9.

Проекты инвестиционной программы, направленные
на опережающее развитие Дальнего Востока

В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Восточного экономического форума от 17 сентября 2015 г. N Пр-1891 об обеспечении приоритетного характера финансирования задач социально-экономического развития Дальнего Востока в рамках компаний с государственным участием, в том числе при реализации их инвестиционных программ, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" реализует на территории Дальневосточного федерального округа ряд комплексных инвестиционных проектов, касающихся развития железнодорожной инфраструктуры.

В 2019 - 2025 годах предусматривается реализация:

в рамках проекта "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей" - мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях освоения к 2020 году перспективного прироста грузопотока с основных месторождений Восточного полигона в размере до 66,8 млн. тонн дополнительно к уровню 2012 года в направлении портов и пограничных переходов Дальнего Востока;

в рамках проектов "Модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (II этап)" и "Увеличение пропускной способности участка Артышта - Междуреченск - Тайшет" - мероприятия по увеличению пропускной и провозной способности инфраструктуры для освоения прогнозируемого объема грузов до 2025 года, в том числе по созданию провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в размере 180 млн. тонн к 2024 году (к концу 2025 года объем перевозок грузов в восточном направлении составит 210 млн. тонн);

в рамках проекта "Мероприятия по увеличению пропускной и провозной способности инфраструктуры для увеличения транзитного контейнеропотока в 4 раза, в том числе "Транссиб за 7 суток" - обеспечение пропускной и провозной способности инфраструктуры, необходимой для увеличения транзитного контейнеропотока в 4 раза, в том числе для сокращения времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до 7 дней к 2024 году.

Также предусматривается реализация мероприятий по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры на территории Дальневосточного федерального округа, в том числе продолжится модернизация железнодорожной инфраструктуры острова Сахалин (переключение на колею 1520 миллиметров), планируется строительство вторых и удлинение станционных путей, развитие железнодорожных узлов и пограничных станций, строительство и реконструкция искусственных сооружений, а также реконструкция железнодорожного пути.

По состоянию на 25 сентября 2018 г. на территории Дальневосточного федерального округа расположено 29 объектов социальной инфраструктуры открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Из них к 2025 году предполагается сохранить 19 объектов в составе комплекса объектов социальной инфраструктуры. Планируемые инвестиционные затраты на 2019 - 2025 годы в отношении объектов социальной сферы, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, составят более 1,84 млрд. рублей.

Объем инвестиций в объекты здравоохранения, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, на 2019 - 2025 годы составит 364 млн. рублей. При этом предусматривается передача негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Юктали открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в муниципальную собственность Амурской области в связи с экономической нецелесообразностью дальнейшей деятельности в составе комплекса здравоохранения указанного акционерного общества. Кроме того, учитывая использование негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в рамках медицинского обеспечения безопасности движения поездов, для сохранения обеспечения эффективной деятельности указанного объекта здравоохранения необходимо предусмотреть ежегодное финансирование учреждения в размере 34,7 млн. рублей.

Развитие сети поставщиков

Реализация инвестиционной программы в прогнозируемых объемах требует развития соответствующих отраслей национальной экономики.

Рост грузооборота к 2025 году потребует увеличения закупки всех видов топлива по базовому сценарию более чем на 14 процентов (к уровню 2018 года) и объема потребления электроэнергии почти на 13 процентов, а по оптимистичному сценарию - на 30 процентов и 22 процента соответственно.

Аналогичным образом реализация перспективных проектов развития пропускных способностей сети железных дорог открытого акционерного общества "Российские железные дороги", а также проектов оздоровления железнодорожного пути приведет к росту потребности в закупке материалов верхнего строения пути, включая рельсовый прокат, и щебня более чем на 20 процентов.

При этом в рамках выполнения Программы будут устанавливаться перспективные требования к закупаемой продукции, методам обеспечения и контроля ее качества со стороны производителя и открытого акционерного общества "Российские железные дороги". За счет этого поставщики указанного акционерного общества из различных отраслей промышленности получат импульс к развитию передовых технологий и внедрению их в изготовление продукции железнодорожного назначения.

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" продолжит системную работу по совершенствованию закупочной деятельности и переходу на долгосрочный заказ. Уже сегодня ведется работа по заключению контрактов по новым принципам. Они будут учитывать обязательное условие по соблюдению контрагентами параметров роста производительности труда, ограничению размера индексации ростом железнодорожных тарифов. Особое внимание уделяется качественному и обоснованному планированию объемов закупки для включения в контракты.

При этом будет обеспечиваться компромисс с поставщиками-грузоотправителями при определении закупочных цен. Важно, чтобы в условиях, когда поставщики повышают цены, ориентируясь на внешнюю (экспортную) ценовую конъюнктуру, а открытое акционерное общество "Российские железные дороги" планирует в бюджете расходы, основываясь на более консервативных прогнозах цен в промышленности, формируемых Министерством экономического развития Российской Федерации, работа этого акционерного общества по оптимизации была результативной.

Сформированные параметры являются ориентиром для планов и стратегий развития отраслей и крупных промышленных компаний-производителей с их закреплением на уровне федеральных органов исполнительной власти.

Перечень закупаемой (потребляемой) продукции открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и его дочерними обществами до 2025 года приведен в приложении N 10.

Безопасность движения

Стратегической целью открытого акционерного общества "Российские железные дороги" является достижение уровня безопасности движения, соответствующего статусу холдинга, занимающего лидирующую позицию среди железных дорог мира в части безопасности предоставляемых услуг инфраструктуры, безопасности и надежности всех процессов.

Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа холдинга к середине следующего десятилетия.

В целях перехода к более высокому уровню развития в отношениях с государством, обществом, партнерами и работниками холдинга в области безопасности движения определены следующие цели:

обеспечение сохранности жизни и здоровья людей;

обеспечение заданного уровня безопасности движения, соответствующего международным и национальным требованиям;

обеспечение сохранности грузов, подвижного состава, объектов инфраструктуры;

минимизация последствий от транспортных происшествий.

Цель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" достигается реализацией следующих задач:

реализация системы допуска к инфраструктуре открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

приведение инфраструктуры открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к требованиям правил технической эксплуатации;

управление рисками в области обеспечения безопасности движения;

развитие культуры безопасности движения в холдинге.

Основными направлениями совершенствования системы управления безопасностью движения являются:

координация взаимодействия между всеми функциональными филиалами, их структурными подразделениями и дочерними обществами, участвующими в перевозочном процессе, на основе единых подходов к управлению процессами, связанными с безопасностью движения;

реализация подходов и требований, гармонизированных с международными стандартами;

поддержание позитивного уровня культуры безопасности движения через осознание работниками холдинга важности и социальной ответственности при выполнении работ, влияющих на безопасность движения, с синхронной интеграцией обязательных и неукоснительных правил поведения во все производственные процессы;

совершенствование нормативной базы.

Критерием успешной деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в области безопасности движения и надежности перевозочного процесса должно стать выполнение целевых показателей, основанное на принципе достижения целевого состояния каждым филиалом и дочерним обществом открытого акционерного общества "Российские железные дороги" при повышении эффективности профилактической деятельности.