4. Интегрированная сеть высокоскоростного и скоростного сообщения

4. Интегрированная сеть высокоскоростного
и скоростного сообщения

В основу реализации программы организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации заложен принцип создания интегрированной сети высокоскоростного сообщения с учетом специализации железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающей максимальный экономический эффект от ее эксплуатации для всех заинтересованных участников. Пассажиры при этом получают оптимальное соотношение скорости, комфорта и стоимости проезда, грузоотправители и грузополучатели - высокую скорость и надежность доставки.

Создание технологически связной сети высокоскоростного и скоростного сообщения, организация сервиса, безопасности и управления, основанных на современных цифровых технологиях, строительство транспортно-пересадочных узлов, организация тактового движения поездов и применение нового подвижного состава обеспечивают синергетический эффект от реализации отдельных проектов, обусловленный ускоренным развитием территорий, повышением транспортной доступности регионов, мобильности населения и развитием высокотехнологичного производства.

Основными задачами, сопутствующими мероприятиям по созданию интегрированной сети высокоскоростного и скоростного сообщения, являются:

создание нового уровня сервиса для пассажиров, находящихся на борту поезда, на территории транспортно-пересадочных узлов, и для пассажиров, удаленно обращающихся к услугам пассажирского комплекса открытого акционерного общества "Российские железные дороги", за счет нового подвижного состава, цифровых решений, учета индивидуальных потребностей клиентов, сбалансированной системы классов обслуживания и оптимальной инфраструктуры;

создание линейки российского подвижного состава грузовых и пассажирских модификаций для скоростей движения от 200 до 400 километров в час (в том числе с изменяемой шириной колеи и применением автономных источников питания), обеспечивающих новый уровень комфорта и сервиса для пассажиров (полнофункциональное индивидуальное пространство, информационно-технические решения и системы связи и др.);

создание общегосударственной системы нормативной, технической и правовой документации в области высокоскоростного движения в Российской Федерации;

создание технологий, инфраструктуры и оборудования, необходимых для эксплуатации и ремонта высокоскоростного и скоростного подвижного состава и инфраструктуры высокоскоростных магистралей;

строительство сети современных транспортно-пересадочных узлов и реализация проектов комплексного развития территорий, прилегающих к инфраструктуре высокоскоростного и скоростного сообщения;

создание на базе российских образовательных, научно-исследовательских и проектных организаций научно-образовательной базы, необходимой для проведения научных исследований и подготовки специалистов для высокоскоростного сообщения;

создание национальной системы управления и обеспечения безопасности движения поездов на высокоскоростных железнодорожных магистралях.

Перечень скоростных и высокоскоростных линий сформирован на основании следующих принципов:

расположение в створе перспективного высокоскоростного железнодорожного трансконтинентального коридора "Евразия";

соотношение социально-экономических эффектов от реализации проектов создания высокоскоростных и скоростных линий и капитальных затрат на их реализацию;

улучшение транспортной доступности регионов России.

Приоритетными являются следующие линии, составляющие потенциальный высокоскоростной железнодорожный трансконтинентальный коридор "Евразия":

Железнодорожный - Владимир - Гороховец с организацией движения от г. Москвы до г. Нижний Новгород (решение о начале реализации проекта строительства указанной линии будет принято по итогам его одобрения с учетом поручения Президента Российской Федерации от 24 октября 2018 г. N Пр-1949 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р) как первая часть магистрали Москва - Казань (в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры);

Казань - Екатеринбург;

Екатеринбург - Челябинск;

Москва - Красное.

Актуальными являются линии, обеспечивающие агломерационные социально-экономические эффекты, улучшающие транспортную доступность крупнейших макрорегионов России (Москва - Санкт-Петербург, Москва - Ростов-на-Дону - Краснодар - Адлер (с продлением маршрута до Республики Крым), Москва - Орел - Курск - Белгород Москва - Тула - Воронеж, Новосибирск - Барнаул, Москва - Ярославль).

При этом для каждой из указанных линий должны быть разработаны организационно-правовая и финансовая модели, а также проектная документация.

При реализации программы организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации прогнозируется эффект региональной экспансии скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения за счет значительного увеличения протяженности линий и создание в итоге единого опорного каркаса высокоскоростной железнодорожной сети в России.