6. Комплексное повышение эффективности деятельности

6. Комплексное повышение эффективности деятельности

До 2025 года основными факторами роста расходов по перевозочным видам деятельности являются рост объемов перевозок, изменение прогнозных цен (по данным Министерства экономического развития Российской Федерации) с учетом экспертных оценок и изменения в законодательстве. Кроме того, учтен дифференцированный подход к проведению переоценки основных средств в 2021 году, а также реклассификация затрат на проведение капитального ремонта пути в инвестиционную программу.

Оптимизация операционных расходов

В открытом акционерном обществе "Российские железные дороги" в части текущей и инвестиционной деятельности за счет более эффективного использования ресурсов реализуется комплексная программа мероприятий, направленная на повышение эффективности деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в том числе за счет оптимизации расходов.

Программа формируется с учетом результатов анализа деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на фоне ведущих зарубежных компаний-аналогов и конкурентов по основным видам деятельности, результатов анализа лучших российских и зарубежных практик, результатов анализа технологических аспектов, управленческих практик, анализа возможной оптимизации по следующим направлениям:

повышение производительности труда;

улучшение качественных показателей использования подвижного состава;

внедрение ресурсосберегающих технологий;

совершенствование закупочных процедур и работы с поставщиками по сдерживанию цен. При этом будут подготовлены предложения для направления в Федеральную антимонопольную службу об оказании содействия в сдерживании роста цен на продукцию поставщиков для нужд открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

снижение удельного потребления электроэнергии и топлива на тягу поездов;

организация полигонных технологий;

оптимизация активов, в том числе за счет реализации непрофильных активов;

пересмотр действующих норм и нормативов с учетом использования новейших на сегодняшний день материалов, технических средств и технологий перевозочного процесса и системы проведения ремонтно-путевых работ;

совершенствование технологий и внедрение инноваций, в том числе за счет совершенствования нормативов содержания в рамках классификации железнодорожных линий, специализации грузовых и пассажирских ходов, внедрения новых технических средств и оборудования, совершенствования технологии перевозок, повышения эффективности малоинтенсивных линий и др.

Основным приоритетом программы является организация непрерывного процесса повышения операционной эффективности и оптимизации расходов, включающего целостность и комплексность всех ключевых аспектов деятельности.

Программа выполняется за счет изменений бизнес-процессов, технологий, внедрения новой техники и программного обеспечения, пересмотра внутренней и внешней нормативной базы, совместной работы с поставщиками и подрядчиками в области оптимизации закупок и сдерживания ценового давления.

Реализация мер по повышению эффективности позволит снизить себестоимость железнодорожных перевозок в 2025 году к уровню 2018 года в базовом и оптимистичном сценариях соответственно на 13 процентов и 18 процентов (в ценах 2018 года). Программа по оптимизации расходов составит 1 трлн. рублей.

Финансовая модель

Прогнозная финансовая модель Программы, построенная с перспективой до 2025 года, учитывает:

формирование дивидендной политики, предусматривающей уплату дивидендов только по привилегированным акциям и направление всей остающейся чистой прибыли на инвестиции в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года;

процентную ставку по привлечению заемных средств, составляющую не более 8,5 процента (по оптимистичному сценарию);

учет (в целях сближения российских и международных стандартов бухгалтерского учета) начиная с 2019 года капитализации капитального ремонта пути (в среднем 35 млрд. рублей ежегодно);

реализацию сценария наращивания долговой нагрузки при наличии дополнительных источников капитала (государство, инфраструктурные фонды, международные рынки), сохранении доли валютных заимствований пропорционально наращиванию кредитного портфеля, формировании программы заимствований исходя из прогнозной емкости локальных и зарубежных рынков.

Для реализации Программы требуется дополнительная емкость рынка капитала с участием государственных институтов (государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ", Фонд национального благосостояния) и инфраструктурных фондов в объеме от 100 млрд. рублей в год на условиях действующих инфляционных бумаг (срок 30 лет и более, ставка индекса потребительских цен плюс 1 процент).

Реализация программы заимствований возможна на открытых рынках международного капитала для обеспечения возможности хеджирования валютных рисков исходя из полученного объема валютной выручки.

В условиях ограниченности источников капитала в целях снижения рисков рефинансирования в пик прохождения инвестиционной программы новые заимствования должны быть долгосрочными (8 лет плюс).

Предусмотрено погашение реструктурированной дебиторской задолженности Федерального агентства железнодорожного транспорта, составляющей 28,6 млрд. рублей, за оказание услуг инфраструктуры в пригородном сообщении и погашение задолженности за 2019 - 2021 годы с учетом бюджетных ассигнований, предусмотренных в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".

Отраженные в финансовой модели Программы и планируемые к достижению результаты обеспечат положительный вектор развития холдинга и в постпрогнозный период.

В рамках реализации мероприятий, предусмотренных Программой, будет обеспечена положительная динамика всех основных финансово-экономических показателей деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Рентабельность по EBITDA вырастет по базовому сценарию на 8,5 процентного пункта (до 29,7 процента), по оптимистичному - на 12,1 процентного пункта (до 33,3 процента).

Основные финансовые показатели деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на период до 2025 года по базовому сценарию приведены в приложении N 11.

Основные финансовые показатели деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на период до 2025 года по оптимистичному сценарию приведены в приложении N 12.

Основные финансовые показатели деятельности холдинга на период до 2025 года по базовому сценарию приведены в приложении N 13.

Основные финансовые показатели деятельности холдинга на период до 2025 года по оптимистичному сценарию приведены в приложении N 14.