2. Энергетическая инфраструктура

2. Энергетическая инфраструктура

Электроэнергетика - базовая отрасль экономики России, обеспечивающая потребности экономики и населения страны в электрической и тепловой энергии, во многом определяющая устойчивое развитие всех отраслей экономики страны. Процесс опережающего развития энергетической инфраструктуры является необходимым фактором успешного экономического развития Урала.

На территории Урала расположены объекты энергетики 5 оптовых генерирующих компаний и 2 территориальных генерирующих компаний, 2 региональных федеральных сетевых компаний и 2 региональных сетевых компаний, которые структурно объединены в 4 региональные энергосистемы - Курганскую (Курганская область), Свердловскую (Свердловская область), Тюменскую (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ) и Челябинскую (Челябинская область) энергосистемы. Организационно они входят в объединенную энергосистему Урала.

На территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа (особенно на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры), электроснабжение ряда промышленных потребителей и населенных пунктов осуществляется автономными электростанциями, образуя децентрализованный сектор энергоснабжения.

Установленная мощность электростанций, расположенных на территории Урала, составляет 26291,4 МВт, или 60 процентов установленной мощности всех электростанций объединенной энергосистемы Урала.

Протяженность линий электропередачи на территории Уральского федерального округа составляет 67112 километров (62,7 процента от суммарной протяженности линий электропередачи объединенной энергосистемы Урала). Износ основных фондов коммерческих организаций (без субъектов малого предпринимательства), занимающихся производством, передачей и распределением электроэнергии, на конец 2009 года составил 47 процентов, в том числе сооружений - 51,9 процента, машин и оборудования - 49,8 процента.

Тарифы на электрическую энергию для населения и промышленности в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, традиционно одни из самых низких в стране.

За последние годы существенных изменений в структуре используемого топлива на электростанциях, расположенных в пределах территории Уральского федерального округа, не произошло. Тепловыми электростанциями сегодня вырабатывается 90,5 процента потребляемой электроэнергии, 6,9 процента вырабатывается тепловыми энергоблоками предприятий и организаций, 2,6 процента - атомной электростанцией (Белоярской АЭС).

Приоритетными направлениями развития энергетической инфраструктуры в Уральском федеральном округе на прогнозный период являются:

развитие существующих и создание новых объектов генерации, в том числе в рамках проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", для обеспечения районов нового освоения и преодоления прогнозного энергодефицита;

совершенствование структуры генерации за счет создания и развития угольных и атомных электростанций;

использование нетрадиционных, возобновляемых источников энергии;

повышение эффективности производства электроэнергии тепловых электростанций, использующих газ, за счет проведения масштабного обновления генерирующего оборудования с использованием парогазовой и газотурбинной технологий;

развитие сетевого хозяйства, преодоление изоляции районов нового освоения и радикальное повышение энергобезопасности северных регионов;

разработка и реализация комплекса мер по энергосбережению и снижению энергоемкости продукции;

использование возобновляемых источников энергии и местных видов топлива;

разработка оптимальной тарифной политики в увязке с базовыми решениями Правительства Российской Федерации.

Основной целью развития энергетической инфраструктуры Урала является наращивание генерирующих мощностей и электрических сетей с рациональной, всесторонне обоснованной структурой производства и в объемах, надежно обеспечивающих потребителей.

Для формирования рациональной структуры генерирующих мощностей необходимо:

развитие генерирующих мощностей, обеспечивающих надежное (при соблюдении установленных технологических параметров и стандартных показателей качества электрической энергии) функционирование электроэнергетики;

максимально возможное развитие атомных электростанций, не использующих органическое топливо;

сокращение доли мощности тепловых электростанций, использующих органическое топливо, сопровождающееся увеличением доли мощности тепловых электростанций, использующих твердое топливо, при снижении доли мощности тепловых электростанций, использующих газ;

обеспечение роста мощностей теплоэлектроцентралей, преимущественно за счет увеличения мощностей наиболее прогрессивных типов электростанций (парогазовых и газотурбинных), использующих газ. Использование газа как экологически наиболее чистого вида топлива предусмотрено в первую очередь для удовлетворения растущей потребности в тепловой энергии, а также для развития теплофикации не только в европейской части Единой энергетической системы России, но и в газифицированных районах ее восточной части.

Сложившаяся энергетическая инфраструктура северных районов требует особого внимания. В структуре энергогенерации этих районов существенную роль играют автономные источники с низким коэффициентом полезного действия, а сетевые связи с объединенной энергосистемой Урала осуществляются через единственную линию от Сургутского узла, что не отвечает требованиям энергобезопасности.

Для реализации этих целей необходимо обеспечить:

до 2015 года первоочередное строительство объектов генерации и электрических сетей для ликвидации сложившегося и прогнозируемого дефицита в энергосистемах;

сокращение использования газа на тепловых электростанциях, а также доли использования привозных углей в пользу развития и использования потенциала местных топливно-энергетических ресурсов;

реализацию программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

доступность для потребителей подключения к электрическим сетям;

внедрение оборудования, обеспечивающего повышение надежности и эффективности использования топлива, а также улучшение экологической обстановки.

Указанная работа будет выполнена, в том числе в рамках проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", что будет способствовать укреплению энергетической безопасности России и развитию инфраструктуры отрасли, обеспечив строительство 8 объектов генерации мощностью около 6000 Мвт на территориях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Базой для дальнейшей модернизации экономики Уральского федерального округа должна стать энергоэффективная и энергосберегающая политика.

При определении основных направлений развития и размещения объектов электроэнергетики должно быть учтено климатическое районирование территории Уральского федерального округа.

Инновационный сценарий развития Урала предусматривает поэтапную либерализацию оптового и розничного рынков электрической энергии.

При инновационном сценарии развития экономики и максимальном варианте электропотребления предусмотрена возможность передачи части электрической мощности в Центральный регион России.

Объемы строительства высоковольтных линий электропередачи существенно не изменятся и составят более 11,2 тыс. километров, что обеспечит передачу электрической энергии вновь строящихся электростанций, повышение уровня надежности электроснабжения потребителей на территории Урала и межсистемных связей внутри объединенной энергосистемы.

Линии электропередачи напряжением 500 кВ будут использованы для выдачи мощности крупных электростанций и усиления основной сети в энергозонах Центра, Юга, Средней Волги, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также для развития межсистемных связей. В период до 2020 года усиление межсистемного сечения Урал - Средняя Волга предусматривается за счет сооружения линий электропередачи Газовая - Красноармейская и Помары - Удмуртская, усиление межсистемного сечения Сибирь - Урал предусматривается за счет сооружения 2 линий электропередачи Ишим - Восход и Томск - Парабель - Нижневартовская ГРЭС.

Для реализации режимных перетоков электроэнергии Урал - Центр и Центр - Урал должны быть намечены дополнительные вводы высоковольтной линии (500 кВ) Челябинская - Миасс (61 километр) и высоковольтной линии напряжением 500 кВ Челябинская - Шагол (102 километра). Повышение надежности электроснабжения потребителей г. Ханты-Мансийска предусматривается обеспечить путем ввода в строй в 2016 - 2020 годах высоковольтной линии (500 кВ) Няганская ГРЭС - подстанция Ермак протяженностью 350 километров. С этой же целью до 2015 года должна войти в строй высоковольтная линия (500 кВ) Курган - Ишим.

Основные тенденции в развитии энергетических сетей напряжением 220 кВ будут состоять в усилении распределительных функций и обеспечении выдачи мощности электростанций.

Основным направлением развития энергетических сетей напряжением 110 кВ будет дальнейшее их расширение по территории Урала с целью повышения надежности электроснабжения потребителей.

В топливно-энергетическом балансе регионов предполагается использовать потенциал местных, нетрадиционных и возобновляемых видов топливно-энергетических ресурсов. Такими ресурсами для Урала в первую очередь являются торф, ветровая энергия и энергия малых рек.

В 2011 - 2020 годах для вовлечения в топливно-энергетический баланс европейской части страны электрической энергии и мощности тепловых и гидравлических электростанций Сибири рекомендуется сооружение следующих линий электропередачи постоянного тока напряжением +/- 500 кВ и +/- 750 кВ:

линия электропередачи постоянного тока (+/- 750 кВ) Сибирь - Урал - Центр пропускной способностью 3000 МВт и протяженностью 3700 км;

линия электропередачи постоянного тока (+/- 750 кВ) Урал - Средняя Волга - Центр пропускной способностью 3000 МВт и протяженностью 1850 км;

линия электропередачи постоянного тока (+/- 500 кВ) Сибирь - Тюмень пропускной способностью 2000 МВт и протяженностью 900 километров.

В 2010 - 2020 годах в объединенной энергосистеме Урала предусматривается ввести в действие высоковольтные линии напряжением 500 кВ и протяженностью почти 2,5 тыс. километров (по базовому варианту) и более 3,8 тыс. километров (по максимальному варианту), в том числе в 2010 - 2015 годах - 1,4 тыс. километров.

Важнейшим средством достижения перспективных целей развития энергетической инфраструктуры Уральского федерального округа должно стать государственно-частное партнерство.