4. Услуги в сфере информационно-телекоммуникационных технологий

4. Услуги в сфере
информационно-телекоммуникационных технологий

Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги охватывают виды услуг:

телекоммуникационными услугами являются трансляция или передача звуковой информации, изображений и других информационных потоков через системы кабельной, радиотрансляционной, телевизионной или спутниковой связи, услуги по аренде и техническому обслуживанию линий связи, сетей передачи звука, изображения и данных;

к компьютерным услугам относятся операции, связанные с созданием и внедрением программного обеспечения, работы, связанные с обработкой данных, хранением баз данных и работой с ними, услуги по разработке, дизайну и размещению веб-страниц на сервере, предоставлению консультационных услуг, связанных с программным обеспечением и функционированием вычислительной техники, и другие;

информационными услугами являются снабжение средств массовой информации сводками новостей, фотографическим материалом и тематическими статьями, услуги по использованию коммерческих сайтов в сети "Интернет" и другие.

Общая характеристика международного рынка услуг в сфере
информационно-телекоммуникационных технологий

В 2017 году мировой экспорт услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий составил 527 млрд. долларов США (10 процентов глобального экспорта услуг). Этот рынок стабильно растет, среднегодовые темпы прироста в 2010 - 2017 годах составили 7 процентов. Наиболее высокую динамику экспорта услуг информационно-телекоммуникационных технологий демонстрируют страны Содружества Независимых Государств (ежегодное увеличение на 12 процентов в 2010 - 2017 годах) и Азии (среднегодовой прирост на уровне 9 процентов).

Основная доля в экспорте услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий приходится на компьютерные услуги, около 72 процентов. Поступления от предоставления компьютерных услуг выросли с менее чем 100 млрд. долларов США в 2005 году до 353 млрд. долларов США в 2016 году, или более чем в 3,5 раза.

Быстрый рост торговли компьютерными услугами и в целом услугами информационно-телекоммуникационных технологий стал возможен благодаря стремительному развитию сети "Интернет" и мобильной связи. Так, число пользователей сети "Интернет" в мире увеличилось более чем в 1,7 раза в 2016 году по сравнению с 2010 годом, количество абонентов сотовой связи возросло в 1,4 раза.

В числе крупнейших экспортеров услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий входят страны Европейского союза, Республика Индия, Соединенные Штаты Америки, Китайская Народная Республика, Швейцарская Конфедерация, Республика Сингапур, Государство Израиль, Канада, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Филиппины. Наиболее динамично растут поставки таких услуг из Китайской Народной Республики, Республики Сингапур, Республики Филиппины и Государства Израиль. В числе лидеров по статье "компьютерные услуги" (кроме вышеперечисленных стран) находятся также Российская Федерация и Республика Корея. Доля Российской Федерации в мировом экспорте телекоммуникационных услуг составляет 1,7 процента, компьютерных услуг - 0,9 процента.

Основные направления и перспективы развития мирового рынка
услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий

Масштабы и возможности цифровой экономики и ее влияния на международную торговлю уже сегодня очень велики и будут расти. По оценке Конференции ООН по торговле и развитию, вклад услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий и производства товаров информационно-телекоммуникационных технологий в мировой валовый внутренний продукт в настоящее время достигает 6,5 процента. Около 100 млн. человек занято в секторах услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. Глобальные продажи по каналам электронной коммерции составили 25 трлн. долларов США в 2015 году против 16 трлн. долларов США в 2013 году.

Характерной чертой цифровой экономики является многократное увеличение потоков данных в глобализированной виртуальной среде. Ожидается, что глобальный интернет-трафик будет прирастать на 23 процента ежегодно в 2014 - 2019 годах и к концу периода в 66 раз превзойдет уровень 2005 года. В потребительском эквиваленте это означает, что в 2019 году примерно 142 млн. человек будут круглосуточно каждый день использовать сеть "Интернет" для одновременного просмотра видеоматериалов с высоким разрешением. В соответствии с прогнозом транснациональной компании "CISCO" в 2017 - 2022 годах глобальный интернет-трафик должен вырасти с 46,6 тыс. гигабайт в секунду до 150,7 тыс. гигабайт в секунду (глобальный интернет-трафик с применением межсетевых протоколов (IP-трафик), должен расти на 26 процентов в год в тот же период и достигнуть уровня 396 эксабайт (около 425 млрд. гигабайт) в месяц в 2022 году.

Новым феноменом, возникшим в результате синтеза процессов цифровизации и глобализации, являются глобальные онлайновые платформы, которые, по оценкам специалистов, к 2025 году могут добавить 2,7 трлн. долларов США к мировому валовому внутреннему продукту, создать 72 млн. новых рабочих мест и улучшить производственные результаты для 540 млн. человек.

Наряду с традиционным интернетом быстро развивается интернет вещей, ставший к настоящему времени глобальным явлением, с 8,4 млрд. различных устройств, к нему подключенных. Ожидается, что к 2020 году число устройств, присоединенных к интернету вещей, превысит 20,4 млрд. Соответственно прогнозируется быстрый рост коммуникаций машин (устройств) между собой (в 2,5 раза в 2020 году к уровню 2015 года) и связанного с этим цифрового информационного трафика (в 6,3 раза за тот же период).

Большие перспективы связаны с широким внедрением и освоением технологии больших данных, позволяющей создавать стоимость в новых видах, качественно усилить предсказательные и прогностические возможности в самых различных областях. Путем использования этой технологии можно значительно повысить эффективность трансграничной коммерции, выстраивая маркетинговые планы на огромных, ранее недоступных массивах данных. При этом технологии эффективной работы с большими данными являются фактически безальтернативными в условиях прогнозируемого стремительного роста накопленного в мире объема информации (с 3 зеттабайтов в 2013 году до примерно 40 зеттабайтов к 2020 году, 1 зеттабайт равен 1021 байтам).

Существенным внешнеторговым потенциалом обладают услуги хранения и обработки данных, где можно выделить 2 базовые модели оказания таких услуг центрами обработки данных. К базовым моделям относятся услуги по аренде пространства центра обработки данных для установки собственного оборудования клиента и облачные услуги. Все большее значение на мировом рынке услуг хранения и обработки данных придается облачным сервисам, которые характеризуются более низкой ценой и гибкостью по сравнению с услугами по аренде пространства центра обработки данных для установки собственного оборудования клиента. Объем мирового рынка этих услуг также динамично растет и достиг примерно 30 млрд. долларов США в 2017 году.

С учетом современных реалий и перспектив развития цифровой экономики, радикальных структурно-технологических сдвигов в производстве и инфраструктуре именно услуги в сфере информационно-телекоммуникационных технологий и основанные на применении передовых телекоммуникационных и компьютерных технологий деловые, профессиональные и технические услуги обладают наибольшим потенциалом роста в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Дематериализация цепочек добавленной стоимости, где физические поставки будут все более замещаться обменом данными, также окажет мощное стимулирующее воздействие на торговлю услугами в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.

Российский экспорт услуг в сфере
информационно-телекоммуникационных технологий

Экспорт Российской Федерации услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий составил в 2017 году 4,7 млрд. долларов США, или 8 процентов суммарного экспорта услуг. Главную роль здесь играет экспорт компьютерных услуг, объем которого в 2017 году достиг своего исторического максимума - 3,4 млрд. долларов США и вырос по сравнению с 2001 годом в 35 раз, с 2005 года - почти в 9 раз. Фактически это основной драйвер развивающейся интеллектуально-технологической специализации Российской Федерации в торговле услугами.

Наиболее перспективным инновационным экспортным кластером является российская индустрия программного обеспечения. По оценке некоммерческого партнерства разработчиков программного обеспечения "РУССОФТ", в настоящее время в Российской Федерации экспортной деятельностью занимаются не менее 2000 софтверных компаний, или более 60 процентов всех устойчиво работающих компаний этой отрасли. Из-за снижения курса рубля доля зарубежных продаж в общем объеме продаж программного обеспечения и услуг по его разработке в долларовом исчислении увеличилась с 50 процентов в 2014 году до 65 процентов в 2015 году. В 2017 году этот показатель составил около 62 процентов. При этом методология сбора и обработки данных в рамках указанного исследования отличается от официальной международной методологии сбора статистических данных о торговле услугами в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, используемой Центральным банком Российской Федерации.

Экспорт программного обеспечения и услуг по его разработке (далее - экспорт программного обеспечения) в 2017 году по сравнению с 2006 годом вырос в 6,2 раза, до 8,8 млрд. долларов США, что заметно больше, чем суммарные продажи авиакосмической техники и судов (группы 88 и 89 ТН ВЭД ЕАЭС). Среднегодовые темпы прироста экспорта программного обеспечения за последнее десятилетие составили более 18 процентов.

По итогам 2016 - 2017 годов экспорт программного обеспечения российских разработчиков достигал 5 процентов всего несырьевого, неэнергетического экспорта Российской Федерации (товары и услуги). Если считать по реальным валютным поступлениям в страну, доля программного обеспечения составляет 3 процента.

В данных по экспорту программного обеспечения не учитываются валютные доходы отечественных интернет-компаний (крупнейшими являются /Яндекс и Мейл.Ру), которые также основаны на использовании собственного оригинального софта и коммерциализации решений на его базе. По оценке некоммерческого партнерства "РУССОФТ", экспорт российских интернет-компаний сегодня превышает 1,5 млрд. долларов США.

Основной объем зарубежных продаж программного обеспечения и услуг по его разработке приходится на сервисную модель, примерно 50 процентов (услуги по разработке программного обеспечения, предоставляемые отечественными софтверными компаниями), несколько меньше обеспечивает продуктовая модель (реализация продуктов и готовых решений отечественных софтверных компаний).

Географическое распределение российского экспорта услуг по разработке программного обеспечения, основной статьи суммарного экспорта программного обеспечения в рамках соответствующей статьи платежного баланса Российской Федерации ("компьютерные услуги") выглядит следующим образом (на 2017 год):

Соединенные Штаты Америки - 1103,1 млн. долларов США;

Федеративная Республика Германия - 264,2 млн. долларов США;

Ирландия - 245,0 млн. долларов США;

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - 237 млн. долларов США;

Республика Кипр - 215,5 млн. долларов США;

Швейцарская Конфедерация - 197,5 млн. долларов США;

Королевство Нидерландов - 97,2 млн. долларов США;

Республика Казахстан - 83,1 млн. долларов США;

Чешская Республика - 71,3 млн. долларов США;

Специальный административный район Гонконг - 56,7 млн. долларов США;

Королевство Швеция - 52,3 млн. долларов США;

Словацкая Республика - 48,9 млн. долларов США;

Республика Сингапур - 43,5 млн. долларов США;

Республика Белоруссия - 34,9 млн. долларов США;

Великое Герцогство Люксембург - 32,8 млн. долларов США.

Перспективы развития российского экспорта услуг в сфере
информационно-телекоммуникационных технологий

Результаты исследований международных компаний подтвердили наличие высокой экспортной ориентации и стратегического инновационного потенциала у российских разработчиков программного обеспечения, прежде всего для решений "бизнес для бизнеса". Из общего числа опрошенных компаний 72 процента отметили, что находятся в процессе создания экспортных продуктовых направлений либо уже сделали это, а еще 20 процентов планируют выход на международный рынок в ближайшие 2 - 3 года. Сильной стороной российских разработчиков программного обеспечения является хорошая математическая подготовка специалистов, способность создавать сложные продукты и нестандартные решения, интегрированность в мировое сообщество разработчиков программного обеспечения, сравнительно невысокая себестоимость разработки программного обеспечения.

Принципиальный вывод исследования заключается в целесообразности фокусировки российских разработчиков на технологически сложных сегментах мирового рынка информационных технологий (платформенные и инфраструктурные решения, инженерное и научное программное обеспечение), концентрации на поиске решений для самых перспективных сегментов этого рынка, которыми являются искусственный интеллект (включая машинное обучение и нейронные сети), интернет вещей и компьютерное зрение, большие данные, безопасность киберфизических систем и другие.

Экспортным потенциалом обладает российская индустрия хранения и обработки данных, предоставляющая в том числе облачные сервисы. В 2017 году объем отечественного рынка услуг по аренде пространства центра обработки данных для установки собственного оборудования составил около 17 млрд. рублей (примерно 295 млн. долларов США), увеличившись на 14 процентов по отношению к 2016 году.

Государственная политика должна быть сфокусирована на стимулировании развития и экспортной ориентации сферы информационно-телекоммуникационных технологий, являющейся основой цифровой экономики и технологических трансформаций четвертой промышленной революции. Главными ограничениями являются регуляторные, поэтому нужны меры по либерализации и упрощению норм валютного регулирования и контроля, меры по оптимизации учета и возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте в отношении информационно-телекоммуникационных технологий компаний, упрощенные схемы отчетности перед Федеральной налоговой службой по сделкам об оказании услуг в электронной форме через сеть "Интернет". Требуется совершенствовать финансовые меры поддержки компаний информационно-телекоммуникационных технологий с использованием механизмов факторинга в сочетании с действующими программами облегчения доступа к экспортным кредитам.

Долговременная конкурентоспособность национальной софтверной отрасли и ее продуктов на мировом рынке будет определяться расширением и повышением качества подготовки программистов и в целом кадров для работы в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, включая специалистов по информационно-телекоммуникационному маркетингу со знанием иностранных языков, созданием максимально благоприятных условий для начала бизнеса в области информационных технологий, стимулированием перспективных зарубежных студентов и начинающих специалистов в области информационных технологий к продолжению учебы и работы в Российской Федерации (для этого использовать средства и механизмы российской национальной программы содействия международному развитию, делающей акцент на странах Содружества Независимых Государств).

Развитию экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий будет способствовать последовательная реализация национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", включающего модернизацию информационной инфраструктуры, создание глобально конкурентоспособной индустрии хранения и обработки данных на территории Российской Федерации, в том числе для расширения экспорта услуг дата-центров.

Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги являются единственным видом российских экспортных услуг, по которому исходная база для сравнения на предстоящий период (объем продаж в 2017 году) одновременно является историческим максимумом поступлений. Тем важнее их ожидаемый динамичный рост до 2025 года, самый быстрый (и номинальный, и реальный) по сравнению с другими услугами. Это обеспечит существенное увеличение доли услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в общем объеме российского экспорта услуг, примерно с 8,1 процента до 11,1 процента. Причем это увеличение будет иметь место и по телекоммуникационным, и по информационным, и самое существенное увеличение по главной составляющей, которой являются компьютерные услуги.

Рост экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий ожидается более стабильным, чем по другим видам услуг. Однако именно развитие экспорта услуг и продуктов программирования и других компьютерных услуг, а также экспорта информационных услуг наряду с прочими инновационными услугами подвержено более сильному негативному влиянию обострения отношений с Западом, чем так называемые традиционные виды услуг. Развитие сектора услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в дальнейшем будет связано с развитием облачных услуг, укреплением спроса на искусственный интеллект и новые серверы.

Прогнозируемые среднегодовые темпы прироста экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в 2018 - 2025 годах составляют 12,3 процента. В соответствии с целевым сценарием объем зарубежных продаж телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг в 2025 году должен составить 12,15 млрд. долларов США, из них поставки телекоммуникационных услуг - 2,91 млрд. долларов США, компьютерных услуг - 8,96 млрд. долларов США, информационных услуг - 0,28 млрд. долларов США. Увеличение экспорта телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг будет ограничиваться быстрым ростом внутреннего спроса, сохраняющейся напряженностью отношений с Западом и проблематичностью формирования в рассматриваемый период единого рынка этих услуг в рамках Евразийского экономического союза.

С учетом прогноза экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, текущей и прогнозной динамики импорта услуг за рубежом, а также условий доступа на рынки услуг перспективными странами - импортерами российских услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий являются Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Королевство Нидерландов, Ирландия, Республика Кипр, Швейцарская Конфедерация, Французская Республика, Королевство Испания, Чешская Республика, Итальянская Республика, Китайская Народная Республика, Специальный административный район Гонконг, Республика Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Казахстан, Республика Белоруссия, Республика Узбекистан.

Проблемы и барьеры для развития российского экспорта услуг
в сфере информационно-телекоммуникационных технологий

Основные общесистемные проблемы развития экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в Российской Федерации состоят в следующем:

наличие регуляторных и административных барьеров, связанных с требованиями валютного и налогового законодательства;

наличие сложностей, связанных с доступом экспортеров услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий к финансированию;

отсутствие эффективных мер по продвижению российских услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий на ключевых зарубежных рынках.

Ключевыми барьерами для развития экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий являются ограничения по доступу компаний к финансированию, а также обременительные регуляторные нормы и административные правила в области валютного, налогового регулирования, осуществления экспортного контроля.

Российские информационно-телекоммуникационные компании сталкиваются с проблемами валютного контроля, возникающими на всех этапах ведения бизнеса и препятствующими динамичному развитию. Экспортеры услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий из стран Организации экономического сотрудничества и развития с аналогичными ограничениями не сталкиваются. Эти ограничения по использованию зарубежных счетов и требование репатриации, которые имеют особое значение для высокотехнологичных компаний, работающих на международных рынках, существенно усложняют проведение платежей. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации. Кроме того, резиденты должны представлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютных операций.

Российские экспортеры услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий не могут использовать электронные денежные средства для трансграничных операций в сегменте "бизнес для бизнеса", что является чувствительным барьером для этой сферы ввиду оказания онлайн-услуг. Возможность трансграничных расчетов с помощью электронных платежей существенно облегчит проведение экспортно-импортных транзакций для российских компаний.

В настоящее время компании, работающие в сфере информационных технологий, имеют льготы по страховым взносам. В соответствии со статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для электронных вычислительных машин, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, устанавливают, тестируют и сопровождают программы для электронных вычислительных машин, баз данных, на период 2017 - 2023 годов предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов, а именно 14 процентов.

В целях достижения установленного размера дохода от осуществления деятельности в области информационных технологий доходы от оказания услуг по распространению интернет-рекламы не учитываются, в связи с чем организация не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов. Отсутствует четкое определение категорий компаний, которые могут претендовать на получение льгот. У компаний, осуществляющих сопровождение свободного программного обеспечения, специализирующихся на продаже облачного программного обеспечения, могут возникать трудности при получении льгот. Вместе с тем важно создавать условия для снижения налогового бремени не только в отношении разработчиков программного обеспечения, но и для поставщиков софтверных услуг.

Зарубежные страны широко применяют налоговые льготы для информационно-телекоммуникационных компаний. Например, Япония и Республика Корея предоставляют налоговые льготы для компаний, которые инвестируют средства в цифровые продукты безопасности. В Российской Федерации же возможности расширения налоговых льгот для информационно-телекоммуникационных компаний используются пока не в полной мере (реализуются только пилотные проекты по снижению ставки налога на прибыль для таких компаний, например, в Новосибирске с 1 января 2015 г. ставка налога на прибыль для информационно-телекоммуникационных компаний снижена с 20 процентов до 15,5 процента).

В соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации реализация прав на использование программного обеспечения и баз данных не облагается налогом на добавленную стоимость. Также согласно письмам Министерства финансов Российской Федерации реализация информационных продуктов освобождается от налога на добавленную стоимость, но только при наличии лицензионного договора в письменном виде. Таким образом, возникают сложности в отношении применения льготы в случае заключения договора купли-продажи.

Основной проблемой администрирования налога на добавленную стоимость при экспорте информационных и компьютерных услуг является сложность однозначного определения места реализации услуги.

Реализация продукции в сфере информационно-телекоммуникационных технологий и услуг согласно Налоговому кодексу Российской Федерации не подлежит налогообложению. Однако "входящий" налог на добавленную стоимость компания - экспортер услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий принять к вычету не может. У экспортеров товаров ставка налога на добавленную стоимость равна 0 процентов, и указанные экспортеры товаров имеют право на вычет "входящего" налога на добавленную стоимость. Соответственно, одним из наиболее значимых барьеров в экспорте услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий выступает невозможность вычета "входящего" налога на добавленную стоимость при экспорте услуг.

Особые налоговые послабления могут быть предусмотрены в отношении компаний, осуществляющих поставки услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе в сфере развивающих прорывных цифровых технологий (интернет вещей, искусственный интеллект, анализ больших данных, блокчейн).

Получение льготного экспортного кредитования компаниями, предоставляющими услуги в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, осложняется отсутствием у банков механизмов определения залогового обеспечения по экспортным контрактам, предметом которых являются результаты интеллектуальной деятельности.

Примерами лучших практик по развитию экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий являются создание специальных налоговых стимулов для информационно-телекоммуникационных компаний (Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия и другие), внедрение эффективных инструментов финансирования отрасли, включая устранение барьеров для доступа к кредитованию, реализация иных мер, направленных на поддержку небольших компаний, создающих инновационные продукты.

Основные задачи и меры по развитию экспорта услуг в сфере
информационно-телекоммуникационных технологий

Увеличение объемов экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий должно быть главным образом основано на эффективном использовании потенциала российской отрасли в сфере информационно-телекоммуникационных технологий за счет создания благоприятного налогового режима для поставщиков услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, устранения барьеров для экспорта, связанных с валютным регулированием, реализации мер информационно-промоутерской поддержки и улучшения доступа компаний к экспортному финансированию.

Основными задачами по развитию экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий являются:

устранение регуляторных и административных барьеров при экспорте, связанных с валютным и налоговым регулированием, требованиями экспортного контроля;

создание благоприятного налогового режима для российских компаний, осуществляющих поставки услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий;

создание условий для сертификации и адаптации услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий к требованиям внешних рынков;

реализация мер информационно-промоутерской поддержки российских компаний, осуществляющих экспорт услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, включая обеспечение участия российских экспортеров в конференциях, выставках, круглых столах, помощь в подготовке и адаптации маркетинговых материалов и других.

Приоритетными мерами по развитию российского экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий являются:

либерализация требований по репатриации валютной выручки и использованию счетов резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, модификация системы представления экспортерами подтверждающих документов и информации органам и агентам валютного контроля;

внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих применение ставки 0 процентов по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в отношении прибыли, полученной в результате реализации компьютерных и информационных услуг;

внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих установление налогообложения 0 процентов налога на добавленную стоимость операций по экспорту услуг (работ);

внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части увеличения предельного размера нормируемых расходов на рекламу, а также представительских расходов, учитываемых в расходах организации для целей определения налогооблагаемой базы;

внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части обеспечения возможности применения пониженных тарифов страховых взносов российскими организациями, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для электронных вычислительных машин, баз данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, устанавливают, тестируют и сопровождают программы для электронных вычислительных машин, баз данных при осуществлении реинвестирования доходов таких организаций в ценные бумаги и производные финансовые инструменты;

принятие методических рекомендаций Федеральной налоговой службы о порядке подтверждения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы при применении повышающего коэффициента для учета в налогооблагаемой базе организации;

реализация проекта по созданию "Виртуальной особой экономической зоны" для информационно-телекоммуникационных компаний;

разработка пакета мероприятий по сертификации и адаптации в сфере информационно-телекоммуникационных технологий к требованиям внешних рынков;

упрощение доступа поставщиков услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий к финансово-кредитным инструментам поддержки экспорта с учетом отраслевой специфики;

реализация проекта по созданию сети специализированных центров поддержки и продвижения экспортеров отрасли в сфере информационно-телекоммуникационных технологий на ключевых зарубежных рынках (включая разработку концепции, финансовой и операционной модели функционирования таких центров);

государственная информационно-промоутерская поддержка российских компаний, предоставляющих услуги в области информационно-телекоммуникационных технологий, ориентированная на инновационные компании малого и среднего предпринимательства;

проведение маркетинговых исследований ключевых экспортных рынков для российских услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе услуг хранения и обработки данных, облачных сервисов, с учетом единой системы мониторинга развития приоритетных экспортных рынков;

внесение изменений в нормативные правовые акты, связанные с обращением результатов интеллектуальной деятельности, полученных в ходе исполнения гособоронзаказа, в целях передачи разработчикам прав на пользование результатами интеллектуальной деятельности для коммерциализации на гражданском рынке;

проведение мероприятий по нивелированию рисков, связанных с внешними ограничительными факторами, включая анализ ограничительных требований на рынках третьих стран;

обеспечение возможности применения пониженных тарифов страховых взносов информационно-телекоммуникационными компаниями при реинвестировании доходов в ценные бумаги и производные финансовые инструменты;

обеспечение доступности иностранного оборудования, используемого для экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий с учетом требований российского законодательства;

создание благоприятного режима для экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в рамках Евразийского экономического союза с учетом задач реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза с учетом задач национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации";

включение положений, направленных на развитие сотрудничества в сфере цифровой экономики и упрощение экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, в региональные торговые соглашения с участием Российской Федерации;

выработка стандартов для продвижения в сфере информационно-телекоммуникационных технологий на международных площадках. В настоящее время не существует единых подходов к развитию цифровой экономики, страны придерживаются разных подходов к обеспечению безопасности данных, применению требования локализации, что создает барьеры для экспорта услуг. Российская Федерация с учетом задач развития цифровой экономики, необходимости обеспечения информационной безопасности, охраны авторских прав в цифровой экономике может выступить с инициативой определения единых правил ответственного ведения бизнеса в условиях цифровой экономики, которые могут найти свое отражение в соответствующем руководстве Организации экономического сотрудничества и развития (Организацией приняты отраслевые руководства ответственного ведения бизнеса, не затрагивающие аспекты ведения бизнеса в условиях цифровой экономики);

создание механизма формирования расширенной, репрезентативной и достоверной статистики в сфере экспорта продукции и услуг отрасли информационно-телекоммуникационных технологий.