15. Развитие малого и среднего предпринимательства

15. Развитие малого и среднего предпринимательства

Сфере малого и среднего предпринимательства принадлежит роль одного из важных факторов, определяющих долговременные тенденции развития Уральского федерального округа.

Округ обладает достаточными предпосылками для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства (наличие крупного промышленного и научно-технического потенциала, развитого инфраструктурного комплекса, квалифицированных кадров и богатых природных ресурсов).

Специфика Урала такова, что в силу своего географического положения и исторических особенностей развития производительных сил субъекты Российской Федерации, входящие в состав Уральского федерального округа, неоднородны по уровню развития малого и среднего предпринимательства.

В 2009 году основные показатели развития малого и среднего предпринимательства Свердловской и Тюменской областей были близки. Количество малых и средних предприятий на 1000 человек составляло в Свердловской области 15 единиц, в Тюменской области - 13 единиц. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в валовом региональном продукте составляла в Свердловской области 14,1 процента, в Тюменской области - 13,7 процента. Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех организаций составляла в Свердловской области 27,8 процента, в Тюменской области - 30,4 процента.

В целом по России в 2009 году количество малых и средних предприятий на 1000 человек составило 11,4 единицы, доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в валовом внутреннем продукте составляла 14,4 процента, доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех организаций - 25,3 процента, а по Уральскому федеральному округу соответственно 11,3 единицы, 11,8 процента и 22,8 процента.

Основные показатели развития этой сферы экономики в 2009 году в других субъектах Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, составляли соответственно в Челябинской области - 9 единиц, 10,9 процента и 19,4 процента, в Курганской области - 5 единиц, 10,2 процента и 22 процента, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 10 единиц, 8,3 процента и 14,7 процента, в Ямало-Ненецком автономном округе - 7 единиц, 7,8 процента и 9,5 процента.

Несколько уступая по уровню развития среднеокружным и среднероссийским показателям, малое и среднее предпринимательство этих регионов в последние годы отличается достаточно высокими темпами роста и инновационной активностью.

Для всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, характерно развитие малого и среднего предпринимательства в таких направлениях, как торговля, обрабатывающие производства, коммерциализация инноваций, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство. Вместе с тем для каждого региона Урала можно выделить следующие специфические направления деятельности:

развитие малого и среднего предпринимательства в сфере технологических и инженерных инноваций и приборостроения - Свердловская, Челябинская и Тюменская области;

металлургия - Свердловская и Челябинская области;

металлообработка - Свердловская, Челябинская и Курганская области;

машиностроение - Свердловская, Челябинская, Тюменская и Курганская области;

сервисное обслуживание нефтегазодобывающих и обрабатывающих производств - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ;

производство строительных материалов и строительство - Свердловская, Челябинская области и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра;

лесозаготовка и деревообработка - Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра;

производство оборудования для сельского хозяйства, производство и переработка продукции сельского хозяйства - Курганская область;

рыболовство и животноводство - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ;

туризм - Свердловская, Челябинская, Курганская области и Ямало-Ненецкий автономный округ;

народные художественные промыслы и ремесла - Свердловская, Челябинская области и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Целью государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе является создание благоприятных условий для свободного развития предпринимательской инициативы граждан и субъектов предпринимательской деятельности, развития их потенциала и конкурентоспособности.

Основными задачами развития малого и среднего предпринимательства являются формирование благоприятной внешней среды для его развития, усиление рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства и поддержка малого предпринимательства в значимых для Урала видах деятельности.

В целях формирования благоприятной внешней среды для развития предпринимательства необходимо обеспечить:

развитие инновационной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;

привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к поставке товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд;

популяризацию и пропаганду идей малого предпринимательства, формирование среди населения, особенно среди молодежи, положительного имиджа предпринимателя.

Для усиления рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривается:

создание условий для активного ведения бизнеса малыми и средними предприятиями посредством развития соответствующей инфраструктуры - системы бизнес-парков и бизнес-инкубаторов, технопарков, технико-внедренческих зон, кластеров, информационно-консультационных центров и фондов поддержки малого предпринимательства, которые обеспечивали бы преемственность поддержки предприятий на всех этапах развития;

развитие финансовых механизмов поддержки деятельности малых и средних предприятий посредством расширения доступа к внебюджетным источникам финансирования путем развития системы микрофинансирования, лизинга, венчурного финансирования, инвестиционных займов, субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным в коммерческих банках;

создание региональной инновационной инфраструктуры (венчурных фондов, инновационных центров, центров трансферта технологий, научных и инновационных парков), оказание содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, участию в выставках и ярмарках;

предоставление финансовой поддержки малым предприятиям на начальных стадиях развития;

содействие интеграционному взаимодействию малого, среднего и крупного бизнеса путем размещения крупными предприятиями на малых и средних предприятиях заказов по производству комплектующих и запасных частей, создания промышленной инфраструктуры (центров производственной кооперации, инженерных центров и индустриальных парков);

предоставление поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также консультационной, информационной и маркетинговой поддержки;

содействие внедрению современных технологий ведения бизнеса с широким использованием возможностей сети Интернет;

содействие в продвижении товаров, работ и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства на региональные и зарубежные рынки.

Особое место в сфере малого и среднего бизнеса занимают микропредприятия и индивидуальные предприниматели, получившие наибольшее развитие в Челябинской и Свердловской областях. Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области превышает 145 тыс. единиц, а численность занятых в этой сфере составляет 673 тыс. человек в Свердловской области (в 2009 году) и 624 тыс. человек в Челябинской области. Дальнейшее развитие этого звена малого и среднего бизнеса усилит его позиции в экономике региона.

Изменения в сфере малого и среднего бизнеса будут связаны с процессом структурных преобразований в экономике Уральского федерального округа и приведут к более интенсивному развитию сферы услуг для населения (бизнес-услуг для хозяйствующих субъектов) по сравнению с малым предпринимательством торгового и производственного профиля.

Перспективные тенденции развития малого и среднего бизнеса будут направлены на выравнивание межтерриториальной дифференциации в степени насыщенности субъектами предпринимательства, сглаживание различий между субъектами Российской Федерации в развитии малого и среднего предпринимательства.

В результате реализации инновационного сценария сформируется устойчивая тенденция на уменьшение административных барьеров, но одновременно усилится конкуренция, усложнится процесс вхождения субъектов малого предпринимательства на рынок из-за возрастающих барьеров корпоративного характера, улучшится доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, повысится уровень удовлетворения потребности сферы малого и среднего предпринимательства в заемных средствах с 20 - 25 процентов до 85 - 90 процентов.

Планируется, что увеличится обеспеченность нежилыми помещениями субъектов малого и среднего предпринимательства (приближение в 2020 году к среднеевропейскому показателю, составляющему 10 - 15 кв. метров в расчете на 1 занятого) путем разработки и реализации программ государственной и муниципальной имущественной поддержки, строительства объектов для размещения субъектов предпринимательства, а также путем выкупа на льготных условиях муниципального и государственного имущества, планируемого к приватизации, приобретения у крупных предприятий неиспользуемых вспомогательных площадей.

Реализация мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, приведет к росту количества этих предприятий (на 1000 жителей) в 2020 году до 19 - 20 единиц, а также обеспечит увеличение доли малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте Уральского федерального округа до 35 - 40 процентов.