3. Деловые услуги

3. Деловые услуги

Деловые услуги охватывают следующие виды услуг:

научные исследования и разработки, включая продажу результатов научно-исследовательских разработок, информации о промышленных процессах, а также взносы в научные организации, объединения, ассоциации (за исключением международных и благотворительных организаций, объединений, фондов, ассоциаций);

профессиональные услуги и консультационные услуги в области управления, в том числе юридические услуги, услуги по аудиту, бухгалтерскому учету и оптимизации налогообложения, консультационные услуги и услуги по связям с общественностью, реклама, маркетинг, изучение общественного мнения;

технические, торгово-посреднические и прочие деловые услуги, в том числе объединяющие операционный лизинг, услуги в области архитектуры, инженерные услуги, услуги в технических областях, услуги по переработке отходов и очистке окружающей среды, услуги в области сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых, прочие услуги, не отнесенные к другим категориям.

Общая характеристика международного рынка деловых услуг

Объем мирового экспорта деловых услуг в 2017 году составил 1187 млрд. долларов США (22,5 процента мирового экспорта услуг). Указанный рынок устойчиво и динамично расширяется, среднегодовые темпы прироста в 2010 - 2017 годах достигали 6 процентов, в 2017 году мировой экспорт деловых услуг вырос на 8 процентов. При общей для большинства стран положительной динамике наибольший рост экспорта деловых услуг зафиксирован в странах Европы, Северной Америки и Азии, на которые в 2017 году пришлось свыше 92 процентов мирового экспорта деловых услуг, в том числе 52 процента - на страны Европы, 25 процентов - Азии и 15 процентов - Северной Америки.

Деловые услуги являются в высокой степени перспективным сегментом международной торговли услугами, поскольку включают в основном наукоемкие, технологические и интеллектуальные услуги, широко использующие современные информационные, цифровые технологии, передовое программное обеспечение и сопутствующие продукты. Страны, имеющие прочные позиции в экспорте информационных услуг, как правило, являются крупными поставщиками и деловых услуг, в частности страны Европейского союза, Соединенные Штаты Америки, Республика Индия, Республика Корея, Канада, Государство Израиль, Республика Филиппины.

В Соединенных Штатах Америки 27 процентов экспорта деловых услуг приходится на услуги в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, 54 процента - на профессиональные и консультационные услуги в области управления, 19 процентов - на технические, инжиниринговые услуги, связанные с торговлей, и другие деловые услуги, в Европейском союзе соответственно 14 процентов, 33 процента и 53 процента, в Республике Индии соответственно 4 процента, 71 процент и 25 процентов, в Государстве Израиль соответственно 45,5 процента, 17,5 процента и 37 процентов, в Республике Корея соответственно 4 процента, 11 процентов и 85 процентов, в Республике Филиппины соответственно 0,3 процента, 0,5 процента и свыше 99 процентов.

Основные направления и перспективы развития мирового рынка
деловых услуг

Мировой рынок деловых услуг является наиболее диверсифицированным, характеризуется высокой степенью инновационности, интеллектуализации, проникновения цифровых технологий.

С развитием процесса цифровизации традиционные бизнес-модели во многих сегментах этого рынка будут меняться, в том числе услуги и поездки специалистов заменятся торговлей интегрированными цифровыми продуктами и решениями, применением технологий виртуальной и дополненной реальностей, телеприсутствия, дистанционного управления робототехникой. Распространение глобальных онлайновых платформ и облачных технологий способствует интеграции деловых услуг и информационных услуг и их все большему уходу в цифровую сферу. Одновременно значительно повысится интенсивность участия индивидуальных предпринимателей, физических лиц в торговле деловыми услугами и профессиональными услугами.

Перспективы рынка во многом определятся динамикой проникновения новейших информационно-коммуникационных технологий в сферу деловых и профессиональных услуг, а также адекватностью регуляторных изменений, направленных на максимальное облегчение трансграничной торговли цифровыми услугами, предпринимаемых в рамках Всемирной торговой организации и региональных торговых соглашений, а также на уровне национального законодательства.

Мировой экспорт деловых услуг в 2018 - 2025 годах будет расти наиболее высокими темпами по сравнению с большинством других видов услуг (среднегодовой прирост на уровне 6 процентов) и к 2025 году предположительно приблизится к 1,9 трлн. долларов США, укрепив свои лидирующие позиции в глобальном экспорте услуг.

Российский экспорт деловых услуг

Российский экспорт деловых услуг в 2017 году составил 12,6 млрд. долларов США, или 21,9 процента суммарного экспорта услуг, увеличившись на 7,3 процента по сравнению с предыдущим годом, но остался на 32 процента меньше пикового уровня 2013 года.

Основные доходы по этой статье приносит экспорт технических, торгово-посреднических и прочих деловых услуг, доля которых в экспорте деловых услуг в 2017 году составила свыше 51 процента (6,48 млрд. долларов США). Доля экспорта профессиональных услуг и консультационных услуг в области управления составила 45 процентов (5,71 млрд. долларов США), услуг в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - 3,4 процента (0,43 млрд. долларов США).

Крупнейшими экспортными статьями по итогам 2017 года стали реклама, маркетинг, изучение общественного мнения, объем которых вырос относительно 2016 года на 14,6 процента, до 3,3 млрд. долларов США (26 процентов общего объема экспорта деловых услуг), и услуги в области архитектуры, инженерные услуги, услуги в технических областях, объем которых вырос относительно 2016 года на 2,4 процента, до 3,1 млрд. долларов США (25 процентов).

Значительные объемы экспорта услуг в области архитектуры, инженерных услуг и услуг в технических областях генерируются организациями оборонно-промышленного комплекса, атомного комплекса и неатомного энергомашиностроения.

Основными импортерами российских деловых услуг по стоимостным объемам импорта по итогам 2017 года являются:

Федеративная Республика Германия (1013,5 млн. долларов США);

Соединенные Штаты Америки (1011,9 млн. долларов США);

Французская Республика (977 млн. долларов США);

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (902,1 млн. долларов США);

Швейцарская Конфедерация (829,3 млн. долларов США);

Королевство Нидерландов (825,7 млн. долларов США);

Республика Кипр (719,8 млрд. долларов США);

Республика Панама (409,1 млн. долларов США);

Ирландия (308 млрд. долларов США);

Республика Казахстан (306 млн. долларов США);

Итальянская Республика (300,7 млн. долларов США).

Наиболее высокими темпами растет экспорт деловых услуг в Королевство Швеция, Французскую Республику и Республику Индию.

Основными странами - импортерами российских услуг в области научных исследований и разработок являются Соединенные Штаты Америки, Королевство Нидерландов, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Швейцарская Конфедерация и Федеративная Республика Германия, профессиональных услуг и консультационных услуг в области управления - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Швейцарская Конфедерация, Федеративная Республика Германия, Соединенные Штаты Америки, Республика Кипр, технических, торгово-посреднических и прочих деловых услуг - Французская Республика, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Королевство Нидерландов, Республика Панама.

Перспективы развития российского экспорта деловых услуг

Перспективы российского экспорта деловых услуг в решающей степени зависят от состояния внутреннего рынка Российской Федерации и динамики деловой активности на нем, спроса иностранных компаний на различные деловые и профессиональные услуги для освоения внутреннего рынка и увеличения рыночной доли.

Странами-лидерами по объемам экспорта деловых услуг принимаются такие меры поддержки экспорта, как исследования состояния зарубежных рынков деловых услуг, включая отдельные регионы иностранных государств и города, частичное субсидирование затрат при экспорте услуг, поддержка участия в зарубежных выставках в соответствующих сферах услуг, проведение анализа зарубежного законодательства на предмет возможных правовых барьеров для экспортеров.

Особенностями российского экспорта услуг, входящих в деловые услуги, является высокая зависимость их динамики и объема от неэкономических обстоятельств, состояния политического и делового климата в отношениях с иностранными государствами.

Основные подвиды деловых услуг в российском экспорте ориентированы на обслуживание ввоза товаров, услуг и капитала в Россию преимущественно из развитых стран как напрямую в части юридических услуг, услуг по аудиту, бухгалтерскому учету, оптимизации налогообложения, консультационных услуг, деловых услуг по связям с общественностью, рекламе, маркетингу, изучению общественного мнения, так и опосредованно в части деловых услуг в области архитектуры, инженерных услуг, услуг в технических областях и в области добычи полезных ископаемых. Динамика экспорта этих услуг будет определяться преимущественно динамикой российского импорта товаров и деловых услуг, а также динамикой ввоза капитала, в первую очередь прямых иностранных инвестиций из развитых стран и частично из Китайской Народной Республики.

Более благоприятные перспективы развития экспорта имеют геологоразведка и добыча полезных ископаемых, проектно-изыскательские работы, однако рост экспорта этих услуг будет конкурировать с удовлетворением быстро растущего внутреннего спроса.

Объемы экспорта деловых услуг в области научных исследований и разработок при определенном увеличении сохранят свою незначительную роль. Рост вовлеченности российской науки в международное сотрудничество продолжится, но его результаты в коммерческой форме будут отражаться в нарастающей степени по другим позициям экспорта товаров и услуг, в том числе по экспорту услуг в сфере интеллектуальной собственности, высокотехнологичных и инновационных товаров.

Объемы экспорта торгово-посреднических услуг в наименьшей степени зависят от состояния российской экономики и делового климата в стране и будут определяться специфическим внешним спросом, в том числе обусловленным международной политической обстановкой, в связи с чем могут быть подвержены резким изменениям, до резкого сокращения к концу 2025 года.

Деловые услуги повысят свое значение в общем российском экспорте услуг преимущественно за счет торговли с развитыми странами, Китайской Народной Республикой, другими крупными развивающимися экономиками, покажут высокие среднегодовые темпы прироста на уровне 10,8 процента и к 2025 году достигнут объема 29,2 млрд. долларов США, в том числе 0,75 млрд. долларов США - по услугам в области научных исследований и разработок, 11,5 млрд. долларов США - по профессиональным и консультационным услугам в области управления и 16,8 млрд. долларов США - по техническим, торгово-посредническим и прочим услугам.

Наиболее перспективными для развития российского экспорта деловых услуг являются:

услуги в области добычи полезных ископаемых;

инжиниринговые и инженерно-технические услуги;

профессиональные услуги и консультационные услуги в области управления, направленные на обеспечение деятельности многонациональных компаний на российском рынке, обслуживание совместных проектов резидентов и нерезидентов, предоставление консультационного содействия при реализации российских программ международной помощи за рубежом;

услуги ядерного топливного цикла, предоставляемые Государственной корпорацией "Росатом";

аналитические и рейтинговые услуги компаниям, зарегистрированным в иностранных юрисдикциях, в первую очередь в странах Содружества Независимых Государств;

профессиональные и консультационные услуги, направленные на обеспечение деятельности российских компаний на зарубежных рынках.

С учетом прогноза экспорта деловых услуг, текущей и прогнозной динамики импорта услуг, а также условий доступа на рынки услуг перспективными странами - импортерами российских деловых услуг являются Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Французская Республика, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Королевство Нидерландов, Ирландия, Япония, Королевство Бельгия, Китайская Народная Республика, Народная Республика Бангладеш, Республика Индия, Итальянская Республика, Республика Казахстан, Королевство Швеция, Республика Корея, Австрийская Республика, Канада, Республика Польша, Финляндская Республика, Республика Белоруссия, Королевство Испания, Многонациональное Государство Боливия, Республика Никарагуа, Восточная Республика Уругвай.

Проблемы и барьеры для развития российского экспорта
деловых услуг

Значительным барьером для экспорта деловых услуг является отсутствие льгот по налогу на добавленную стоимость при экспорте, что не соответствует мировой практике и ставит отечественных экспортеров услуг в неравное положение по отношению к иностранным конкурентам. Также существенным барьером является долгий срок возмещения налога на добавленную стоимость.

Также развитие экспорта значительной доли деловых услуг осложняют излишние требования к подготовке документов, подтверждающих экспортные сделки, включая акт выполненных работ (оказанных услуг), счет-фактуру, обязанность отражать в счете (инвойсе) сведения о месте оказания услуги.

Значительным барьером является отсутствие эффективных механизмов финансирования и субсидирования российских поставщиков деловых услуг. Так, существующий механизм субсидирования процентной ставки по договорам лизинга не включает речные, морские суда, портовое оборудование. Отсутствует механизм субсидирования процентной ставки по кредитам, предоставляемым компаниям, осуществляющим экспорт бухгалтерских, юридических, консалтинговых, аудиторских услуг.

Перечень подлежащих субсидированию затрат на продвижение объектов интеллектуальной собственности ограничен и не содержит затрат на внесение измененных данных в зарегистрированный объект интеллектуальной собственности, регистрацию объектов интеллектуальной собственности через Всемирную организацию интеллектуальной собственности и напрямую в национальных патентных ведомствах, регистрацию передачи прав использования объектов интеллектуальной собственности, получение услуг патентных поверенных в отношении указанных выше регистрационных действий. Необходимо увеличение сроков подачи документов в отношении понесенных затрат, в частности, предусмотреть возможность подачи документов на получение субсидии в отношении затрат прошлых периодов.

В рамках реализации международных договоров лизинга российские лизингодатели заключают с российскими организациями договоры купли-продажи имущества, которое будет выступать предметом лизинга. Действующее налоговое законодательство Российской Федерации не учитывает специфику отношений, возникающих из договоров международного лизинга, что в конечном итоге ставит в неравное положение российских лизингодателей и лизингодателей - нерезидентов Российской Федерации при передаче по договору лизинга продукции отечественного производства.

В частности, при международном лизинге движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации территория Российской Федерации не признается местом реализации услуг. Таким образом, при заключении договора международного лизинга движимого имущества российские лизинговые компании, приобретая предмет лизинга у российских организаций, не вправе принимать сумму предъявленного налога на добавленную стоимость к вычету, что влечет общее удорожание стоимости услуг.

Экспортеры профессиональных услуг, услуг в области управления, технических и торгово-посреднических услуг сталкиваются с существенными правовыми барьерами за рубежом, в том числе неоправданными требованиями получения местных лицензий на проектирование сооружений, включая лицензирование деятельности сотрудников и обязанность сдачи местного экзамена для оказания услуг в сфере архитектуры. Кроме того, в отдельных странах существуют ограничения на некоторые виды деятельности для иностранных поставщиков услуг аудита, консультирования и ряда прочих услуг.

Проблемой для поставщиков технологических и инжиниринговых услуг является доминирование на международном рынке контрактов на инжиниринг, снабжение и строительство (формат таких контрактов является широко востребованным, поскольку в большей степени удовлетворяет потребности заказчиков, нежели набор отдельных услуг), которые применяют продукцию и сопутствующие услуги только понятных им зарубежных компаний.

Приоритетные направления и задачи по развитию экспорта
деловых услуг

Ключевыми направлениями работы по развитию экспорта деловых услуг являются повышение конкурентоспособности российских экспортеров и выравнивание условий их деятельности по сравнению с иностранными конкурентами за счет совершенствования налогового и валютного законодательства, а также снятие ограничений на внешних рынках путем проведения переговоров о создании зон свободной торговли услугами со странами, которые обладают менее развитым сектором деловых и профессиональных услуг, что позволит учреждать совместные компании за рубежом с организациями-резидентами либо дочерние компании российских поставщиков услуг.

В создании благоприятных условий для экспорта инжиниринговых, технологических, технических и иных услуг, тесно связанных с основной деятельностью промышленных компаний, большую роль может сыграть формирование инфраструктуры для продвижения российской технологической культуры за рубежом как плацдарма для последующих поставок высокотехнологичных товаров и услуг.

Эта работа должна осуществляться по следующим направлениям:

предоставление образовательных услуг по обучению иностранных студентов и профессиональной подготовке специалистов в Российской Федерации, развитие межвузовского сотрудничества, создание российских курсов в зарубежных технических университетах;

развитие взаимодействия между российскими и зарубежными надзорными органами (регуляторами) в целях гармонизации стандартов, а также продвижение российских технологических решений в зарубежных странах, прежде всего развивающихся;

координация усилий по обеспечению российских интересов в международных специализированных организациях и форумах, включая продвижение интересующей Российскую Федерацию повестки их деятельности, подготовку, стажировку и продвижение российских кадров для работы в их аппарате, финансовое обеспечение полномасштабного участия в таких организациях и форумах.

Важным направлением расширения российского экспорта инжиниринговых, технических и консалтинговых услуг является включение таких услуг в пакеты международной помощи, оказываемой Российской Федерацией на двусторонней основе государствам Содружества Независимых Государств и отдельным развивающимся странам.

Необходимо проводить системную работу с российскими экспортерами деловых услуг по выявлению потребностей в поддержке экспорта, а также ограничений и барьеров по доступу на зарубежные рынки для этого вида услуг, которая должна включать взаимодействие с экспортерами через проведение встреч, переговоров, семинаров, форумов и стратегических сессий.

Необходимо расширить перечень предлагаемых Российским экспортным центром услуг, разработав специальные меры поддержки для экспортеров услуг, включающие помощь в регистрации представительства экспортера услуг за рубежом, возможность проведения выставок, предлагаемых экспортерами услуг на зарубежных площадках, принадлежащих Российской Федерации, проведение исследований законодательной базы иностранных государств и зарубежных рынков.

Приоритетными мерами по развитию российского экспорта деловых услуг являются следующие меры:

установление налоговой ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость при внешней торговле услугами и результатами интеллектуальной деятельности, в том числе для международного лизинга;

внесение изменений в законодательство в части применения налоговых вычетов по уплате налога на добавленную стоимость для российских организаций, привлекающих российские и местные субподрядные организации в целях осуществления проектов на территории иностранных государств, в том числе по EPC-контрактам, а также для российских организаций, работающих по контрактам на инжиниринг, снабжение и строительство;

внесение изменений в законодательство в части применения налоговых вычетов по уплате налога на добавленную стоимость для российских организаций в отношении затрат на оказание экспортных услуг;

подготовка предложений по созданию механизма субсидирования процентной ставки по коммерческим кредитам компаний, осуществляющих экспорт услуг, а также по договорам лизинга, заключаемым с нерезидентами в целях поставки продукции российского производства (железнодорожная техника и элементы инфраструктуры, авиатехника и элементы инфраструктуры, производственное, медицинское оборудование, автомобильная и специальная техника, коммунальная техника и элементы городской инфраструктуры, авиационные, речные, морские суда и портовое оборудование, энергетическое оборудование, строительная техника, работы, связанные с реализацией контрактов на инжиниринг, снабжение и строительство);

рассмотрение возможности либерализации требований по использованию счетов резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

рассмотрение возможности либерализации требований по репатриации валютной выручки для организаций малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированных организаций;

подготовка предложений о возможности создания зон свободной торговли в сфере торговли услугами со странами, которые обладают менее развитым сектором профессиональных услуг;

внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях увеличения предельного размера нормируемых расходов на рекламу, а также представительских расходов, учитываемых в расходах организации для целей определения налогооблагаемой базы;

внедрение инструментов финансирования и субсидирования акционерного капитала при реализации инжиниринговых проектов за рубежом;

внедрение инструментов поддержки экспортеров инжиниринговых услуг в формате контрактов на инжиниринг, снабжение и строительство;

подготовка предложений по обеспечению участия российских компаний - поставщиков деловых услуг, работающих под национальным брендом, для участия в реализации международных инвестиционных проектов, участником которых является Российская Федерация;

создание индекса ограничения торговли услугами Евразийского экономического союза на основе методологии индекса ограничения торговли услугами Организации экономического сотрудничества и развития;

создание механизма субсидирования затрат по продвижению российскими компаниями услуг в иностранные государства, в том числе на проведение в иностранных государствах круглых столов, конференций по продвижению услуг российских компаний, поиск деловых партнеров и других;

создание механизма субсидирования затрат по продвижению компаниями малого и среднего предпринимательства российского бренда в иностранных государствах;

подготовка предложений по разработке механизма предоставления экспортерам услуг из числа субъектов малого и среднего предпринимательства 200 процентов налогового вычета по расходам на расширение рынка и развитие инвестиций, в том числе на исследование рынка, участие в выставках и бизнес-миссиях, зарубежные рекламные кампании, лицензирование, учебные поездки, исследование рынков;

подготовка предложений по разработке механизма предоставления грантов субъектам малого и среднего предпринимательства в целях стимулирования выхода на зарубежные рынки;

оптимизация визового режима работников за рубежом;

создание площадки для организации закупок государственными компаниями экспортных услуг для внешнеэкономических проектов.