4. Фиксированная связь

4. Фиксированная связь

Российский рынок фиксированной связи

Средняя скорость фиксированного широкополосного доступа к сети "Интернет" в Российской Федерации по состоянию на март 2023 г. - 78 Мбит/с, что соответствует 55-му месту в мире (в 2017 году Российская Федерация входила в топ-40 стран с показателем скорости 38 Мбит/с). Доступ к услугам фиксированного широкополосного доступа к сети "Интернет" на скорости более 100 Мбит/с имеют 54 процента абонентов (в 2014 году - 3 процента).

На фиксированный широкополосный доступ к сети "Интернет" приходится 72 процента общего объема передаваемых данных, среднегодовой темп увеличения объема трафика в сетях фиксированной связи в период 10 лет составлял 22 процента, в 2022 году - 17 процентов.

Фиксированный широкополосный доступ к сети "Интернет" в Российской Федерации остается одним из самых доступных в мире по цене как в абсолютном выражении, так и относительно доходов населения (в 2021 году Российская Федерация входила в топ-10 стран).

Около 70 - 80 процентов рынка фиксированной связи в зависимости от конкретного сегмента приходится на 6 крупных операторов связи. Остальная доля рынка (20 - 30 процентов) распределена между более чем 6 тыс. небольших региональных операторов связи. Крупнейшие операторы несут капитальные затраты в размере около 50 млрд. рублей ежегодно на исполнение обязательных требований по хранению передаваемых данных и установке оборудования средств связи, в том числе программного обеспечения, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Растут инфраструктурные издержки. Рост стоимости издержек обусловлен в том числе низкой согласованностью документов стратегического планирования ведомств, обеспечивающих развитие магистральной инфраструктуры, отсутствием единого источника и инструмента планирования, интегрирующего планы развития инфраструктуры, схемы размещения объектов притяжения, карты-схемы территориального планирования на уровне субъектов Российской Федерации.

Важнейшим элементом фиксированной телекоммуникационной инфраструктуры являются центры обработки данных. За 2017 - 2022 годы число стойко-мест российских центров обработки данных выросло в 1,6 раза, а подведенная электрическая мощность - более чем в 2 раза. Текущая пространственная структура центров обработки данных отличается высокой неоднородностью. Так, 85 процентов центров обработки данных расположены вокруг крупнейших городов европейской части страны. Учитывая, что стоимость потребляемой электроэнергии играет определяющую роль в экономике центров обработки данных, актуальной проблемой развития соответствующего сегмента рынка является отсутствие принципов и инструментов интегрированного планирования размещения центров обработки данных в проектах развития магистральной инфраструктуры.

Магистральные линии связи

Магистральные волоконно-оптические линии связи являются основой функционирования всей отрасли связи и используются для оказания услуг фиксированного широкополосного доступа к сети "Интернет" и создания магистральных каналов в мобильном и спутниковом сегментах связи. Суммарная протяженность магистральных линий связи в Российской Федерации составляет более 1,3 млн. километров. По ним также проходит трансграничный трафик - основной объем сконцентрирован на европейском направлении (85 процентов), только 15 процентов ориентировано на азиатское направление (в основном транзитный трафик). Передача трафика по магистральным сетям - крупный сегмент телекоммуникационного бизнеса. Общая используемая международная пропускная способность российской магистральной сети - 72800 Гбит/с.

Основная часть магистральных линий связи имеет загрузку более 75 процентов общей волоконной емкости, что является высоким показателем, так как для магистральных линий связи максимально допустимо значение до 80 процентов загрузки. Постепенно завершается период эксплуатации волоконно-оптических линий связи в составе магистральных линий связи (в том числе в связи с прогрессирующим затемнением оптического волокна). Ежегодный рост трафика в магистральных линиях связи на 25 процентов обусловливает необходимость увеличения до 2035 года пропускной способности магистральных линий связи в 18 раз по отношению к 2022 году (до более чем 2200 Эбайт). Таким образом, требуются модернизация до 90 процентов действующих магистральных линий связи, строительство новых магистральных линий связи с использованием российского телекоммуникационного оборудования и применением концепций географически распределенной сетевой инфраструктуры (Content Delivery Network, CDN), программно-определяемых сетей (Software-Defined Networking, SDN), виртуализации сетевых функций (Network Functions Virtualization, NFV), создания самоорганизующихся сетей (Self-Organizing Network, SON), смещения вычислительных мощностей в сторону границы сети (Edge computing), а также внедрение технологий квантовых коммуникаций, в том числе при организации линий связи для центров обработки данных.

Сети связи, предназначенные для организации и обеспечения функционирования каналов связи, образуют транспортную основу для функционирования различных видов сетей связи с коммутацией каналов или с коммутацией пакетов (сообщений). Такие сети в соответствии с законодательством, действовавшим в Российской Федерации до 2003 года, выделялись в отдельную группу первичных сетей связи и, в частности, магистральных первичных сетей связи.

Основными технологиями построения магистральных первичных сетей связи являются технология спектрального разделения каналов (DWDM) и технология оптической транспортной сети (OTN). Магистральные первичные сети связи создают основу целостности и устойчивости всей единой сети электросвязи Российской Федерации.

В большинстве стран мира к магистральным первичным сетям связи и их операторам предъявляются специальные требования по надежности и резервированию инфраструктуры, что в целом позволяет повысить устойчивость функционирования национальных сетей связи.

В целях обеспечения целостности и устойчивости функционирования сетей связи в Российской Федерации необходимо уточнить нормативно-правовую базу отрасли связи в отношении магистральных первичных сетей связи, включая распространение на них полноты требований к сетям электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации, установление требований в части построения, эксплуатации и оперативности восстановления режима функционирования и требований к геопространственному резервированию, случаев обязательного применения сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации средств криптографической защиты информации для защиты каналов управления и передачи данных, а также актуализировать действовавшие прежде нормы законодательства Российской Федерации, проанализировав и частично применив лучшие практики регулирования иностранных государств.

Транзит трафика

С середины 2000-х годов российские операторы связи начали предоставлять услуги пропуска транзитного трафика между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, Европой и Средней Азией, а также Ближним Востоком через магистральные волоконно-оптические линии связи по территории Российской Федерации. Объем экспортной выручки российских операторов связи от реализации транзитного телекоммуникационного потенциала превысил 700 млн. долларов США в период 2010 - 2020 годов. При этом к 2022 году общий объем передаваемого между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом трафика превысил порядка 80 Тбит/с, через территорию Российской Федерации передается около 7 Тбит/с (около 9 процентов). Вместе с тем к 2030 году ожидается рост трафика, передаваемого между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, до 600 Тбит/с, что создает для российских операторов связи дополнительные возможности реализации экспортного телекоммуникационного потенциала. Реализация данных возможностей связана с необходимостью ответа на вызовы конкурентной борьбы с другими странами, создающими как наземные магистральные линии связи для транзита трафика в обход территории Российской Федерации, так и наращивающими мощности подводных магистральных линий связи между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. При этом конкурентным преимуществом Российской Федерации на рынке предоставления транзитных мощностей между указанными регионами является географическое положение, позволяющее организовывать обмен данными с минимальными задержками.

Основным ориентиром развития экспортного потенциала отрасли связи должно стать увеличение к 2035 году объема трансграничного транзитного трафика на южных и восточных направлениях более чем в 40 раз по отношению к 2022 году (до 280 Тбит/с) путем:

модернизации магистральной инфраструктуры связи на территории Российской Федерации;

развития трансарктических магистральных линий связи вдоль трассы Северного морского пути, трансъевразийских магистральных волоконно-оптических линий связи;

стимулирования развития российскими операторами связи центров обработки данных на территориях дружественных стран как драйвера роста объемов трансграничного трафика и развития соответствующей инфраструктуры связи.

Мировые тенденции развития фиксированной связи

К основным мировым тенденциям развития фиксированной связи можно отнести следующие:

рост инвестиций в развитие сетей фиксированного широкополосного доступа к сети "Интернет" с целью удовлетворения требований к скорости пользователей услуг связи (скорость доступа более 1 Гбит/с). Мировой опыт показывает, что в рамках национальных стратегических и программных документов устанавливаются цели по покрытию гигабитной широкополосной связью до 100 процентов абонентов к 2025 - 2030 годам ("гигабитное сообщество"). В целом к 2030 году подключение на скорости до 10 Гбит/с может быть доступно для 23 процентов домохозяйств и 40 процентов организаций во всем мире. Ведущие мировые производители телекоммуникационного оборудования работают над проектами нового поколения связи, обеспечивающей скорость передачи данных до 10 Гбит/с, что возможно при реализации масштабных программ строительства и модернизации наземных и подводных волоконно-оптических линий связи в сочетании с развитием гибридных орбитально-наземных сетей связи;

совместное развитие и использование телекоммуникационной инфраструктуры несколькими операторами. Это позволяет сократить издержки операторов связи и повысить скорость развертывания сетей связи;

регулирование совместного строительства и использования операторами связи инфраструктуры других отраслей экономики.

Таким образом, в сфере развития фиксированной связи в Российской Федерации существуют следующие вызовы:

необходимость обслуживания, поддержания и развития фиксированных сетей связи для удовлетворения растущих потребностей в услугах связи в условиях ограниченных инвестиционных возможностей операторов связи;

рост инфраструктурных издержек и регуляторных требований;

отсутствие межотраслевой координации развития пространственно распределенных объектов линейной инфраструктуры, возможности достижения синергетических эффектов и, как следствие, снижение экономической привлекательности развития инфраструктуры связи.

Основываясь на проведенном анализе, можно сделать следующие выводы:

недостаточная инвестиционная привлекательность сегмента фиксированной связи в сочетании с ее высокой капиталоемкостью создают угрозы постепенной деградации телекоммуникационной инфраструктуры;

отсутствие доступного доверенного телекоммуникационного оборудования замедляет развитие и не позволяет обеспечить технологический суверенитет в сетях фиксированной связи;

доступность и качество телекоммуникационных услуг в целом зависят от технического состояния и технологического уровня развитости сетей фиксированной связи, прежде всего от магистральных линий связи;

отсутствие в действующих нормативных правовых актах "первичной сети связи" как объекта регулирования негативно влияет на обеспечение резервируемости и устойчивости сети связи в условиях воздействия внешних дестабилизирующих факторов.