5. Строительные услуги

5. Строительные услуги

К строительству относятся работы по сооружению строительных объектов, включая работы, предшествующие строительству (исследование и подготовка строительного участка и другие), работы по возведению зданий и сооружению объектов гражданского строительства, специальные строительные работы (закладка фундамента, кровельные, бетонные работы и другие), монтаж оборудования, строительные и отделочные работы завершающего цикла, работы по прокладке различных коммуникаций, включая линии связи и установку оборудования телефонной сети, а также работы по ремонту зданий, помещений и сооружений и техническому обслуживанию строительных объектов. Приобретение товаров и услуг предприятиями-нерезидентами, ведущими строительные работы в стране нахождения строительного объекта (строительной площадки), у резидентов также отражается в составе строительства.

Строительные услуги подразделяется на следующие виды услуг:

строительство за рубежом включает строительные работы, выполняемые строительными предприятиями-резидентами для нерезидентов за рубежом;

строительство в Российской Федерации включает товары и услуги, приобретенные строительными предприятиями-нерезидентами на территории Российской Федерации у резидентов.

Общая характеристика международного рынка
строительных услуг

Мировой экспорт строительных услуг в 2017 году достиг 101 млрд. долларов США, что составило менее 2 процентов глобального экспорта услуг. После спада в 2016 году на 8 процентов экспорт строительных услуг вырос в 2017 году на 13,6 процента. Однако в целом в последнее десятилетие торговля строительными услугами развивалась низкими темпами, поскольку в динамично развивающихся странах по мере прогресса их экономик снижается потребность в привлечении иностранных строительных компаний и специалистов.

Наибольшими темпами экспорт строительных услуг в 2017 году рос в странах Азии (25 процентов), Содружества Независимых Государств (17 процентов) и Африки (13 процентов), практически в 2 раза вырос экспорт строительных услуг в Китайской Народной Республике (88 процентов).

Более половины мирового экспорта строительных услуг в 2017 году приходилось на страны Азии (51 процент) и около трети - на страны Европы (30 процентов на Европейский союз). Содружество Независимых Государств, Ближний Восток и Африка обеспечивали еще 14 процентов мирового экспорта. Крупнейшими экспортерами строительных услуг по итогам 2017 года являлись Китайская Народная Республика (23,9 млрд. долларов США), Япония (10,4 млрд. долларов США) и Республика Корея (9,4 млрд. долларов США).

Основные направления и перспективы развития мирового рынка
строительных услуг

Мировой рынок строительных услуг на уровне стран характеризуется участием большого количества небольших фирм, которые обычно специализируются в определенных областях или работают в небольших географических районах, и нескольких крупных игроков, которые реализуют масштабные инфраструктурные проекты (в Европейском союзе компании с численностью сотрудников менее 50 человек выполняют около 60 процентов строительных работ в стоимостном выражении, а 95 процентов строительных компаний - малые предприятия с численностью сотрудников менее 20 человек).

Около половины рынка строительных услуг приходится на сооружение объектов общественного назначения, таких, как дороги, жилые и офисные здания, социальная инфраструктура.

Важным драйвером развития международной торговли строительными услугами являются государственные закупки. Спрос на строительные услуги в рамках государственных закупок представляет значительную долю строительной деятельности в странах Организации экономического сотрудничества и развития (почти 35 процентов в Федеративной Республике Германия и Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии и более 40 процентов в Соединенных Штатах Америки).

Устойчивой тенденцией мирового рынка строительных услуг является расширение функций строительных компаний и предоставление ими услуг в области проектного финансирования и эксплуатации построенных объектов по модели права собственности проектной компании на объект в течение всего срока эксплуатации такого объекта (build-operate-transfer).

Строительные услуги характеризуются высокими издержками входа на новые рынки, в связи с чем международная торговля такими услугами особенно чувствительна к существующим регуляторным, торгово-политическим барьерам. На торговлю строительными услугами влияют значительное количество строительных правил и норм, отличающихся в разных странах, производственные стандарты, ограничения на установление коммерческого присутствия или перемещение персонала.

Наиболее серьезными проблемами в международной торговле строительными услугами являются ограничение иностранного владения, требования создания совместного предприятия или совместной эксплуатации, дискриминационные процедуры лицензирования или регистрации, ограничения типов проектов, ограничения на перемещение физических лиц. В частности, ограничения на реализацию прав собственности на землю или недвижимое имущество могут применяться ко всем секторам, но при наличии таковых наибольшее влияние окажут на строительные услуги.

Реализация строительных проектов за рубежом предусматривает длительное пребывание рабочего персонала, что, как правило, осложнено визовым режимом, а наличие требований привлечения местных подрядчиков может сделать экспорт строительных услуг невыгодным.

Добиваться высоких показателей в экспорте строительных услуг странам позволяют поддержка развития технологических разработок в сфере строительства и инжиниринга, повышающих конкурентоспособность на зарубежных рынках, формирование консорциумов, которые обеспечивают механизмы эффективного сотрудничества между крупными строительными компаниями и компаниями малого и среднего предпринимательства, реализация мер финансовой (экспортное кредитование, гарантии, страхование) и нефинансовой (продвижение единого бренда) поддержки, а также помощь национальных поставщиков в государственных закупках и закупках, проводимых международными организациями и институтами развития.

Перспективы развития строительного рынка тесно связаны с динамикой численности населения, что влияет на расширение жилищного фонда, социальной, транспортной и иной инфраструктуры, увеличение производственных мощностей. Согласно текущей динамике и прогнозам основной прирост населения ожидается в странах Африки и Азии.

При продолжающемся сокращении вклада в общий объем мирового экспорта услуг строительные услуги в 2018 - 2025 годах будут расти медленным темпом (среднегодовой прирост на уровне 2 процентов) и к 2025 году предположительно достигнут объема в 115 - 120 млрд. долларов США.

Российский экспорт строительных услуг

Российский экспорт строительных услуг в 2017 году составил 4,8 млрд. долларов США, или 8,3 процента суммарного экспорта услуг, увеличившись на 33,9 процента по сравнению с 2016 годом. В результате опережающего роста экспорта сальдо торговли строительными услугами стало положительным, профицит составил 0,4 млрд. долларов США против дефицита в 0,2 млрд. долларов США в 2016 году.

Доля Российской Федерации в мировом экспорте строительных услуг составляет 4,8 процента, или 4-е место по объему экспорта таких услуг.

Основной доход приносит реализация субподрядных договоров на строительные работы на территории Российской Федерации, заключенных с компаниями-нерезидентами, главным образом из стран дальнего зарубежья (3,65 млрд. долларов США, или 76 процентов в 2017 году).

Около 24 процентов поступлений (1,16 млрд. долларов США в 2017 году) формируется за счет сооружения российскими компаниями объектов за рубежом, в том числе атомных и иных энергетических объектов, электросетей, объектов транспортной и прочей инфраструктуры и других сложных производственных объектов. Поступления от указанных строительных работ, осуществленных для контрагентов из стран Содружества Независимых Государств, выросли в 2017 году до 0,53 млрд. долларов США, или на 67,4 процента уровня 2016 года. Большая часть платежей поступила за выполнение строительных работ на территории Республики Белоруссия.

Основными импортерами российских строительных услуг по итогам 2017 года являются Французская Республика (1481,1 млн. долларов США), Турецкая Республика (642 млн. долларов США), Республика Белоруссия (501,2 млн. долларов США), Итальянская Республика (321,1 млн. долларов США), Китайская Народная Республика (178,5 млн. долларов США), Республика Сербия (153,6 млн. долларов США), Республика Кипр (153,1 млн. долларов США), Королевство Нидерландов (151,6 млн. долларов США), Федеративная Республика Германия (125,5 млн. долларов США), Народная Республика Бангладеш (124,2 млн. долларов США).

Наиболее высокими темпами растет экспорт строительных услуг в Китайскую Народную Республику, Федеративную Республику Германия, Французскую Республику, Республику Белоруссия.

Основными странами - импортерами российских строительных услуг по строительству на территории Российской Федерации являются Французская Республика, Турецкая Республика и Итальянская Республика, по строительству за рубежом - Республика Белоруссия, Народная Республика Бангладеш и Румыния.

Перспективы развития российского экспорта
строительных услуг

Российская Федерация обладает потенциалом для развития экспорта строительных и инжиниринговых услуг, который связан с наличием необходимых компетенций и возможностями укрепления позиций на рынках развивающихся стран.

Расширение затрат на инфраструктурное строительство в динамично развивающихся странах создает потенциальные возможности для повышения коммерческой активности российских компаний в сооружении объектов энергетической, транспортной, производственной и иной инфраструктуры за рубежом. Наиболее очевидные перспективы на этом направлении имеет Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", располагающая самым крупным в мире портфелем проектов по сооружению энергоблоков для атомных электростанций.

Принципиальный вопрос связан с созданием благоприятного режима для привлечения к строительной деятельности флагманских отечественных компаний за рубежом российских же субподрядчиков, поставщиков строительных товаров, услуг и технологий, в том числе из сферы малого и среднего предпринимательства.

Наибольшее значение для увеличения экспорта строительных услуг будет иметь реализация планов привлечения иностранных подрядчиков к сооружению объектов на территории Российской Федерации в рамках комплексного плана модернизации инфраструктуры, национальных проектов "Жилье и городская среда", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Наука" и некоторых других. Также важно повышение производительности, качества товаров и услуг российских субподрядчиков, предусмотренное отдельными мероприятиями национальных проектов.

Однако слабая видовая диверсификация строительных услуг и снижающаяся ценовая конкурентоспособность российских поставщиков в условиях нарастающей конкуренции будут тормозить рост экспорта в среднесрочной перспективе, несмотря на относительно низкий исходный уровень.

Присущая российскому экспорту строительных услуг нестабильность его объемов в основном сохранится до 2025 года при незначительной стабилизации динамики к концу периода и скорее всего только по строительству за рубежом. В сфере зарубежного строительства это будет обеспечиваться дальнейшей концентрацией поступлений от экспорта энергетических объектов преимущественно за счет расширения строительства атомных электростанций, частично от объектов по добыче неэнергетических полезных ископаемых.

К концу периода ожидается превышение максимальных показателей рекордного 2008 года (причем и по строительству в Российской Федерации, и по зарубежным стройкам), но только номинально, с учетом инфляции этот максимум не будет достигнут. Соотношение экспортных поступлений от внутреннего строительства и зарубежных строек практически не изменится, что не исключает больших колебаний этого соотношения год от года.

Сохраняя заметную долю в российском экспорте услуг, строительные услуги в целевом сценарии предположительно покажут умеренный рост со среднегодовыми темпами на уровне 6,1 процента и к 2025 году достигнут объема 7,97 млрд. долларов США, в том числе 1,86 млрд. долларов США по строительству за рубежом и 6,11 млрд. долларов США по строительству в Российской Федерации.

Наиболее перспективными для развития российского экспорта строительных услуг являются:

подрядные работы для иностранных компаний, осуществляющих строительство в Российской Федерации;

строительство атомных электростанций за рубежом;

комплекс услуг по строительству объектов энергетической, транспортной, производственной инфраструктуры в странах Азии, Африки и Ближнего Востока, Содружества Независимых Государств;

участие в реализации масштабных международных инфраструктурных, инвестиционных проектов в евразийском регионе (в рамках китайской инициативы "Один пояс - один путь", автомобильные коридоры Шанхайской организации сотрудничества, транспортные коридоры Программы Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), международный транспортный коридор "Север - Юг");

участие в международных тендерах в рамках проектной деятельности Всемирного банка с комплексными предложениями, объединяющими услуги нескольких российских строительных и инжиниринговых компаний.

С учетом прогноза экспорта строительных услуг, текущей и прогнозной динамики импорта услуг за рубежом, а также условий доступа на рынки услуг перспективными странами - импортерами российских строительных услуг являются Китайская Народная Республика, Турецкая Республика, Французская Республика, Итальянская Республика, Королевство Нидерландов, Федеративная Республика Германия, Республика Индия, Народная Республика Бангладеш, Социалистическая Республика Вьетнам, Финляндская Республика, Королевство Норвегия, Румыния, Республика Сербия, Республика Польша, Чешская Республика, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Республика Армения, Азербайджанская Республика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Государство Кувейт.

Проблемы и барьеры для развития российского экспорта
строительных услуг

Значительное негативное влияние на конкурентоспособность строительной отрасли и развитие ее экспортного потенциала оказывает высокая степень зарегулированности отрасли.

По количеству необходимых процедур для получения разрешения на строительство Российская Федерация со значением 14,4 находится в середине рейтинга Doing Business. В Дании, которая возглавляет рейтинг, необходимо пройти 7 обязательных процедур. Наибольшей проблемой в Российской Федерации является длительность получения разрешений, которая доходит до 240 дней. В странах Организации экономического сотрудничества и развития этот показатель составляет 154,6 дня, а в Республике Корея на получение разрешения необходимо потратить 27,5 дня.

В настоящее время страны Организации экономического сотрудничества и развития переходят к риск-ориентированному подходу к выдаче разрешений на строительство. Такой подход направлен на более рациональное и эффективное распределение ресурсов, концентрацию регулирования на тех объектах, где велика вероятность причинения вреда, в соответствии с категоризацией строительных объектов.

Для Российской Федерации характерна проблема нехватки квалифицированных кадров из-за малой привлекательности получения профессии строителя, которая включает в себя тяжелый физический труд и небезопасные условия труда. Дефицит квалифицированных кадров не позволяет в больших объемах реализовывать сложные инфраструктурные проекты за рубежом. Наблюдается недостаток специалистов со средним профессиональным образованием, которые готовы после обучения приступить к работе.

Кроме того, большинство молодых специалистов не обладают достаточными практическими знаниями, их теоретические знания получены по программам обучения, которые остались еще с советских времен и не учитывают современные технологии. Не развито широко применяемое за рубежом сотрудничество между учебными заведениями и отраслью, в том числе между преподавателями и инструкторами на рабочем месте.

Для обеспечения конкурентоспособности услуг необходима гармонизация технических стандартов и регулирования в соответствии с лучшими международными практиками, а также гармонизация стандартов со странами Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС и другими.

В связи с отсутствием гармонизации российских стандартов разработки проектно-сметной документации с международными стандартами компании-экспортеры сталкиваются с необходимостью готовить 2 комплекта проектно-сметной документации, один комплект - в соответствии с российскими стандартами для отчетности перед Счетной палатой Российской Федерации, другой комплект - в соответствии с требованиями зарубежного заказчика.

Механизм формирования цен зарубежных проектов, который в настоящее время регулируется порядком определения затрат российских организаций, связанных с особенностью строительства за рубежом, устарел и требует актуализации.

Осложняют экспортную деятельность строительных компаний действующие правила репатриации валютной выручки в части ограниченных возможностей использования выручки в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации.

Практика российских строительных и инжиниринговых компаний показывает, что контракты с иностранным заказчиком не всегда обеспечивают возможность реализации оборудования иностранному заказчику непосредственно в момент вывоза с территории Российской Федерации, поскольку при исполнении контрактов "под ключ" права собственности переходят по завершению всех работ и пуска объекта в эксплуатацию. В этом случае вывоз оборудования не может квалифицироваться как операция по реализации товаров для целей налога на добавленную стоимость, что исключает возможность возврата налога на добавленную стоимость и ставит российские компании в неравное положение с зарубежными компаниями, которые имеют возможность возместить налог на добавленную стоимость в отношении части контракта, предусматривающей экспорт оборудования.

Российские компании - экспортеры строительных услуг нуждаются в доступе к льготному финансированию для реализации зарубежных инфраструктурных проектов. Отсутствие эффективных инструментов финансовой и нефинансовой поддержки на предпроектной стадии также снижает конкурентоспособность российских компаний.

В зарубежной практике органы власти работают в тесном партнерстве с представителями отрасли в целях определения возможностей для торговли и конкурентных преимуществ поставщиков строительных услуг, в том числе под единым брендом, а также с привлечением консалтинговых компаний. Меры государственной поддержки предусматривают организацию крупных мероприятий (мероприятий в формате Roadshow) в перспективных странах. Необходимо создание международных консорциумов и технологических альянсов, включение субъектов малого и среднего предпринимательства в технологические цепочки зарубежных компаний и лидеров российского рынка, работающих за рубежом.

Отсутствует эффективное продвижение строительных и инжиниринговых услуг российских подрядных организаций и специалистов при реализации крупных инфраструктурных проектов за рубежом.

Барьером для экспорта строительных услуг является отсутствие признания между странами квалификаций строителей, специалистов с профессиональным образованием, что препятствует перемещению российских специалистов за границу, поскольку признание квалификации может включать необходимость знания местного языка или повторное обучение и сдачу экзаменов.

Инструментом для решения этой проблемы, как правило, являются соглашения о взаимном признании квалификаций строителей или инженеров между странами. В соответствии с заключенными Российской Федерацией соглашениями с рядом иностранных государств в этой сфере только высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста, бакалавра или магистра, признается сопоставимым и дает право на осуществление профессиональной деятельности. При этом среднее профессиональное образование признается сопоставимым, но только в целях дальнейшего продолжения учебы и не дает возможности осуществлять профессиональную деятельность.

Российские экспортеры сталкиваются с традиционными барьерами на рынках третьих стран. В большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития в строительной сфере применяются тесты экономических потребностей, при проведении которых работодатели должны предоставить в регулирующие органы для найма иностранного работника обосновывающую информацию о невозможности найма местных лиц.

В ряде зарубежных проектов заказчиками включены в контракты технические требования к оборудованию, аналоги которого в Российской Федерации находятся либо в стадии разработки, либо опытной эксплуатации и, соответственно, имеют сравнительно высокую стоимость по сравнению с иностранными аналогами.

В других случаях российские компании сталкиваются с требованием по локализации производства технически сложного оборудования и, соответственно, передачи технологии его производства, что делает невозможным участие отечественных компаний в торгах при единичных заказах (тендерах).

Также российские компании сталкиваются с ситуациями, когда на стадии подписания контракта и (или) тендера при формировании и утверждении перечня субпоставщиков и субподрядчиков по проекту заказчики навязывают использование определенных подрядчиков, что приводит к увеличению издержек по исполнению проектов и ограничивает возможность привлечения российских компаний. Необходимо проведение комплексного анализа барьеров на рынках третьих стран, с которыми сталкиваются или могут столкнуться российские экспортеры.

Основные направления и меры по развитию экспорта
строительных услуг

Рост объемов экспорта строительных услуг должен быть основан на расширении доступа российских компаний на зарубежные рынки путем поддержки экспорта комплексных строительных решений, в том числе на стадии формирования пула российских компаний, увеличения финансовой поддержки, а также устранения внешних барьеров.

Приоритетными мерами по развитию экспорта строительных услуг являются следующие:

включение в контракты на строительство объектов за рубежом с использованием государственных экспортных кредитов условий дальнейшего их технического обслуживания российскими специалистами;

разработка и внедрение механизмов, в соответствии с которыми при заключении межгосударственных соглашений на строительство сложных объектов (атомные, нефтегазовые, космические, гидрологические и другие) будет предусматриваться их комплексное решение, включающее строительство гражданских и различных обеспечивающих инженерных объектов и инфраструктуры силами операторов таких соглашений и их подрядными организациями;

внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих возможность применения 0 процентов налога на добавленную стоимость при экспорте оборудования, используемого при строительстве объектов, находящихся за пределами территории Российской Федерации, право собственности на которое переходит к иностранному лицу с даты ввода объекта в эксплуатацию или после завершения работ по контракту на выполнение строительных работ;

рассмотрение возможности либерализации требований по использованию счетов резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

гармонизация технических норм Российской Федерации и норм Евразийского экономического союза, БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества с учетом лучших международных практик;

гармонизация российских стандартов разработки проектно-сметной документации с международными;

актуализация порядка составления сметной документации по объектам, строящимся за рубежом;

включение в программу государственной поддержки организаций в целях компенсации части процентных ставок по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, а также компенсации части страховой премии по договорам страхования экспортных кредитов условий льготного финансирования проектов организации российских производств за рубежом;

подготовка предложений по заключению соглашений с целевыми странами о взаимном признании квалификаций в области строительства, в том числе по признанию среднего профессионального образования, в целях осуществления профессиональной деятельности;

создание международных консорциумов, совместных предприятий с участием банков, страховых компаний с отраслевыми лидерами;

включение субъектов малого и среднего предпринимательства в технологические цепочки зарубежных компаний и лидеров российского рынка, работающих за рубежом, при исполнении крупных экспортных контрактов, в том числе через включение в технологические альянсы;

обеспечение возмещения части затрат на подготовку предпроектной документации и (или) обеспечение возможности предоставления льготного финансирования в целях подготовки проектных документов;

продвижение комплексных инжиниринговых услуг, создание единого информационного ресурса на нескольких языках для предложения иностранным партнерам;

выявление барьеров на рынках зарубежных стран (с учетом индекса ограничений торговли услугами Организации экономического сотрудничества и развития) и подготовка минимально рекомендованных условий, которым должна соответствовать компания для выхода на рынок;

внесение изменений в законодательство в целях обеспечения возможности формирования пула участников сооружения, выбора оборудования и производителя на предконтрактной стадии;

формирование регулярно обновляемого реестра тендеров иностранных инфраструктурных проектов;

создание официальной универсальной контрактной базы на основе базы Международной федерации инженеров-консультантов ("FIDIC");

активное участие на международных площадках, в частности на площадке Организации экономического сотрудничества и развития, для выработки согласованных на международном уровне правил ответственного поведения компаний в целях определения стандартов их работы и недопущения создания необоснованных барьеров в торговле.