V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

V. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах
решения проблемы

Для решения проблемы эффективного развития экономики и социальной сферы Северо-Кавказского федерального округа предлагаются 2 сценария.

При реализации первого сценария (оптимистичный вариант) решения проблемы обеспечивается форсированная трансформация модели социально-экономического развития округа, при этом обеспечивается преемственность мер государственного регулирования, а решение поставленных задач осуществляется в рамках подходов, сформированных государственной программой.

Один из таких подходов - реализация капиталоемких масштабных проектов, которые обеспечат в перспективе наибольший эффект по количеству создаваемых рабочих мест и формированию доходной базы субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, позволят сформировать центры инвестиционного роста с созданием смежных производств и организацией подготовки кадров.

Учитывая изложенное, оптимистичный вариант предполагает реализацию мероприятий по снятию инфраструктурных ограничений развития экономики (строительство энергетической, коммунальной и транспортной инфраструктуры производственных площадок), тем самым будут обеспечены достаточные производственные мощности для привлечения в регионы Северо-Кавказского федерального округа частных инвестиций и реализации инвестиционных проектов, предусмотренных государственной программой. Важное значение при оптимистичном варианте имеет эффективное использование человеческого потенциала в различных отраслях экономики, что позволит существенно снизить отток квалифицированных кадров.

Все это гарантирует создание опорных точек развития в приоритетных отраслях экономики (создание агропромышленных и промышленных кластеров) и, как результат, будет способствовать:

созданию новых рабочих мест и снижению напряженности на рынке труда;

повышению бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, за счет налоговых поступлений;

формированию в регионе достаточного объема внутренних финансовых ресурсов для развития социальной сферы.

Бюджетные инвестиции направлены на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата, стимулируют рост частных инвестиций, способствуют формированию современной инженерной и транспортной инфраструктуры.

Ежегодный прирост за счет реализации Программы валового регионального продукта округа, составляющего 114,5 - 115 процентов, находится на уровне порядка 7 - 9 процентов по сравнению с базовым уровнем.

Адаптация экономики округа к функционированию в условиях присоединения Российской Федерации ко Всемирной торговой организации проходит без существенных осложнений.

В то же время использование первого сценария при решении проблемы связано с определенными рисками.

Максимальная эффективность мероприятий Программы прямо пропорциональна понесенным на их реализацию финансовым затратам, зависит от масштабов федерального участия в решении поставленных задач.

Один из рисков оптимистичного варианта решения проблемы - риск сокращения бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае нужно будет реструктуризировать расходы и оптимизировать мероприятия Программы, разрабатывать и реализовывать механизмы приостановления ряда уже начатых изменений.

Основным последствием структурных изменений станет недостижение целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы и государственной программы.

Экономические риски связаны в основном с тем, что основная часть хозяйствующих субъектов будет стремиться опираться на традиционные подходы к ведению экономической деятельности, что будет препятствовать устранению социально-экономических дисбалансов и тормозить сбалансированное развитие территорий.

Минимизация рисков оптимистичного варианта решения проблемы будет обеспечена за счет реализации Программы, ориентированной на устранение неравномерности социального развития субъектов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, сокращение межрегиональной дифференциации, рост благосостояния населения, создание кластеров, реализующих конкурентный туристско-рекреационный потенциал округа, развитие региона-агломерации Кавказские Минеральные Воды.

Программа обеспечивает эффективное управление (регулирование) государственной региональной политикой, направленной на реализацию потенциала развития Северного Кавказа.

Второй сценарий (базовый вариант) не предполагает форсирование темпов экономического роста, ориентирован на удовлетворение ожиданий населения округа по повышению качества и доступности социальных услуг.

Ключевое значение при реализации базового варианта имеет завершение начатых в ходе реализации предшествующих федеральных целевых программ мероприятий и объектов капитального строительства.

Такой подход обеспечивает преемственность реализации мер социально-экономической политики на Северном Кавказе, что позволит достичь в полном объеме ее запланированных результатов. Проекты, реализация которых осуществляется в границах особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, направлены преимущественно на сохранение и повышение уровня рационального использования лечебных и рекреационных ресурсов, выполнение комплекса мер по охране и снижению негативного антропогенного воздействия на окружающую среду региона.

Темпы роста валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа за счет реализации Программы составят не более 2 - 4 процентов в год. Отсутствие достаточных условий, выражающихся в развитой инженерной и транспортной инфраструктуре и рациональном размещении в регионе производственных мощностей, не позволит обеспечить в ближайшей перспективе мощный инвестиционный толчок для роста частных инвестиций в экономику округа.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных инвестиций) по округу формируется в основном по инерции государственной гарантийной поддержки приоритетных проектов 2011 - 2013 годов, а также "точечных" (незначительных) инвестиций в развитие туристического и территориальных производственных кластеров.

Медленный рост налогооблагаемой базы не позволяет обеспечить самодостаточность региональных бюджетов. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, увеличивается несущественно.

В свою очередь, высокая рождаемость и увеличение продолжительности жизни населения, рост государственных социальных обязательств создают дополнительную нагрузку на бюджеты всех уровней, сохраняется их высокая дотационность.

Серьезными рисками второго сценария являются риски существенного увеличения расходов на содержание (поддержание в технической готовности) материально-технической базы социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, а также риски роста дефицита соответствующих услуг.

Все это будет иметь негативные последствия для реализации стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, так как задачи по сбалансированному развитию регионов России в части субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, решены не будут.