IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

IV. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода

На развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, продолжает оказывать давление целый ряд дополнительных факторов - естественный прирост населения, неблагоприятная институциональная среда, сохраняющаяся экономическая отсталость, близость к зонам конфликтов и, как следствие, низкая инвестиционная привлекательность.

Реализация естественных преимуществ Северного Кавказа осуществляется не в полном объеме, низкий уровень социально-экономического развития региона во многих областях препятствует своевременному устранению имеющихся проблем. Ключевыми из них сегодня являются высокая дотационность региональных экономик, высокий уровень безработицы, высокая изношенность сетей коммунальной сферы, низкий уровень обеспеченности населения социальной инфраструктурой (объектами здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания), что на фоне позитивных демографических процессов в будущем будет только обострять ситуацию.

Реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в экономике и социальной сфере субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, экономика и социальная сфера которых были существенным образом подорваны в 1990-е годы, в том числе в связи с проведением боевых действий и контртеррористических операций.

По итогам 2011 года объем валового регионального продукта указанного федерального округа достиг 1064842,8 млн. рублей. Наибольший вклад в валовой региональный продукт округа внес Ставропольский край - 399947,4 млн. рублей (38 процентов), наименьший - Республика Ингушетия - 26112,8 млн. рублей (2,5 процента).

За период с 1999 по 2011 год средний ежегодный темп прироста валового регионального продукта (в постоянных ценах) составил 8 процентов, по Российской Федерации - 5,7 процента. Округ находится на последнем месте среди федеральных округов по показателю среднего валового регионального продукта на душу населения, который составил в 2011 году 112,5 тыс. рублей (в Российской Федерации - 316,6 тыс. рублей).

Оборот организаций округа по всем видам деятельности к началу 2013 года составил 1,5 трлн. рублей, или 110,2 процента к уровню 2011 года, индекс цен производителей промышленных товаров - 107,3 процента, индекс производства продукции сельского хозяйства - 93,5 процента.

Внешнеторговый оборот в январе - сентябре 2012 г. характеризовался отрицательным торговым сальдо - минус 0,5 млрд. долларов США (экспорт 1 млрд. долларов США, импорт - 1,4 млрд. долларов США) и составил 0,4 процента общероссийского внешнеторгового оборота.

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики округа, за указанный период составил 471543 млн. долларов США.

В целом в 2012 году объем инвестиций в округ не превышает 3,2 процента всех инвестиций России.

Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в 2012 году исполнен с дефицитом 6,5 млрд. рублей. Расходы составили 338,4 млрд. рублей, доходы - 331,8 млрд. рублей.

Численность экономически активного населения в 2012 году составила 4,5 млн. человек, или 47,1 процента общей численности населения округа. Уровень безработицы, отвечающий критериям методологии Международной организации труда, снизился на 1,4 процентного пункта и составил в 2012 году 13,1 процента.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата возросла по сравнению с 2011 годом на 19,8 процента и составила 16936 рублей, реальная заработная плата выросла на 14,4 процента.

Существенное влияние на развитие округа оказывают демографические показатели, которые увеличивают нагрузку на существующую социальную инфраструктуру, обостряют нехватку учреждений здравоохранения, дошкольных детских и общеобразовательных учреждений, большинство из которых располагаются в нетиповых и ветхих помещениях, где отсутствуют элементарные санитарно-гигиенические условия.

В свою очередь, принимаемые по строительству новых учреждений меры позволяют заменить аварийные объекты, но не приводят к расширению коечного и ученического фондов.

В 2012 году в целом по округу число родившихся превысило число умерших на 87,1 тыс. человек (коэффициент естественного прироста населения составил 9,2 процента). Миграционный отток населения составил 39,3 тыс. человек. В Российской Федерации естественный прирост населения составил минус 2573 человека, миграционный отток населения - 294930 человек.

Удельный вес населения моложе трудоспособного возраста в общей численности населения Северо-Кавказского федерального округа равен 23,9 процента - 2266121 человек и колеблется от самого низкого по округу - в Ставропольском крае (17,4 процента) до самого высокого - в Чеченской Республике (34,5 процента).

Вместе с тем только в 2 регионах округа - в Республике Северная Осетия - Алания и Ставропольском крае - более 50 процентов детей охвачено дошкольным образованием.

С одной стороны, это отражает традиционный для Северо-Кавказского федерального округа подход к воспитанию детей в семье, но в большей степени является результатом ограниченного доступа к услугам учреждений дошкольного образования.

В среднем по округу охват дошкольным образованием составил в 2012 году 37,8 процента, или около 53 процентов от среднероссийского уровня. При этом дошкольные образовательные учреждения работают с перегрузкой - на 100 мест в детских садах приходится 113 детей, 158237 детей стоят в очереди для получения места.

Не лучшим образом обстоят дела с общеобразовательными учреждениями - 51 процент школ работают в две и три смены (569802 учащихся). Удельный вес учащихся, занимающихся в 1-ю смену, к общему числу учащихся составил в 2012 году 78,9 процента.

Система здравоохранения во всех субъектах, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, также находится на низком уровне развития. С каждым годом растет дефицит больниц и поликлинических учреждений, остаются на высоком уровне такие показатели, как младенческая и перинатальная смертность, материнская смертность, наблюдается рост числа детей-инвалидов и заболеваемости населения отдельными инфекционными болезнями.

Особые опасения вызывает заболеваемость населения гепатитом - 133,9 процента к январю - сентябрю 2011 г. (в Российской Федерации - 102,4 процента).

Неблагоприятная ситуация сложилась и в жилищно-коммунальном хозяйстве округа. Техническое состояние коммунальных сооружений характеризуется высокой (более 60 процентов на конец года) степенью износа, более 70 процентов действующих систем водоснабжения и канализации не обеспечено очистными сооружениями, системами обеззараживания воды.

Отсутствие системы очистных сооружений приводит к тому, что сточные неочищенные воды сбрасываются в водные объекты и являются одним из основных источников загрязнения рек и Каспийского моря, а самостоятельно осуществляемое жителями водоотведение повлекло загрязнение подземных вод, которые используются для водоснабжения.

Важное значение сегодня имеют, с одной стороны, повышение роли Северного Кавказа в общероссийской экономике и социальной жизни на основе гармоничной реализации интересов всех субъектов социально-экономических отношений, с другой - борьба с политическим и религиозным экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом, с третьей - противодействие деструктивному влиянию внешних политических сил в процессе глобализации.

Основываясь на анализе и прогнозе сложившейся ситуации, принимая во внимание уровни бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, можно предположить, что без государственной поддержки достичь намеченных результатов не представляется возможным.

В 2013 году на территории Северо-Кавказского федерального округа реализуется порядка 20 федеральных целевых программ и подпрограмм.

Особое значение имеют проекты, реализуемые на территории округа с привлечением кредитных ресурсов государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", открытого акционерного общества "Сбербанк России", открытого акционерного общества "Россельхозбанк", а также проекты и мероприятия, реализуемые в рамках инвестиционных программ субъектов естественных монополий и институтов развития округа.

В 2013 году капитальные вложения инвестиционного характера из федерального бюджета по федеральной адресной инвестиционной программе составят 32,3 млрд. рублей, что в 1,8 раза меньше, чем в 2012 году. Снижение объемов федерального финансирования вызвано завершением в 2012 году реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы".

В 2013 году завершается реализация федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2013 годы)", в связи с чем с 2014 года финансирование развития Северо-Кавказского федерального округа будет направлено на точечную модернизацию в основных отраслях.

Опыт 2008 - 2013 годов показал, что программно-целевой подход к социально-экономическому развитию Северо-Кавказского федерального округа едва ли имеет серьезную альтернативу.

Отсутствие системного подхода к расходованию средств федерального бюджета на развитие Северо-Кавказского федерального округа, диверсификация ресурсов по различным программам, отсутствие координации усилий органов государственной власти, направленных на сбалансированное социально-экономическое развитие регионов Северного Кавказа, могут привести к нарушению единства государственной политики на территории округа, неэффективному использованию бюджетных средств, росту коррупционных и иных рисков.

В итоге все это приведет к недостижению целевых показателей и индикаторов государственной программы.

Анализ ситуации показал, что в 2008 - 2012 годах суммарный объем финансирования капитальных вложений в социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа из федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральных целевых программ "Юг России (2008 - 2013 годы)", "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы" и "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы" составил 152,64 млрд. рублей, объем финансирования из прочих источников - 85,5 млрд. рублей.

В отношении субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, объем финансирования составил:

Республика Дагестан - 44,5 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 17,8 млрд. рублей, средства бюджета Республики Дагестан - 3 млрд. рублей, внебюджетные источники финансирования - 23,7 млрд. рублей;

Республика Ингушетия - 29,66 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 15,96 млрд. рублей, средства бюджета Республики Ингушетия - 2,5 млрд. рублей, внебюджетные источники финансирования - 11,2 млрд. рублей;

Кабардино-Балкарская Республика - 16,5 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 6,4 млрд. рублей, средства бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 1,3 млрд. рублей, внебюджетные источники финансирования - 8,8 млрд. рублей;

Карачаево-Черкесская Республика - 16,4 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 4,98 млрд. рублей, средства бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 1,3 млрд. рублей, внебюджетные источники финансирования - 10,1 млрд. рублей;

Республика Северная Осетия - Алания - 22,6 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 7,2 млрд. рублей, средства бюджета Республики Северная Осетия - Алания - 1,6 млрд. рублей, внебюджетные источники финансирования - 13,8 млрд. рублей;

Чеченская Республика - 106,3 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 98,3 млрд. рублей, средства консолидированного бюджета Чеченской Республики - 4,4 млрд. рублей, внебюджетные источники финансирования - 3,6 млрд. рублей;

Ставропольский край - 2,2 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 2 млрд. рублей, средства бюджета Ставропольского края - 186 млн. рублей.

В 2013 году в рамках федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2013 годы)" запланированы средства федерального бюджета в размере 6,6 млрд. рублей, средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 1,4 млрд. рублей, средства внебюджетных источников - 16,05 млрд. рублей.

В рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы" в 2013 году запланированы средства федерального бюджета в объеме 4,5 млрд. рублей, средства консолидированного бюджета Республики Ингушетия - 528,9 млн. рублей.