2. Туристские услуги

2. Туристские услуги

Экспорт туристских услуг оценивается в рамках статьи платежного баланса "поездки".

Поездки представляют собой совокупность расходов на приобретение товаров и услуг физическими лицами на территории зарубежных стран для собственных нужд или безвозмездной передачи другим лицам (пассажирские перевозки в международном сообщении учитываются по категории транспортных услуг) и делятся на:

деловые поездки, которые охватывают поездки лиц, направляющихся за границу для осуществления различных видов хозяйственной деятельности, в том числе поездки государственных служащих и работников международных организаций, экипажей судов, делающих в стране кратковременную остановку, и любых других работников, которые не считаются резидентами страны;

личные поездки связаны с поездками лиц, направляющихся в зарубежные страны с туристскими, оздоровительными, познавательными, спортивными, религиозными и иными частными целями, а также с поездками транзитных пассажиров.

Общая характеристика международного рынка туристских услуг

Мировой экспорт услуг по статье "поездки" составил 1310 млрд. долларов США в 2017 году (24,8 процента глобального экспорта услуг). Этот рынок с 2010 года растет примерно на 5 процентов ежегодно и в 2017 году показал очень сильную динамику, увеличившись на 8 процентов.

Особенно заметным в 2017 году было расширение экспорта туристских услуг странами Африки (на 25 процентов вследствие восстановления туристических потоков, ранее пострадавших из-за террористических атак на Севере Африки), Содружеством Независимых Государств (на 16 процентов) и Европы (на 11 процентов). На Европу приходилось 36 процентов общемировых доходов от экспорта услуг по статье "поездки" в 2017 году, на Азию - около 30 процентов, на Северную Америку - 19 процентов, на Ближний Восток и Латинскую Америку - по 5 процентов, на Африку - 3,4 процента, Содружество Независимых Государств - 2 процента.

По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в 2016 году количество международных прибытий достигло 1,23 миллиарда, увеличившись в 2 раза по сравнению с 2000-м годом. В 2017 году этот показатель вырос еще на 7 процентов.

Мировыми лидерами в экспорте услуг по статье "поездки" в 2017 году являлись:

Европейский союз (417,1 млрд. долларов США);

Соединенные Штаты Америки (203,7 млрд. долларов США);

Королевство Таиланд (57,5 млрд. долларов США);

Австралия (41,7 млрд. долларов США);

Китайская Народная Республика (38,8 млрд. долларов США);

Япония (33,9 млрд. долларов США);

Республика Индия (27,4 млрд. долларов США);

Турецкая Республика (22,5 млрд. долларов США);

Мексиканские Соединенные Штаты (21,3 млрд. долларов США);

Объединенные Арабские Эмираты (21 млрд. долларов США);

Канада (20,3 млрд. долларов США).

Основные направления и перспективы развития мирового рынка
туристских услуг

По прогнозам Всемирной туристской организации, посещение новых мест назначения гражданами развивающихся государств будет увеличиваться в 2 раза быстрее по сравнению с темпами в странах с развитой экономикой (4,4 процента против 2,2 процента в год). Доля стран с развивающейся экономикой в глобальном туристском потоке приблизится в 2030 году к 60 процентам.

Основными тенденциями развития мирового рынка туристских услуг являются развитие форматов активных путешествий (походы в горы, дайвинг и другие) и выделение как самостоятельных направлений гастрономического и экологического туризма.

Высокие показатели по экспорту туристских услуг достигаются странами преимущественно за счет использования своего выгодного географического положения, богатого культурного наследия, а также путем реализации ряда мер, включая либерализацию визового режима, отказ от требования получения визы, выявление конкурентных преимуществ и определение приоритетных направлений и перспективных туристских продуктов, развитие туристской инфраструктуры, учреждение сети маркетинговых центров за рубежом, проведение рекламно-маркетинговых кампаний, создание онлайн-инструментов для продажи туристских продуктов, формирование удобных и конкурентоспособных по цене логистических маршрутов.

Росту глобального рынка услуг по статье "поездки" будут способствовать усиление взаимосвязанности различных стран в мировом масштабе, повышение физической доступности отдаленных регионов, улучшение коммуникаций и универсализация языкового общения при поддержке информационных технологий, рост туристского потенциала развивающихся стран. Расширение торговли услугами по статье "поездки" будет сопровождаться диверсификацией и индивидуализацией услуг для физических лиц.

Сдерживающее влияние на международные поездки будет оказывать распространение технологий дистанционного присутствия, виртуальной и дополненной реальностей, дистанционного управления робототехникой, что в ряде случаев отменяет необходимость зарубежных поездок.

Мировой экспорт услуг по статье "поездки" в 2018 - 2025 годах будет расти темпами на уровне, близком к среднемировому, и к 2025 году предположительно достигнет объема в 1,8 трлн. долларов США. Помимо развитых стран выездной туризм активно развивается в таких странах, как Китайская Народная Республика, Республика Индия, Социалистическая Республика Вьетнам, Королевство Таиланд, Индонезия, Исламская Республика Иран, Турецкая Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, Федеративная Республика Бразилия.

Российский экспорт туристских услуг

В 2017 году экспорт российских услуг по статье "поездки" увеличился по сравнению с 2016 годом на 14,9 процента и составил 8945 млн. долларов США, в том числе в страны Содружества Независимых Государств - 3614 млн. долларов США, в остальные страны мира - 5331 млн. долларов США. Российская Федерация остается вне группы ведущих мировых поставщиков таких услуг, российский экспорт по указанной статье составил около 0,7 процента общемирового экспорта.

Услуги по статье "поездки" являются значимой составляющей российского экспорта услуг, доля которых в 2017 году достигла 15,5 процента общего объема российского экспорта услуг (15,4 процента в 2016 году). Одновременно это одна из крупнейших дефицитных позиций текущего платежного баланса Российской Федерации, отрицательное сальдо по которой в 2017 году превысило 22 млрд. долларов США.

В общем объеме экспортных доходов от услуг, связанных с поездками, традиционно лидируют страны дальнего зарубежья. Однако в 2017 году доля стран дальнего зарубежья снизилась до 59,6 процента (62,8 процента в 2016 году) благодаря более динамичному росту поступлений от услуг, оказанных нерезидентам из стран Содружества Независимых Государств, - на 24,7 процента против 9,1 процента для государств остального мира. При этом доля стран Содружества Независимых Государств выросла до 40,4 процента в 2017 году (37,2 процента в 2016 году), в том числе стран Евразийского экономического союза до 17,5 процента (17,2 процента), общего объема экспорта услуг по статье "поездки".

Экспорт услуг, связанных с деловыми визитами, рос более высокими темпами по сравнению с личными посещениями, доля которых снизилась до 52,8 процента в 2017 году (56,4 процента в 2016 году). Для государств Содружества Независимых Государств характерно преобладание деловых поездок, доля которых возросла до 65,4 процента в 2017 году (57,2 процента в 2016 году). В доходах от экспорта услуг, предоставляемых странам дальнего зарубежья, превалируют личные посещения (65,2 процента в 2017 году, 64,5 процента в 2016 году).

Количество выданных в 2017 году российских виз свидетельствует о заметном преобладании туристских целей (1495 тыс. туристских виз), в то время как деловые и частные составили 642,2 и 161,5 тыс. соответственно.

Основными причинами увеличения стоимостных объемов экспорта услуг в 2017 году явились:

расширение миграционных потоков из Содружества Независимых Государств (в дополнение к сохраняющимся историческим, культурным и родственным связям);

активизация въездного туризма из ряда зарубежных стран;

повышение расходов нерезидентов в связи с их пребыванием в Российской Федерации, а также структурные сдвиги.

Из общей суммы увеличения доходов по рассматриваемой статье в 2017 году по отношению к 2016 году (1159 млн. долларов США) количество поездок составило прибавку в 129 млн. долларов США, рост расходов нерезидентов составил 819 млн. долларов США, структурные сдвиги - 212 млн. долларов США.

В 2017 году количество поездок иностранных граждан, посетивших Российскую Федерацию (исключая въехавших в целях продолжительного трудоустройства), составило 34 млн. (на 1,7 процента выше по сравнению с 2016 годом), в том числе из стран Содружества Независимых Государств - 20,4 млн. (увеличение на 3,4 процента), из стран дальнего зарубежья - 13,6 млн. (сокращение на 0,9 процента).

Средние расходы (отражающие изменение цен и структуры поездок) одного въехавшего на территорию Российской Федерации нерезидента увеличились с 233 до 263 долларов США (на 13 процентов). Среднедушевые расходы граждан дальнего зарубежья на поездки в Россию выросли с 357 до 393 долларов США (на 10,1 процента), граждан Содружества Независимых Государств - со 147 до 177 долларов США (на 20,6 процента).

Положительное влияние на увеличение экспорта в 2017 году оказали также структурные изменения поездок по целям, продолжительности пребывания и географическому распределению. В частности, наблюдалось сокращение наименее затратных однодневных визитов, не предусматривающих ночевок на российской территории.

Основными импортерами российских услуг по статье "поездки" по итогам 2017 года являлись:

Украина (897,8 млн. долларов США);

Республика Казахстан (862,4 млн. долларов США);

Федеративная Республика Германия (723,5 млн. долларов США);

Китайская Народная Республика (610,3 млн. долларов США);

Республика Польша (310,9 млн. долларов США);

Республика Узбекистан (309,7 млн. долларов США);

Соединенные Штаты Америки (280,6 млн. долларов США);

Республика Таджикистан (279,3 млн. долларов США);

Республика Молдова (244 млн. долларов США);

Азербайджанская Республика (243,7 млн. долларов США).

Основными странами - импортерами российских услуг по категории "деловые поездки" выступают Украина, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Республика Польша, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, по категории "личные поездки" - Федеративная Республика Германия, Республика Казахстан, Украина, Китайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки, Государство Израиль.

Основными странами, чьи граждане в 2017 году въезжали в Россию в целях туризма, по данным Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации о въезде иностранных граждан в Россию, являются Китайская Народная Республика (29 процентов общего числа въехавших с этой целью), Федеративная Республика Германия (10,7 процента), Республика Корея (6,2 процента), Соединенные Штаты Америки (5,9 процента), Государство Израиль (3,9 процента), Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (3 процента) и Итальянская Республика (3 процента).

Перспективы развития российского экспорта туристских услуг

Реализация имеющегося потенциала увеличения экспортных доходов по статье "поездки" предполагает следующее:

дальнейшее расширение въездного туристского потока из Китайской Народной Республики при повышении насыщенности, комплексности туристских программ, чему будут способствовать реализация совместных инициатив в рамках сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, а также улучшение транспортной доступности территории Российской Федерации для китайских туристов по мере развития наземных скоростных магистралей, прежде всего в железнодорожном пассажирском сообщении;

восстановление и увеличение въездного потока из развитых стран, в том числе в рамках развития системы выдачи электронных виз как современной технологии, направленной на внедрение более совершенных и удобных для потребителя форм получения визы;

диверсификация страновой направленности въездного туризма за счет динамичных развивающихся государств с высокими (растущими) подушевыми доходами, поддерживаемая усилиями по совершенствованию туристской инфраструктуры в Российской Федерации, продвижению положительного образа и возможностей Российской Федерации как поставщика туристских услуг за рубежом.

Значительных изменений в структуре поступлений по деловым поездкам не ожидается, основу их составит обслуживание поездок трудовых мигрантов из Содружества Независимых Государств, причем к 2025 году объем этих услуг также превысит уровень 2013 года. Одновременно сохранится высокая зависимость российских поступлений в связи с пребыванием в стране трудовых мигрантов от динамики и характера роста отечественной экономики.

В личных поездках при условии полного и своевременного осуществления комплекса намечаемых мероприятий по стимулированию притока иностранных туристов ожидается рост значения туристских поездок и заметное увеличение доли стран дальнего зарубежья.

Такой вид услуг, как туризм, останется в ближайшие годы одним из самых восприимчивых к внешнеполитическим факторам, что сильно повышает риски значительных колебаний общих ежегодных экспортных поступлений.

Услуги по статье "поездки" в целевом сценарии предположительно покажут рост на уровне, близком к среднему, по всему экспорту услуг со среднегодовыми темпами в 7,9 процента, и к 2025 году превысят 16,7 млрд. долларов США, в том числе 7,5 млрд. долларов США - по деловым поездкам и 9,2 млрд. долларов США - по личным поездкам.

С учетом прогноза экспорта услуг, текущей и прогнозной динамики импорта услуг за рубежом перспективными странами - импортерами российских услуг по статье "поездки" являются Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия, Украина, Республика Казахстан, Соединенные Штаты Америки, Республика Корея, Французская Республика, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Белоруссия, Республика Молдова, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Итальянская Республика, Австралия, Республика Польша, Государство Израиль, Япония, Республика Индия, Королевство Испания, Эстонская Республика, Социалистическая Республика Вьетнам, Литовская Республика, Специальный административный район Гонконг, Канада.

Проблемы и барьеры для развития российского экспорта
туристских услуг

Ключевыми барьерами для развития экспорта туристских услуг, а также экспорта услуг по статье "поездки" в целом являются невысокое качество предоставляемых услуг, отсутствие специальных мер поддержки туристских компаний, включая финансовые меры поддержки, визовые требования для посещения Российской Федерации.

Одним из барьеров для посещения Российской Федерации является требование получения визы. По данным Всемирной туристской организации, существует значительная корреляция между туристским потоком и режимом въезда в страну. Необходимо принятие шагов по упрощению процедур получения виз и расширению возможностей безвизового пребывания на территории Российской Федерации путем заключения с заинтересованными странами на паритетной основе соответствующих соглашений. На конец 2018 года Россией заключено 47 соглашений о безвизовом режиме, с 48 странами подписаны соглашения об упрощении выдачи виз. По взаимной договоренности многократные туристские визы выдаются гражданам Австрии, Греции, Венгрии, Испании, а также Индии и Японии. В Российской Федерации реализуется пилотный проект по использованию электронных виз в Дальневосточном федеральном округе, осуществляется разработка нормативной правовой базы для введения электронных виз в Калининградской области.

Существенным барьером для отрасли туристских услуг является высокая фискальная нагрузка, связанная в том числе и с ростом неналоговых платежей. Еще одним барьером для развития экспорта российских туристских услуг выступает отсутствие специальных программ государственной поддержки организаций, обеспечивающих расширение экспорта таких услуг.

В Российской Федерации отсутствуют действенные программы финансовой поддержки для туристского сектора. Предоставление финансовой помощи компаниям малого и среднего предпринимательства, работающим в туристском секторе, является одним из приоритетов стран Организации экономического сотрудничества и развития. Такие компании в низкий сезон могут выплачивать только проценты по кредиту, а в высокий сезон - основной долг и проценты, что позволяет снизить нагрузку на компании малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на появление возможности возврата налога на добавленную стоимость в отношении покупок, совершенных в Российской Федерации, в настоящее время режим возврата налога на добавленную стоимость работает не в полной мере.

В Российской Федерации на недостаточном уровне внедрена распространенная за рубежом практика системной работы по определению приоритетных туристских направлений и разработке туристских продуктов совместно с транспортными компаниями, в целях продвижения которых в дальнейшем формируется план развития необходимой инфраструктуры и реализуются необходимые меры поддержки компаний туристской отрасли. Развитию туризма мешает недостаточность усилий по продвижению туристского продукта Российской Федерации за рубежом, отсутствие единой маркетинговой стратегии развития экспорта туристских услуг, которая позволила бы обеспечить эффективную координацию, перераспределение и адаптацию задач и усилий по продвижению туристских услуг за рубежом с учетом наиболее перспективных направлений с точки зрения коммерциализации.

Недостаточная обеспеченность автомобильных дорог общего пользования федерального значения необходимой придорожной инфраструктурой в некоторых регионах препятствует росту количества иностранных автотуристов.

Страны - лидеры экспорта туристских услуг определяют приоритетные рынки с точки зрения увеличения въездного потока, что позволяет им организовать эффективную деятельность по продвижению национального туристского продукта за рубежом, а также адаптировать национальные туристские услуги под требования целевых рынков.

Серьезным барьером для роста экспорта туристских услуг является высокая стоимость авиабилетов в Российскую Федерацию, что связано с географическим расположением, высокой стоимостью аэропортовых услуг, неразвитой инфраструктурой. В качестве мер, направленных на снижение тарифов, за рубежом применяется субсидирование затрат авиакомпаний, мониторинг цен на авиабилеты, заключение соглашений между авиаперевозчиками и аэропортами назначения.

Фактором, тормозящим развитие экспорта туристских услуг, выступает отсутствие системной и масштабной работы по продвижению национального туристского потенциала на внутреннем и внешнем рынках. В настоящее время недостаточно продвигаются новые виды туризма, в частности экологический туризм, который имеет высокий потенциал в Российской Федерации и приобретает все большую популярность за рубежом. Развитию экологического туризма будет способствовать реализация национального проекта "Экология", предусматривающего меры по расширению экологического туризма в национальных парках.

Кроме того, важным барьером для экспорта туристских услуг является слабо развитая туристская инфраструктура, недостаточное количество гостиниц, в том числе высокого класса, а также низкая эффективность созданных особых экономических зон туристско-рекреационного типа, территорий опережающего социально-экономического развития в связи с недостаточными усилиями региональных властей по их поддержке.

Отсутствие эффективной системы статистического наблюдения за миграционными процессами и потребительскими расходами нерезидентов не позволяет проводить качественную оценку развития экспорта туристских услуг.

Приоритетные направления и задачи по развитию экспорта
туристских услуг

Одним из приоритетных направлений развития экспорта туристских услуг является создание условий для доступа компаний, работающих в сфере туризма, к инновационным способам финансирования, реализация программ субсидирования затрат компаний на маркетинговые мероприятия, услуги переводчиков и экскурсоводов, разработку туристских продуктов, подготовку гидов со знанием иностранных языков, сертификацию туристских объектов и другие.

В этих целях необходимо разработать механизмы государственной поддержки организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов, в рамках которых предоставлять на конкурсной основе субсидии российским туроператорам для продвижения своих туристских продуктов на территории стран, перспективных с точки зрения увеличения экспорта туристских услуг.

Необходимо дальнейшие развитие и совершенствование промоутерских механизмов национального маркетингового центра по туризму ("Visit Russia"), в особенности в части повышения представленности и активности в странах, которые обладают потенциалом для увеличения туристского потока в Россию.

Также необходимо расширить возможности для иностранных туристов по возврату налога на добавленную стоимость при совершении покупки товара в Российской Федерации.

Для эффективной реализации мер поддержки туристских маршрутов в Российской Федерации и обеспечения их эффективного продвижения за рубежом необходимо определить приоритетные рынки и целевые сегменты. В частности, должны быть определены приоритетные туристские маршруты, на продвижении которых должны быть сконцентрированы основные меры финансовой, информационной и промоутерской поддержки. Также необходима реализация мер по стимулированию создания ликвидного межсезонного туристского продукта.

Важным направлением развития экспорта туристских услуг является заключение соглашений между регионами и субъектами туристского бизнеса в части экспорта туристских услуг в рамках ключевых маршрутов (продуктов), ориентированных на въездной туризм, направленных на лучшую координацию работы по расширению въездного туризма.

В качестве меры стимулирования въездного туризма представляется возможным способствовать снижению аэропортовых сборов и тарифов за счет реализации программы субсидирования части затрат на обслуживание авиакомпаний. Еще одной мерой, направленной на снижение тарифов, является заключение соглашений между авиаперевозчиками, которые предлагают билеты в Россию, и российскими аэропортами.

Для развития зеленого туризма, который направлен на снижение негативных экологических и социальных последствий от туристской деятельности, необходимо определить задачи развития зеленого туризма на национальном уровне, развивать инструменты мониторинга и отчетности в туристском секторе. Для развития экотуризма может быть использован потенциал национальных парков и природных заповедников.

Крупные международные спортивные соревнования, проводимые на территории Российской Федерации (Олимпийские игры, универсиады, чемпионаты мира и Европы по различным видам спорта), способствуют существенному развитию туристского потенциала региона проведения мероприятия и привлечению потока иностранных туристов.

Приоритетными мерами по развитию экспорта туристских услуг являются:

разработка национальной маркетинговой стратегии развития экспорта туристских услуг;

создание льготных правовых условий для экспортно ориентированных туроператоров;

разработка и реализация механизма государственной поддержки организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов;

расширение перечня городов, в которых действует система tax free;

приведение в современное состояние пунктов пропуска, приоритетных с точки зрения въездного туристского потока;

расширение гостиничного фонда, особенно в среднем ценовом диапазоне;

создание эффективной системы классификации и сертификации предприятий гостиничного комплекса, а также их адаптация под требования иностранных туристов, включая создание программ гостеприимства;

повышение транспортно-ценовой доступности привлекательных для въездного туризма объектов, разработка и реализация плана по развитию придорожной туристкой инфраструктуры автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

совершенствование работы национального маркетингового центра по туризму ("Visit Russia") в части механизмов финансирования проектов, стратегического целеполагания и оценки эффективности деятельности в целях повышения степени представленности и активности в наиболее перспективных с точки зрения экспорта туристских услуг странах;

совершенствование туристского законодательства, включая разработку нового закона о туризме и туристской деятельности, соответствующего передовым международным правовым стандартам в этой сфере;

реализация комплекса мер по информационному освещению туристского потенциала Российской Федерации, в том числе за счет расширения вещания российских телеканалов и использования интернет-ресурсов;

развитие условий для самостоятельных путешественников (продвижение туристского потенциала Российской Федерации в сети "Интернет", развитие онлайн-инструментов для самостоятельного конструирования поездок и покупок туров "в один клик");

приоритизация мер государственной поддержки в отношении проектов и инфраструктуры по продвижению приоритетных туристских маршрутов;

разработка и реализация программы подготовки специалистов с редкими языками, в том числе гидов-переводчиков;

дальнейшее развитие системы выдачи электронных виз (в том числе увеличение соответствующих пунктов пропуска через государственную границу и расширение перечня стран, из которых можно прибывать на территорию Российской Федерации на основании указанных виз), а также дальнейшая либерализация визового режима путем заключения соглашений на паритетной основе заинтересованными сторонами;

в целях устранения визового барьера целесообразно использование опыта проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в Российской Федерации в части применения паспорта болельщика (FAN ID) для безвизового проезда;

создание эффективной системы статистического наблюдения за миграционными процессами и потребительскими расходами нерезидентов с использованием данных социологических исследований, геолокаций, платежных систем.