1. Транспортная инфраструктура

1. Транспортная инфраструктура

Системными документами, определяющими направления развития транспортной инфраструктуры, в том числе позволяющими обеспечить развитие Уральского федерального округа, являются Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р, Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. N 877-р, федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 и являющаяся необходимым и неотъемлемым инструментом реализации указанных стратегий в области транспорта.

Реализация направлений развития транспортной инфраструктуры, установленных указанной Транспортной стратегией, осуществляется в рамках отраслевых подпрограмм федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", а также федеральных целевых программ регионального развития с учетом инвестиционных возможностей федерального бюджета.

О месте и значении транспорта в хозяйственном комплексе Урала свидетельствует значительная доля транспортных услуг в валовом региональном продукте (от 5 до 14 процентов по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Уральского федерального округа), в инвестициях на развитие транспорта и в численности занятых на них работников, а также в потреблении энергоресурсов, металла, а также в ряде других важных показателей, характеризующих экономику округа.

Устойчивое и эффективное функционирование транспортного комплекса Уральского федерального округа является необходимым условием интеграции региональных хозяйственных систем и эффективного использования природно-ресурсного потенциала.

Главной целью развития транспортной системы Урала является формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры.

Основными задачами развития транспортной инфраструктуры и в целом транспортной системы Урала являются:

создание условий для комплексного освоения новых территорий и разработка месторождений полезных ископаемых;

формирование единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов;

привлечение внебюджетных инвестиций в инновационное развитие транспортной инфраструктуры;

снижение транспортных издержек реального сектора экономики;

сохранение квалифицированных кадров в отрасли;

обеспечение доступности транспортных услуг для населения;

устойчивая работа организаций транспортного комплекса;

создание сети высокоскоростного движения на территории округа;

развитие пассажирского транспорта, в том числе внеуличного транспорта, прежде всего в региональных центрах округа;

обновление парка подвижного состава новыми, современными транспортными средствами;

развитие транспортных подходов к крупным транспортным узлам и комплексное развитие крупных транспортных узлов на основных направлениях перевозок;

повышение транспортной освоенности районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При формировании транспортной инфраструктуры и определении направлений и мер по ее развитию необходимо в максимально возможной степени учитывать влияние гидрометеорологических факторов.

Создание современной и эффективной транспортной инфраструктуры позволит обеспечить территориальную целостность Урала, ускорить развитие мультимодальных перевозок, обеспечить выходы к труднодоступным сырьевым базам и обеспечить комплексное освоение северных и восточных районов.

Реализация мероприятий по развитию транспортной системы предусматривается в 2 этапа:

1-й этап (до 2015 года) ориентирован на развитие существующей транспортной инфраструктуры, обеспечивающей необходимые пропускные способности на основных направлениях перевозок, обновление парка транспортных средств, состава речного и воздушного флота, совершенствование технологических процессов. Особое внимание будет уделено формированию единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов, ликвидации существующих разрывов в транспортной сети, комплексному подходу к развитию транспортно-логистической инфраструктуры, внедрению инноваций в отрасли, привлечению внебюджетных средств в развитие транспортной инфраструктуры, транспортных подходов к пограничным пунктам и транспортным узлам;

2-й этап (с 2015 по 2020 год) включает создание резервов, необходимых для обеспечения ускоренного развития транспортной системы, повышение конкурентоспособности, эффективности и качества транспортного обслуживания, создание инфраструктурных условий для развития и расширения опорной транспортной сети, реализации транзитного потенциала, повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения.

На железнодорожном транспорте приоритетом является расширение сети железных дорог, которая станет инфраструктурной основой развития ресурсной базы в районах нового освоения.

Большую долю инвестиций в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта Уральского федерального округа необходимо направить на строительство новых грузообразующих и технологических железнодорожных линий.

Транспортная составляющая проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" в перспективе предусматривает строительство сети железных дорог, а также 2 уникальных мостовых переходов через реки Обь и Надым. Данная инфраструктура будет возводиться на территориях Ямало-Ненецкого автономного округа, а впоследствии - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Тюменской и Свердловской областей.

Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года предусмотрено строительство железнодорожных линий Полуночное - Обская - Салехард, Салехард - Надым - Коротчаево.

Указанной стратегией также предусмотрена организация скоростного железнодорожного движения в Челябинском железнодорожном узле и на железнодорожной линии Челябинск - Магнитогорск.

Необходимо активизировать работы по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений с концентрацией ресурсов на отдельных наиболее важных направлениях федеральных дорог, в том числе на дорогах М-5 "Урал" от г. Москвы через гг. Пензу, Самару, Уфу до г. Челябинска в границах Челябинской области, 1Р-351 Екатеринбург - Тюмень, 1Р-404 Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск.

Формирование перспективной дорожной сети предусматривает включение в сеть дорог федерального значения новых направлений автомобильных дорог, входящих в состав маршрутов федерального значения, обеспечивающих не только межрегиональные связи, но и позволяющих интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных областей в единую транспортную систему России Центр - Урал, Москва - Саранск - Ульяновск - Екатеринбург.

В рамках развития воздушной транспортной инфраструктуры в Уральском федеральном округе необходимо развивать наиболее крупные аэропорты в г. Екатеринбурге (Кольцово), который должен стать крупным транзитным хабом для международных и внутренних магистральных воздушных перевозок, в г. Челябинске (Баландино), а также крупные внутренние узловые аэропорты в гг. Сургуте, Тюмени и Новом Уренгое. Для обеспечения социальных пассажирских авиаперевозок предусматривается развитие аэропортов Крайнего Севера в гг. Урае, Надыме, Когалыме, Ноябрьске и Ямбурге, других административных центров в гг. Салехарде, Ханты-Мансийске и крупных промышленных центров в гг. Нижневартовске, Магнитогорске, Нефтеюганске.

Особое место в модернизации и развитии наземной инфраструктуры воздушного транспорта должна занимать национальная опорная сеть аэродромов, состоящая из аэродромов международных и внутрироссийских узловых аэропортов и неузловых аэропортов, обеспечивающих связность сети, стратегическое единство и безопасность авиационных связей.

Предусматривается реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Сургут, Рощино (г. Тюмень), Ноябрьск, реконструкция и расширение аэровокзальных комплексов в аэропортах Кольцово (г. Екатеринбург) и Нижневартовск.

Главной целью развития внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, включая портовые сооружения, является формирование опорной воднотранспортной сети и реализация приоритетных инфраструктурных проектов для обеспечения надежного и устойчивого функционирования сети внутренних водных путей и гидротехнических сооружений. Для этого необходимо улучшение условий судоходства на внутренних водных путях, поддержание и реконструкция гидротехнических сооружений.

Приоритетными направлениями являются:

обеспечение стабильного и безопасного судоходства по внутренним водным путям Обь-Иртышского бассейна;

создание современной системы транспортно-экспедиционного обслуживания и терминального хозяйства в пунктах взаимодействия различных видов транспорта в портах гг. Ханты-Мансийска, Салехарда, Тюмени, Тобольска, Сургута, Уренгоя, Надыма, Сергина, Нижневартовска и Нефтеюганска;

реконструкция инфраструктуры пассажирских объектов.

В сфере морского транспорта комплексным планом по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2010 г. N 1713-р, предусмотрена разработка мер по подготовке судоходного канала и созданию объектов морского порта в районе пос. Сабетта.

Эффективное развитие транспортной инфраструктуры Уральского федерального округа должно быть обеспечено посредством максимально возможного использования механизмов государственно-частного партнерства.