3. Тенденции развития отрасли связи

3. Тенденции развития отрасли связи

Глобальные тенденции развития спроса на услуги связи

На сегодняшний день активно развиваются, совершенствуются и внедряются цифровые технологии, для использования которых необходим широкополосный доступ к сети "Интернет". Рядовые пользователи активно применяют технологии и сервисы, использование которых приводит к глобальному росту передачи данных. Так, объем мирового трансграничного интернет-трафика показывает постоянный рост в среднем на 33 процента в год за последние 5 лет.

Например, стриминговые сервисы дополняют способ потребления мультимедийного контента интерактивным функционалом и возможностью доступа к контенту по выбору пользователя. Они позволяют пользователям смотреть телевизионные шоу, фильмы и сериалы на мобильных устройствах, компьютерах и телевизорах в любое время и в любом месте. Популярность таких сервисов продолжает расти, поскольку они предоставляют неограниченные возможности для потребителей мультимедийного контента и дополняют традиционные способы его доставки. Кроме того, данные сервисы активно дополняются такими инновациями, как рекомендательные системы и генеративный искусственный интеллект. Это делает их еще более эффективными и удобными для использования.

Для пользователей мобильного интернета привычными стали просмотр и обмен видеороликами с высоким разрешением. Потребность в высоких скоростях подключения к сетям связи определяется также общим ростом числа устройств интернета вещей у каждого абонента (как в домохозяйствах, так и в бизнесе).

Вместе с тем остается актуальной обозначенная в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", задача сохранения и поддержки таких традиционных средств распространения информации, как линейное телевидение (эфирное, кабельное, спутниковое) и радиовещание. Данные услуги по текущим оценкам будут востребованы как минимум до 2035 года.

В то же время увеличение объемов трафика в сегментах домохозяйств и пользователей мобильного широкополосного доступа к сети "Интернет" в дальнейшем будет связано с растущим потреблением мультимедийного контента высокого качества, включая онлайн-игры, приложения дополненной реальности и виртуальной реальности, иммерсивные (с эффектом присутствия) сервисы для массового потребителя, потоковое видео в разрешении сверхвысокой четкости, а также с увеличением количества подключенных устройств.

Развитие сервисов на основе применения технологий интернета вещей вместе с остальными услугами связи усилит потребность в полном покрытии мобильной связью автомобильных и железных дорог. Цифровизация корпораций и государственного сектора, цифровая трансформация промышленности, развитие "облачных" вычислений, подключенного беспилотного транспорта, видеопотоков и сервисов "умного города", телемедицины и других технологий являются основными драйверами увеличения объема трафика и количества подключений устройств интернета вещей.

Вследствие развития цифровизации различных секторов экономики растут потребности абонентов в минимизации задержки сигнала для мобильных сетей связи до гарантированных задержек (в некоторых случаях не более 1 миллисекунды) и повышении надежности доставки пакетов данных. Такие требования наряду с требованиями по подключению на скорости 1 - 10 Гбит/с важны для следующих активно развивающихся направлений:

"умный город" и системы городской безопасности (включая сервисы видеонаблюдения с применением технологий искусственного интеллекта);

удаленный контроль и автоматизация производственных процессов в отдельных отраслях экономики;

игровая индустрия (включая приложения дополненной реальности и виртуальной реальности, "облачные" онлайн-игры в высоком разрешении и т.д.);

управление беспилотными летательными аппаратами в режиме реального времени;

онлайн-образование (интерактивные уроки);

телемедицина (включая телехирургию с поддержкой видеостриминга в высоком качестве);

автономный автотранспорт (включая взаимодействие с дорожной инфраструктурой, другими автомобилями и объектами), развитие которого выдвигает не только более высокие требования к уровню задержки сигнала и скорости, но и приводит к росту востребованности покрытия автомобильных и железных дорог широкополосным доступом к сети "Интернет".

В большинстве случаев с точки зрения обеспечения необходимых уровней минимизации задержки сигнала, скорости доступа и устойчивости передачи реализация указанных направлений возможна с использованием волоконно-оптических линий связи как среды передачи данных до конечного абонента или до базовой станции.

Обозначенные тенденции развития и внедрения цифровых сервисов позволяют сделать прогноз о дальнейшем увеличении глобального объема интернет-трафика не менее чем на 30 процентов в год, что приведет к его росту в 30 раз к 2035 году по сравнению с 2022 годом. Этот прогноз может быть проиллюстрирован исторической ретроспективой: смена поколений технологий передачи данных происходит приблизительно один раз в 10 лет. При смене с третьего на четвертое поколение технологий мобильной связи скорость и объем передачи данных в сетях подвижной радиотелефонной связи выросли приблизительно в 10 раз. Аналогично смена с четвертого на пятое поколение технологий мобильной связи обеспечивает рост скорости передачи данных также в 10 раз, что, в свою очередь, приводит к существенному росту потребления интернет-трафика.

Отмеченные мировые тенденции указывают на возрастающую роль цифровых сервисов и решений в различных отраслях экономики. Это вызывает рост требований к услугам связи, особенно в части покрытия, скорости, задержки и надежности передачи данных. Внедрение новых поколений технологий связи, позволяющих удовлетворить упомянутые требования, определяет, в свою очередь, необходимость роста инвестиций операторов связи, в том числе в развитие магистральных линий связи. В свою очередь, это приведет к росту спроса на рынке радиоэлектронной продукции. Поддержка инвестиционной активности операторов связи становится одной из главных задач регуляторов в сфере связи.

Тенденции в сфере технологического развития отрасли связи

Растущие потребности пользователей в объемах и качестве передачи данных, а также повсеместное внедрение телекоммуникационных сетей на объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - критическая информационная инфраструктура) приводят к необходимости внедрения на сетях связи инновационных архитектурных решений, автоматизации управления их работой и обеспечения информационной безопасности. В настоящем подразделе отмечены наиболее существенные и общие для развития инфраструктуры связи глобальные тенденции технологического развития. Специфические для отдельных видов связи и аспектов обеспечения отрасли связи тенденции будут рассмотрены в соответствующих подразделах далее.

Одними из наиболее значимых тенденций технологического и рыночного развития сферы связи становятся появление и развитие в 2020-х годах негеостационарных спутниковых систем связи и, как их дальнейшее развитие, появление гибридных орбитально-наземных сетей связи. В силу своих технологических особенностей и взаимодействия с наземной инфраструктурой связи такие спутниковые и орбитально-наземные системы связи в перспективе окажут существенное влияние на рынки не только спутниковой, но также фиксированной и мобильной связи во всем мире.

В мире рынок спутникового широкополосного доступа к сети "Интернет" с применением негеостационарных спутниковых систем связи растет опережающими темпами. По прогнозам, объем трафика таких систем превысит объем трафика геостационарных спутниковых систем связи в 2030 году, а к 2035 году будет превышать уже в 2 раза. До 2035 года совокупный объем рынка спутникового широкополосного доступа к сети "Интернет" вырастет на 28 процентов по сравнению с предыдущим десятилетием. В связи с активным развитием негеостационарных спутниковых систем связи и спутников высокой пропускной способности темпы роста предложения спутниковой емкости превышают темпы роста спроса. Потребность в пропускной способности в период 2016 - 2021 годов выросла в 2,3 раза, а предложение - в 7,3. По этой причине средняя выручка с одного пользователя снизилась на 60 процентов.

Гибридные орбитально-наземные сети реализуют стандарты мобильной связи LTE и 5G на спутниковом радиоинтерфейсе, обеспечивая прямую связь между космическим аппаратом и мобильным терминалом (например, смартфоном). В 2022 году консорциум 3GPP стандартизировал использование спутникового сегмента для мобильной связи. Свыше 15 компаний в мире анонсировали намерение развивать системы наземно-спутниковой связи. Крупнейшие мировые производители электронной компонентной базы и мобильных устройств анонсируют выпуск продукции с поддержкой прямой спутниковой связи. Развитие прямой спутниковой связи со смартфонами является наиболее значимой тенденцией становления гибридных сетей. В период 2028 - 2032 годов ожидается стандартизация универсальной единой наземно-воздушно-космической мобильной сети 5GA/6G.

Гибридные сети потенциально позволят обеспечить высокоскоростную связь с низкой задержкой на всей территории Российской Федерации (включая Арктическую зону Российской Федерации), высокую мобильность абонентов, в том числе с использованием смартфонов, а также возможность управления беспилотными летательными аппаратами в режиме реального времени с обширной территорией контроля.

При этом для обеспечения информационной безопасности спутниковых систем необходимо реализовать защиту передаваемой в них информации с применением шифровальных (криптографических) средств защиты информации (далее - средства криптографической защиты информации).

Другими значимыми тенденциями глобального технологического развития отрасли связи являются:

развитие технологий магистральных волоконно-оптических систем со спектральным разделением каналов (DWDM/OTN), в том числе расширение используемого спектрального диапазона и повышение скорости передачи данных;

смещение вычислительных мощностей в сторону границы сети, развитие "граничных" вычислений, позволяющих реализовать высокоскоростные вычисления с низкой задержкой передачи данных ближе к абоненту. Данная тенденция приводит к росту количества небольших центров обработки данных, расположенных на периферии сети, и снижению загруженности ключевых центров обработки данных за счет децентрализации. При этом доля выполняемых центрами обработки данных "граничных" вычислений к 2035 году составит до 30 процентов общего объема вычислений в центрах обработки данных, а доля трафика между центрами обработки данных заметно возрастет. Если сейчас соотношение трафика между центрами обработки данных и между центрами обработки данных и абонентами составляет примерно 1:1, то к 2035 году ожидается изменение этого соотношения до 2:1. С одной стороны, данная тенденция приводит к росту спроса на услуги мини-центров обработки данных и на соответствующее оборудование, разработанное специально для "граничных" вычислений, с другой стороны, необходимость размещения мини-центров обработки данных на периферии сети в максимальной близости от абонентов постепенно усугубляет конвергенцию инфраструктуры связи и инфраструктуры хранения и обработки данных, что потенциально способно превратить операторов связи в крупнейших операторов центров обработки данных по общей совокупности управляемых ими вычислительных мощностей и систем хранения данных;

виртуализация сетей - перенос функциональности телекоммуникационного оборудования на серверы, в "облака", в микроцентры и мини-центры обработки данных, что подразумевается концепциями программно-определяемой сети и виртуализации сетевых функций;

создание самоорганизующихся сетей - распространение интеграции решений на основе искусственного интеллекта в коммуникационные сети для автоматизации прогнозирования и предупреждения, обнаружения и устранения сетевых проблем и повышения производительности сети;

использование открытых сетевых решений, инфраструктурного и телекоммуникационного программного обеспечения, построенного на основе открытого исходного кода, рассматривается как важный элемент стратегии перехода к виртуализированным, программно-определяемым сетям. Развитием открытых стандартов, технологий и решений в настоящее время занимается более 10 крупных международных ассоциаций и консорциумов;

использование технических средств противодействия DDoS-атакам для комплексного отражения атак на ресурсы и сайты сети "Интернет";

развитие автоматизированных систем обнаружения, предупреждения, ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта;

развитие средств криптографической защиты информации, их внедрение в используемые и перспективные технологические решения, протоколы связи и управления, внедрение криптографических методов, основанных на квантовых технологиях.

Тенденции в сфере государственного регулирования
отрасли связи

Обозначенные тенденции связаны с появлением новых сервисов и технологий и с увеличением требований к сетям связи. Такие тенденции приводят к необходимости постоянного наращивания инвестиций в технологическое перевооружение и развитие сетевой инфраструктуры со стороны операторов связи. Это создает дополнительное финансовое давление на отрасль связи во многих странах мира. Поэтому государственные регуляторы разрабатывают и применяют новые подходы к перераспределению ресурсов отрасли связи (в том числе радиочастотных), чтобы создать благоприятные условия для развития телекоммуникационной инфраструктуры.

К таким подходам можно отнести совместное строительство и использование пространственно распределенных объектов линейной инфраструктуры. Телекоммуникационные компании, так же как и электросетевые, транспортные, тепло- и газораспределительные компании, ведут бизнес, связанный со строительством и последующей эксплуатацией пространственно распределенных объектов линейной инфраструктуры. Совместная эксплуатация инфраструктуры (опор, столбов, канализации и других объектов) несколькими сетевыми компаниями из разных отраслей экономики позволяет сократить срок окупаемости вложений в ее создание и снизить совокупные эксплуатационные расходы взаимодействующих компаний.

Многие иностранные государственные регуляторы усиливают взаимодействие таких инфраструктурных компаний из разных секторов экономики, регулируют порядок их совместного использования инфраструктуры, устанавливают сроки рассмотрения организациями заявок от других компаний с необходимостью четко описывать основания для отказа, порядок ценообразования при использовании чужой инфраструктуры.

Развивается практика создания открытых для участников рынка информационных ресурсов, содержащих сведения о существующих или планируемых к реализации проектов по созданию сетей связи с совместным использованием инфраструктуры.

Еще одной тенденцией, связанной с оптимизацией финансирования развития и поддержания отрасли связи, является распределение части издержек, связанных со строительством и эксплуатацией сетей связи, на крупные интернет-компании, которые генерируют существенный объем трафика и являются основными бенефициарами создания сетей связи с широкополосным доступом к сети "Интернет". Во многих странах, в частности в Республике Корея, Республике Индии и странах Европейского союза, на законодательном уровне крупные интернет-компании обязаны заключать с операторами связи на разумных основаниях соглашения о платежах за использование инфраструктуры и вносить тем самым вклад в эксплуатацию и развитие национальной телекоммуникационной инфраструктуры.

К значимым тенденциям государственного регулирования сферы связи за рубежом необходимо отнести целенаправленные усилия регуляторов иностранных государств в повышении уровня технологического суверенитета в отрасли связи путем системного и неуклонного стимулирования производства национального телекоммуникационного оборудования, а также его внедрения на национальных сетях связи.

Значение сетей связи как неотъемлемой части критической информационной инфраструктуры, необходимой для управления государством и обеспечения его обороноспособности, выдвигает во многих странах на первый план вопросы создания и внедрения телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения, отвечающих национальным требованиям по безопасности информации, а также минимизации зависимости государства от импортных технологий. Для этого применяется широкий спектр механизмов государственной поддержки, в том числе государственный заказ на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансовая поддержка национальных разработчиков телекоммуникационного оборудования, механизмы льготного финансирования закупок и внедрения операторами связи национального телекоммуникационного оборудования, таможенные барьеры для импорта иностранного телекоммуникационного оборудования, прямые запреты на его использование, экономические санкции в отношении иностранных компаний - разработчиков телекоммуникационного оборудования и т.д.

Обозначенные меры в той или иной степени применяются различными странами, например, Соединенными Штатами Америки, Китайской Народной Республикой, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Республикой Индией, допускающими при этом импорт и использование иностранного телекоммуникационного оборудования (и его компонентов) в условиях невозможности обеспечить создание полностью независимого от иностранных технологий оборудования.

В Российской Федерации также усиливается внимание регуляторов к вопросам обеспечения информационной безопасности в оборудовании сетей связи.

Потребности в развитии сетей связи

Перед российской отраслью связи стоит задача обеспечить возможность широкополосного доступа к сети "Интернет" для всех домохозяйств и социально значимых объектов в Российской Федерации.

Развитие магистральной инфраструктуры связи обусловлено необходимостью обеспечивать передачу постоянно возрастающих объемов трафика. Основными драйверами роста станут подключенный транспорт, цифровое производство, видеопотоки "умного города", пользовательское видео в разрешении 4K и 8K, приложения дополненной реальности и виртуальной реальности для массового потребителя, онлайн-игры.

С учетом потребностей ключевых отраслей экономики и социальной сферы (образование, здравоохранение, строительство, транспорт, финансы, оборона страны, безопасность государства и др.) в современных телекоммуникационных сервисах до 2035 года большая часть федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций (компаний) и организаций с государственным участием заинтересованы в получении:

подвижной радиотелефонной связи с использованием технологии 5G со скоростью доступа свыше 50 Мбит/с;

фиксированного широкополосного доступа к сети "Интернет" со скоростью доступа 1 Гбит/с и выше;

спутниковой радиосвязи, в том числе широкополосного доступа к сети "Интернет";

беспроводной связи малого радиуса действия и профессиональной радиосвязи.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации заинтересованы в расширении программ по устранению цифрового неравенства, а также в подключении удаленных и труднодоступных территорий с использованием волоконно-оптических линий связи.