3. Информационно-коммуникационные технологии

3. Информационно-коммуникационные технологии

Структура рынка информационно-коммуникационных технологий Урала близка к западноевропейской структуре. Доля услуг (интеграции, консалтинга и обучения) высока - 65 процентов общего объема (большая часть - услуги интеграции).

В настоящее время сегмент производства и дистрибуции оборудования составляет не более 10 процентов общего объема. Объясняется это тем, что если 10 лет назад доля затрат на аппаратную часть составляла величину, близкую к 100 процентам, то сейчас все большая часть затрат рынка информационно-коммуникационных технологий идет на создание инновационных программных решений.

Несмотря на то что годовой прирост рынка информационно-коммуникационных технологий на Урале в 2009 году составил 15 процентов, в ближайшей перспективе (2012 - 2013 годы) ожидается возврат на уровень прироста, близкий к докризисному (20 - 30 процентов). В сегменте производства программного обеспечения ожидается прирост на уровне 60 процентов. Предполагается, что такие темпы развития сохранятся до 2017 года, после чего возможно небольшое снижение. Также в ближайшие 5 - 6 лет не предвидится спад интереса к сегментам консалтинга и технической поддержки информационно-коммуникационных технологий.

Через 6 - 7 лет прирост не будет превышать 23 - 28 процентов в год, хотя отдельные сегменты, вероятно, продолжат развиваться опережающими темпами на уровне 40 - 60 процентов.

Современное состояние сети связи на территории Уральского федерального округа характеризуется следующими основными показателями.

Телефонная плотность фиксированной телефонной связи в 2009 году составила 33,2 телефонных аппарата на 100 человек, что выше, чем в целом по России, где значение этого показателя составляет 32. При этом наиболее высокие значения показателя, превышающие среднероссийские, зафиксированы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе, а самые низкие значения телефонной плотности наблюдаются в Курганской и Челябинской областях.

Телефонная плотность подвижной радиотелефонной связи по состоянию на конец 2009 года составила в Уральском федеральном округе 161,2 абонентского устройства на 100 человек (средняя по России - 162,4). Высокие значения плотности, превышающие среднероссийские, зафиксированы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе и Челябинской области. Самые низкие значения плотности радиотелефонной связи наблюдаются в Курганской области.

Для сферы фиксированной связи в регионах Уральского федерального округа в последние годы характерно повышение уровня цифровизации телефонных сетей связи, а также уменьшение очередей на установку фиксированных телефонов. Быстрыми темпами идет сокращение числа заявок на такую установку, не удовлетворенных на конец года. Так, например, в 2009 году снижение в целом по округу по сравнению с 2008 годом произошло более чем в 1,2 раза. Самые высокие результаты достигнуты в Свердловской области, где в 2008 году очередь сократилась почти в 1,5 раза.

В 2009 году доходы от предоставления услуг связи в Уральском федеральном округе выросли, составив 103,3 млрд. рублей (104,5 процента по отношению к 2008 году - 5 место среди федеральных округов), что составило 8,1 процента от соответствующих доходов в целом по России. Наибольшие доходы от предоставления услуг связи получены в Свердловской области (35,1 млрд. рублей, или 2,8 процента) и Челябинской области (22 млрд. рублей, или 1,7 процента), а наименьшие доходы - в Курганской области и Ямало-Ненецком автономном округе.

Охват населения регионов Уральского федерального округа телерадиовещанием является высоким. По состоянию на конец 2008 года имели возможность принимать телевизионные программы от 98,1 процента (Тюменская область) до 100 процентов (Курганская область) населения, что в целом выше среднероссийского уровня, составляющего 98,7 процента. Наибольшее распространение получили федеральные каналы "Россия", "Первый канал", "Региональные ТРК" и "НТВ". Из радиостанций наибольший охват имеют "Радио России" и "Маяк".

Целями развития информационно-коммуникационных технологий Урала являются создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг отрасли.

Основными задачами в сфере управления являются повышение эффективности государственного и муниципального управления, повышение качества государственных и муниципальных услуг, снижение административных барьеров за счет развития электронного правительства в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, и оказания услуг в электронном виде.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями.

В соответствии с указанным распоряжением переход на оказание 58 первоочередных услуг в электронном виде должен быть осуществлен в субъектах Российской Федерации до 1 января 2014 г.

Основными задачами развития информационно-коммуникационных технологий Урала являются следующие.

В рамках формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечения высокого уровня ее доступности и предоставления на ее основе качественных услуг предусматривается:

формирование единого информационного пространства;

развитие сетей электросвязи округа, в том числе сетей связи 3-го и последующих поколений;

обеспечение оказания универсальных услуг связи на всей территории Уральского федерального округа, расширение состава универсальных услуг;

обеспечение радиочастотным ресурсом развития услуг беспроводного доступа, в том числе за счет проведения конверсии радиочастотного спектра;

переход к цифровому телерадиовещанию на большей части округа;

ликвидация "цифрового неравенства" между отдельными регионами округа, в том числе за счет развития инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории округа;

создание на базе национального оператора почтовой связи универсального логистического и информационного оператора;

внедрение и широкое использование на территории округа навигационно-информационных систем на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;

построение инфраструктуры пространственных данных в регионах округа;

развитие конвергентных и пакетированных услуг, услуг на базе центра обработки данных для конечных пользователей;

развитие технологии 4-го поколения.

В рамках повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействия развитию культуры и средств массовой информации на основе информационно-коммуникационных технологий предусматривается:

подключение к сети Интернет образовательных учреждений, музеев, больниц, библиотек и других социально значимых организаций посредством создания региональных сетей передачи данных. Предоставление гражданам и юридическим лицам государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

внедрение дистанционного образования, дистанционного консультирования и обслуживания пациентов;

предоставление гражданам социальных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий;

внедрение единых для всего Уральского федерального округа универсальных электронных карт с целью предоставления и учета мер социальной поддержки и других информационных сервисов и услуг.

В рамках обеспечения конкурентоспособности и технологического развития информационно-коммуникационных технологий предполагается:

стимулирование применения информационно-коммуникационных технологий организациями и гражданами;

создание условий для развития конкурентоспособной региональной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий;

развитие механизмов венчурного финансирования в сфере информационно-коммуникационных технологий;

создание технопарков в сфере информационно-коммуникационных технологий;

развитие системы региональной информатизации.

В рамках улучшения условий для развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий предусматривается:

создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, а также расширение обмена научной информацией;

повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения государственных служащих в области информационных и телекоммуникационных технологий.

Основными направлениями развития технической архитектуры информационных технологий являются:

внедрение сервисно-ориентированной архитектуры в процессе развития систем поддержки операций (поддержки бизнеса). Переход от раздельного сетевого управления к интегрированной сервис-ориентированной поддержке эксплуатации, трансформации системы поддержки операций в интегрированные системы управления сетями и услугами;

развертывание системы электронного документооборота;

внедрение системы активации сервисов для автоматизации оказания традиционных и информационно-коммуникационных услуг;

охват всех основных федеральных трасс сетью 2-го поколения и представление сети 3-го поколения во всех населенных пунктах с численностью 3000 человек;

развитие использования абонентской базы в областях обеспечения безопасности, торговой и финансовой сфере, а также в медицине;

развитие сети Интернет на основе технологии универсальной мобильной телекоммуникационной системы и обеспечение скорости передачи до 14,4 Мбит/с;

внедрение и развитие технологии 4-го поколения для организации высокоскоростной передачи данных до 150 Мбит/с.

Инновационный вариант развития информационно-коммуникационных технологий Урала предусматривает ускоренное развитие сектора за счет реализации конкурентных преимуществ уральской экономики в традиционных секторах, развития новых наукоемких секторов и экономики знаний.

В 2011 - 2013 годах ожидается восстановление роста частных инвестиций в долгосрочные проекты в секторе информационно-коммуникационных технологий. Поддержание инвестиционной привлекательности предполагается осуществить за счет внедрения современных технологий, в том числе широкополосного доступа к информационным ресурсам, развития отечественного производства в сфере информационных технологий.

В прогнозируемый период при незначительном приросте абонентской базы предусматривается дальнейший рост объемов предоставляемых услуг связи за счет расширения услуг передачи данных, частичного снижения стоимости отдельных услуг связи (например, национального и международного роуминга), внедрение новых форм обслуживания населения.

Прогнозируется рост объема услуг связи в 2020 году по сравнению с 2008 годом (в сопоставимых ценах) почти в 9 раз.

Приоритетным инвестиционным проектом в области почтовой связи является строительство автоматизированного сортировочного центра в г. Екатеринбурге, позволяющего существенно повысить скорость обработки почтовых отправлений, сократить сроки доставки корреспонденции и повысить качество предоставляемых почтовых услуг на всей территории Уральского федерального округа.

Объем рынка информационных технологий к 2020 году возрастет по сравнению с 2009 годом в 5 - 6 раз. Ожидаются более высокие темпы изменения структуры в сторону сокращения доли аппаратных средств при одновременном увеличении доли рынка программных средств и предоставления услуг. Переход на формирование рынков программных продуктов и предоставления услуг будет основной тенденцией развития информационных технологий и не потребует серьезных капитальных вложений. Решающее значение будет иметь развитие высокого образовательного уровня граждан.

Количество компьютеров на 100 человек в 2020 году увеличится до 85 - 90 единиц. Количество пользователей сетью Интернет на 100 человек по сравнению с 1-м вариантом возрастет в 2020 году до 85 - 90 единиц.

В информационно-коммуникационных технологиях Уральского федерального округа в настоящее время занятость достигает практически 100 процентов, уровень безработицы в этом сегменте составляет 2 - 3 процента. Эта тенденция сохранится и до 2020 года. Несмотря на то, что занятость в традиционных сегментах информационно-коммуникационных технологий (стационарная телефонная связь, почта и др.) будет снижаться, уровень безработицы повышаться не будет за счет переобучения и повышения квалификации сотрудников, а также естественного выхода на пенсию значительного процента нынешнего кадрового состава.

Для решения проблемы кадрового голода во всех регионах Урала планируются меры по увеличению количества выпускаемых из вузов специалистов по компьютерной технике и программированию. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре планируется подготовка минимум 40 - 50 тыс. специалистов к 2020 году, а в целом по Уральскому федеральному округу эта цифра составит около 450 - 500 тыс. новых квалифицированных кадров.

Средняя заработная плата работников в сфере информационных технологий в регионе находится на уровне, сравнимом с гг. Москвой и Санкт-Петербургом, и продолжает расти. Однако темпы роста к 2020 году уменьшатся. Это позволит говорить о том, что на всем этапе развития информационных технологий на территории Уральского федерального округа до 2020 года в информационном сегменте будет происходить постоянный рост зарплат, с одной стороны, в значительной степени удовлетворяющий потребности специалистов по компьютерной технике и программированию и стимулирующий привлечение в отрасль молодых перспективных кадров, с другой стороны, сдерживающий неоправданное увеличение затрат на внедрение информационных технологий.

Реализация инновационного сценария развития Урала обеспечит:

сохранение темпов роста рынка информационно-коммуникационных технологий, превышающих среднегодовые показатели роста региональной экономики в 2 - 3 раза;

превращение информационно-коммуникационных технологий в одну из ведущих отраслей экономики Уральского федерального округа с долей в валовом региональном продукте более 10 процентов;

сохранение темпов роста рынка информационно-коммуникационных технологий, превышающих среднегодовые показатели роста экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, не менее чем в 3 раза.

Наиболее эффективным средством инновационного развития сферы информационно-коммуникационных технологий Урала станут механизмы государственно-частного партнерства.